СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обычаи предков — наследие отцов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье особое внимание уделено сохранению и возрождению адыгских народных традиций и приобщение подрастающего поколение к ценностям культуры своего народа, воспитание духовно-нравственной личности, которая знает, уважает обычаи и традиции своего народа. Это нужно для того чтобы молодое поколение не забывало свое прошлое, свою историю.

Просмотр содержимого документа
«Обычаи предков — наследие отцов»

Мамижева Жанна Магомедовна

учитель адыгейского языка и литературы

МБОУ СОШ № 11 а.Ходзь

«Обычаи предков — наследие отцов»


Аннотация. В данной статье особое внимание уделено сохранению и возрождению адыгских народных традиций и приобщение подрастающего поколение к ценностям культуры своего народа, воспитание духовно-нравственной личности, которая знает, уважает обычаи и традиции своего народа. Это нужно для того чтобы молодое поколение не забывало свое прошлое, свою историю.


Ключевые слова: культура, обычай, традиции, культура, уважение, почитание, гости, хозяин, кунацкая, гостеприимство, этикет.


Культура любого и каждого народа - великая общечеловеческая ценность.

Богата и разнообразна педагогическая культура адыгов, составляющая одну из интереснейших глав в сокровищнице мировой культуры. Как и всякий народ, адыги имеют свой этикет, обычай. Как показывает опыт работы учителей адыгейских школ, широкое использование народных педагогических традиций приносит большую пользу в воспитании детей.

Десятки поколений сменяются, но не прерывается связь времен через знание культуры и быта своего народа.

Кто мы, кто наши предки, что они оставили нам в наследство, а что мы сами оставим будущим поколениям. Адыги всех времен очень дорожили своими традициями, обычаями и каждый раз старался не опозорить честь своего рода.

Земля адыгов красива, щедра и гостеприимна. Кто любит и ценит свою землю, тот и восхищается уникальной культурой, добрыми обычаями и традициями адыгского народа.

Адыги — один из древнейших народов Кавказа, давших название Республике.

Адыгея — одно из самых замечательных мест на Северном Кавказе. Она расположена вдоль Кавказского хребта. Ее история тесно вплетена в историю России, Турции, Сирии, Египта и других стран. Каждый народ имеет свою культуру, свои секреты. Не исключение и Адыгея. Я расскажу вам про одно из прекрасных мест Адыгеи — аул Ходзь.

Ходзь — настоящий черкесский предгорный аул у реки с одноименным названием. Аул был основан в начале 19 века.

Ходзь - аул с прекрасной окружающей природой. Здесь можно увидеть красоту Кавказских гор в солнечном блеске лучей, оценить разлив реки с ее чудесными изгибами, побродить по красивому лесу, и конечно, вдохнуть неповторимый свежий ветер свободы, который на протяжении столетий поет свои песни с адыгским народом.

С чего начинается Родина? С моего дома, с моих близких, с моего аула. Не зря Аслан Хаджимуратович сказал, что «Ходзь – центр вселенной». Так начинается книга, написанная нашим земляком, историком Асланом Хаджимуратовичем Афашаговым. Его книга – пример большой любви к малой Родине.

В 1976 году Аслан Хаджимуратович создал краеведческий музей на базе ходзинской школы, который действует по настоящее время. В 2004 году музей назван в честь создателя, историка, общественного деятеля, отличника народного просвещения Российской Федерации Афашагова Аслана Хаджимуратовича.

Музей имеет несколько направлений:

- культура и быт адыгов

- коллективное хозяйство аула

- искусство и культура

- боевая слава.


Ходзь имеет свои тайны, истории, вкусные секреты. О некоторых из них мы расскажем вам.

Одним из главных моральных требований жителей аула является патриотизм, трудолюбие и уважение к людям труда, в духе которых воспитываются дети с ранних лет. Воспитание молодого поколения в духе гуманных отношений и взаимного уважения между людьми является одной из центральных идей в адыгской народной педагогике. Гуманные отношения между людьми включает в себя уважения к старшим, гостеприимство, вежливость и тактичность, доброту.

Обычай почитания старших выполняется неукоснительно. Жители аула с большим уважением относились и относятся к старшим. В семье адыгов обычно главой является — отец, он пользуется непререкаемым авторитетом, его слово закон для адыгской семьи. При нем дети не садятся, громко не говорят.

Особым почетом и уважением пользовались старики, которые поистине были совестью адыгского народа и главными хранителями его обычаев и традиций. Чем старше был человек, тем большим почетом и уважением он пользовался. Принцип старшинства проявлялся практически во всем, даже в житейских мелочах: самого старшего сажают на самое почетное место, а уж за ним следуют более молодые. Если к чему — то приступает самый старший, остальные делают это за ним в соответствии с возрастом от более пожилых к более молодым. Считалось, что таким образом старейшина показывает, как надо относиться к старшим, а молодое поколение следует этому примеру.

В присутствии старших молодые люди должны были во всем сдерживать себя и всячески проявлять скромность: не хвастать, не грубить, не сквернословить, громко не разговаривать и вообще много не говорить. Категорически запрещалось перебивать старшего во время его речи – все должны были внимательно слушать более старшего, как бы долго он не говорил – считалось, что старики более мудры и их слова содержат опыт прожитых лет и предыдущих поколений. Молодые люди не имели права в присутствии стариков стоять полусогнутыми, держать руки в карманах, поворачиваться к старшим спиной, сидеть развалившись. Если старший шел далеко впереди, и с ним нужно было поговорить, то окликать его категорически запрещалось. В этом случае необходимо было догнать его и вежливо завести разговор. Младший всегда должен быть готов выполнить любое поручение или просьбу со стороны старшего. Если люди шли по улице вдвоем, то более молодой шел слева от старика, выказывая тем самым ему свое почтение.

