Обучение грамоте
Тема: составление текста по серии сюжетных картинок.
Цель: обучение составлению устного рассказа по серии сюжетных картинок.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Развивать память, внимание, мышление, устную речь учащихся.
Развивать умение анализировать и делать выводы, рассуждать.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к животному миру, желание заботиться о птицах и помогать им в трудное время года (зимой).
Расширять словарный запас детей.
Уточнять, расширять знания о птицах.
Формировать навыки сотрудничества.
Воспитывать учебную активность.
Оборудование:
Таблица «Речь».
Картинки: гусь, осы, лошадь, утка, белка.
Картинки (вырезанные): голуби, воробьи, синички, снегири и т.д. (по количеству детей в классе),
а так же ягод, орешек – корм для птиц.
Картинки скворечника и кормушки.
Большие рисунки воробья, снегиря, синички.
Макет кормушки.
Сюжетные картинки – 4 вида (работа по группам) – для составления устных рассказов.
«Незнайка».
Карточки со словами для составления предложений: «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь», «Галдят грачата на галчат», «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит».
Ход урока.
Организация класса. Настрой на урок.
Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Покажите своё настроение с помощью доброй улыбки. Улыбнитесь друг другу, чтобы на уроке нам работалось очень дружно.
Сообщение темы и цели урока.
- Вы говорили, я говорила, мы слушали друг друга. Всё, что мы говорим и слышим, читаем и пишем – это? (Речь).
- Какая бывает речь? (Устная и письменная).
- Какой речью мы пользуемся сейчас? (Устной).
Вывод: Сегодня на уроке мы будем развивать свою речь, учиться точно употреблять слова и предложения, составлять текст по картинкам.
Игры Деда-Буквоеда.
Дед-Буквоед съел буквы, вместо них оставил только картинки. Посмотрите внимательно на картинки, озвучьте их.





- Из каждого слова возьмём только первый звук г , о , л , у , б
- Какое получилось слово? (Голубь). Кто это? (Птица).
Логическое упражнение.
- Улетает ли голубь в тёплые края? Как живётся птицам, остающимся зимовать?
- Что должны делать люди? Посмотрите, на этих картинках показана помощь людей птицам. Что бы вы выбрали зимой? Почему?

А вы не забываете помогать птичкам? Ведь сейчас у нас какое время года?
- Давайте повесим и у нас в классе кормушку. (На доске большой рисунок)
- Голубь уже прилетел на нашу кормушку. А какие птицы ещё могут прилететь и полакомиться угощением, отгадайте загадки:
(Отгадав загадку, дети берут с парт птичек и прикрепляют их на кормушку).
В сером армячишке,
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей) – Как догадались?
Сегодня, посмотри,
Как розовые яблоки
На ветках… (Снегири)
Маленькая я … (Синичка)
Птичка-невеличка,
Мошек быстро ловит –
Своих крошек кормит. (Ласточка) – Почему у вас нет ласточки?
Физминутка.
Голодно, холодно, галки, воробьи!
Голодно, голуби – гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти.
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль, гуль, гуль!
Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Вспомним, как составлять текст по картинкам (коллективная работа):
- Рассмотрите картинки. Расположите картинки по порядку. Определите тему. О чём будете рассказывать? Заголовок?
- Рассказываем о том, что нарисовано: - Однажды…
(Составление рассказа по серии картинок на доске)
Деление на 4 группы. Учитель рассаживает детей по группам по принципу: в каждой группе должны быть сильный, средний, слабый ученики (разноуровневые группы).
Вспомним, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и качественно?
Вывешивается плакат – повторение правил работы в группе (приложение)
Самостоятельная работа в группах по плану:
Рассмотрите картинки
Расположите их по порядку
Подумайте: о чём будет ваш рассказ, озаглавьте (выслушайте каждого и выберите лучшие заголовки)
По каждой картинке составьте одно-два предложения (выслушайте каждого и выберите лучшие предложения)
Расскажите друг другу рассказ целиком
Выберите человека, который выступит с рассказом перед классом
(Каждой группе раздаётся своя серия сюжетных картинок)
Выступление от каждой группы: Правильность расположения картинок. Заголовок. Текст.
Оценка, самооценка работы
–Рассказ какой группы вам понравился? Почему?
-Оцените свою работу в группе (Дети показывают знаки:
- очень доволен своей работой, - хорошо поработал, - надо постараться)
- Что получилось? Какие были затруднения?
Упражнение на развитие логического мышления.
- Незнайка тоже составлял рассказ. Послушайте внимательно.
Была ночь. Ярко светило солнце. Мы вышли на балкон полюбоваться звёздным небом.
- Всё ли правильно? Найдите ошибку. Докажите.
VI. (Дополнительно для «сильного» класса) Самостоятельная работа по инструкции в группах.
1-я группа: Составьте из слов пословицу. Объясните её смысл.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
2-я группа: Составьте скороговорку. Выучите и произнесите её быстро.
Галдят грачата на галчат.
3-я группа: Составьте загадку. Выучите, загадайте классу.
Добрый доктор Айболит – он на дереве сидит. (Дятел)
- Почему дятла называют лесным доктором?
VII. Итог. Рефлексия. Понравились вам игры Деда-Буквоеда?
Какой речью он учил нас сегодня пользоваться?
Закончите фразу «Сегодня на уроке я (мне)…»
Спасибо за работу. Мы сегодня очень хорошо поработали.
VIII. Д/З Быть внимательными в общении друг с другом и взрослыми, стараться следить за своей речью. Не забывать заботиться о птицах зимой.