Но почет и уважение, доставшиеся старикам, были только одной стороной медали. Они, в свою очередь, должны были строго следить за соблюдением всех норм и обычаев, воспитывать подрастающее поколение на своем личном примере, быть эталоном скромности, тактичности, воспитанности и мудрости. Старики несли моральную ответственность за все то, что происходило в роду, ауле, доме.

Поистине беден тот, чей дом не знает гостей, ибо, что дороже гостя нет - будь он твой родственник или путник, сбившийся с пути. Нет, для нас адыгов, разницы в возрасте гостя. Стар или млад, пусть он почувствует в твоем доме тепло и защиту, окружи гостя вниманием и заботой. Гость должен сердцем запомнить твое приветствие, радушие и искренность чувств, которые встретит в твоем доме. А для приема гостей адыги строили « ХЬАКIЭЩ» (кунацкая). Двери «ХЬАКIЭЩ» (кунацкая) не закрывались ни днем, ни ночью. Обычно такой «гостиный дом» строился в наиболее удобном месте усадьбы, имел свой особый дворик, огороженный забором. Внутри кунацкой находилось все самое лучшее из домашней обстановки, имевшейся у хозяина: ковры, циновки, постельные принадлежности, музыкальные инструменты.

Отношение адыгов к гостю всегда было изысканным. Каждый адыг считает за честь иметь гостя. Гость в доме адыга как в крепости. Все лучшее, что имеет хозяин, что он может достать в округе, предназначается гостю

Гостя всегда сажали на самое почетное место в кунацкой. Рядом с гостем - независимо от того, какого он был возраста, сажали лишь самых уважаемых людей. Остальные же стояли поодаль, вдоль стен, поближе к дверям. В знак уважения к гостю соблюдали полную тишину, а после начала разговора с ним беседовали только старики и очень уважаемые люди.

Хозяин радушно принимает гостя и провожает его до границы своей территории, когда он уезжает домой.

Ходзь — красивейший уголок Адыгеи и начало территории республики. Часто аул удостаивается почета встречать уважаемых гостей из разных стран.

Жители аула Ходзь славятся своим гостеприимством.

В 1964 году в аул Ходзь приехала партийно-правительственная делегация во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым.

Ходзь — центр Вселенной. И не потому ли принц из Иордании начал свой визит в Адыгею посещением нашего аула.

Из уважаемых и дорогих гостей нашего аула были :

- Первый президент республики Адыгея Джаримов Аслан Алиевич

- Президент Республики Адыгея Совмен Хазрет Меджидович.

- Президент Республики Адыгея Тхакушинов Аслан Китович

- Глава Республики Адыгея Кумпилов Мурат Каральбиевич

Не исключением является и гостеприимство наших дорогих гостей из Израиля. Адыги живущие за рубежом посетили наш райский уголок. Вспоминая все лучшее о гостеприимстве адыгов, жители аула встречали делегацию с почетом, они показали свои умения и навыки в приеме гостей по старым адыгским обычаям.

Воспитание подрастающего поколения с раннего детства считалось у адыгов делом очень серьезным. Рассматривая воспитание как подготовку к жизни, адыги начинали этот процесс очень рано. Именно в этом возрасте закладывались основы человеческого характера, и поэтому с младенчества ребенка приучали быть вежливым, скромным, терпеливым, ловким, сильным и находчивым. Уже в колыбельной песни «Кушъэ орэд» как будто планировалось, кем и каким станет человек.

С самого раннего детства детей приучают к труду, вырабатывая у них необходимые навыки и умения, одновременно прививая морально-этические нормы поведения в обществе. Нравственному воспитанию молодого поколения уделялось самое пристальное внимание. Девочек их матери приучали к строгости, скромности, уважению к старшим, обучали всем обычаям. Мальчики же с раннего возраста допускались в кунацкую, где они прислушивались к рассказам старших, песням и сказаниям об истории народов и его героях. Все это способствовало тому, что мальчики вырастали горячо любящими свою родину, свой народ. Мальчики со слов старших и на их примере учились уважать стариков и женщин, быть сдержанными и почтительными, строго соблюдать обычаи и традиции своего народа.

В своей работе мне помогает семейный клуб из числа активных родителей. Этот клуб помогает мне в решении основной задачи - изучение, возрождение и пропаганда семейных традиции, обычаев и обрядов. О семейных традициях родители, бабушки, дедушки часто рассказывают детям, вместе со своими детьми они инсценируют обряды, участвуют и проводят национальные игры.

Изучение и возрождение народных традиции помогает детям стать добрыми, честными, отзывчивыми. Ребята в своих работах с любовью пишут о родном ауле, о его прошлом, о славных, достойных земляках, о своей семье, о традициях в семье. И такая сложенная работа учащихся, учителя и родителей - итог кропотливой работы и умению зажечь «искорку» творчества в детях и родителях.

Занимаясь возрождением прогрессивных национальных особенностей, мы исключительное внимание уделяем воспитанию у молодежи сплоченности, уважению к своим обычаям.

Литература

  1. Я.В.Чеснов, М.А.Меретуков, А.Т. Керашев, Культура и быт адыгов, Майкоп - 1989

  2. Р.Х.Савв, Мудрость адыгского этикета, Майкоп -1995

  3. И.А.Шоров, Адыгская (черкесская) народная педагогика, Майкоп - 1999