СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы выявления одаренных детей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как выявить одаренных детей. Способы выявления.

Просмотр содержимого документа
«Способы выявления одаренных детей»

-1-


Выступление на семинаре «Развитие одаренной личности»



Упражнение «Грецкий орех».

Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается одна минута, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т.е запомнили свой орех, чтобы затем найти его ( в центр круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, педагоги их разбирают).

Теперь я пойду по кругу и соберу в мешочек орехи, перемешаю, высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.


Вопросы: По какому принципу вы нашли свой орех?

Какую позицию заняли при выборе?


Вывод: На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться – одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: они запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «черточки». Нужно их только почувствовать и понять.


Упражнение « Неординарная личность»

Предлагаю вам еще одно упражнение

Я предлагаю вспомнить человека, с которым вы знакомы лично или является его фанатом и, который на сегодняшний день служит для вас образцом человека одаренного в какой – то области. Каждый называет свое имя и какое – то качество, особенности поведения их знакомого, характеризующего его как одаренного творческого человека.

Ведущий фиксирует эти особенности на доске, объявляется тема и вниманию участников предлагается библейская притча:

«Вот вышел сеятель сеять;

И, когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;

Иное упало на добрую землю и принесло плод…»

«Евангелие от Матфея»

-Чему учит притча, как она связана с темой нашего семинара?


Работая психологом, часто приходится сталкиваться с вопросом родителей: «Не правда ли, мой ребенок – одаренный?» И порой после проведенной диагностики и бесед с ребенком остается только согласиться с мнением родителей и присмотреться к ребенку повнимательнее.


Я предлагаю вам проранжировать качества, которые вам нравятся в учениках знаком «+», а знаком «-« то, что не нравиться.

  1. дисциплинированный

  2. неровно успевающий

  3. организованный

  4. выбивающийся из общего темпа

  5. эрудированный

  6. странный в поведении, непонятный

  7. умеющий поддержать общее дело ( коллективист )

  8. выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями

  9. стабильно успевающий

  10. занятый своими делами (индивидуалист )

  11. быстро на лету схватывающий

  12. не умеющий общаться, конфликтный

  13. общающийся легко, приятный в общении

  14. иногда тугодум, не может понять очевидного

  15. ясно, понятно для всех выражающий свои мысли

  16. не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству


Как вы думаете, в «четных» или «нечетных» качествах дана характеристика одаренных детей? Ответ: «нечетный». Это развенчивает учительский стереотип о том, что одаренные дети учатся легко и быстро. Легкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов. Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость он был исключен из гимназии.


Одаренные дети - какие они? Они очень разные, непохожие друг на друга. Впрочем, это справедливо не для всех детей. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.


К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3) испытывают радость от умственного труда.


Я приготовила вам методику комплексной диагностики общей одаренности педагогом. (Приложение 1)


Для психологов одаренность – особый пласт работы, имеющий свою специфику. Интерес вызывают следующие стратегические направления работы:

·        проблемы одаренного ребенка в семье;

·        проблемы и взаимоотношения с учителями;

·        отношения со сверстниками и с самим собой.


В нашей школе выявление школьников с повышенными способностями проводится на основе комплексного психологического тестирования (тесты на выявление уровня развития интеллектуальных способностей, креативности). Кроме этого, уровень развития интеллектуальных, языковых, творческих способностей учащихся по специальной методике оценивают учителя-предметники, работающие в данных классах, а также родители учащихся. Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок учителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности школьников, а также выделить особую группу учащихся, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт.

Методики диагностики интеллектуальных способностей детей разных возрастов подбираются таким образом, чтобы диагностировать как вербальные, так и пространственные интеллектуальные способности. В начальной школе применяется методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей — МЭДИС (авторы — И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина) и методика определения умственного развития детей 7–9 лет, разработанная на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. В 5–8 классах используются групповой интеллектуальный тест (ГИТ) и шкала прогрессивных матриц Равена. В 9–11 классах применяются тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, школьный тест умственного развития (ШТУР) и краткий отборочный тест (КОТ).

Дальнейшая работа психологической службы школы с одаренными школьниками предполагает психологическое сопровождение процесса обучения. Оно включает мониторинг психологического развития одаренных школьников, индивидуальное консультирование самих учащихся, их родителей и учителей.


Среди таких интеллектуально одарённых детей есть те, кто с удовольствием демонстрирует свои интеллектуальные умения. Это активные, уверенные в себе дети, они не боятся демонстрировать свои способности и умения.

Но существуют дети, которых называют интеллектуально пассивными. Они обладают широкой эрудицией, конструктивным складом ума, но при этом не уверены в себе, инертны, с неразвитыми речевыми способностями. Их интеллектуальный труд отличает глубина, обилие прочитанной, изученной и использованной для написания научной работы литературы. Именно на таких детей надо обратить внимание, рассмотреть их способности, поддержать их, помочь им проявить свой интеллектуальный потенциал. Вот этим, прежде всего, должна заниматься психологическая служба школы.

С ребятами, изъявившими желание заниматься учебно-исследовательской работой, проводился опрос:


Сделать это мне…

трудно

легко

Говорить перед классом

10 человек

14 человек

Во время выступления не потерять нить выступления

13 человек

11 человек

Сделать сообщение по ключевым словам

7 человек

17 человек

Пояснить что-либо у доски

7 человек

17 человек

Сказать что-то, в чём не уверен

16 человек

8 человек

Говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников

14 человек

10 человек

Выступать с докладом, не читая его, а рассказывая

8 человек

16 человек

Ставить вопросы

9 человек

15 человек

Чувствовать себя уверенно во время выступления

19 человек

5 человек

Работать длительное время в библиотеке

13 человек

11 человек

Данные опроса помогли выявить следующие проблемы:


  • Проблемы развития коммуникативных умений учащихся (например, 38 % опрошенных отвечают, что им трудно выступать с докладом, не читая его; пояснять что-либо у доски; во время выступления не потерять нить выступления).

  • Выявили некоторые индивидуальные психологические особенности учащихся (53% ответили, что им трудно сделать выступление по ключевым словам; сказать что-то, в чём не уверены; чувствовать себя уверенно во время выступления; ставить вопросы; длительное время работать в библиотеке).

  • Проблемы в межличностных отношениях (49 % учащимся трудно говорить перед классом; говорить так, чтобы привлечь внимание одноклассников)

Таким образом, данная диагностика помогла выявить факторы, которые мешают ребятам заниматься исследовательской деятельностью активно, эффективно и творчески.


Немаловажное значение имеет так же психопрофилактическая работа.

 

Многие исследователи, изучающие проблемы, изучающие проблемы одарённых детей (Т.А.Репина, Т.В.Сенько), отмечают, что в сфере общения со сверстниками у таких детей возникают определённого рода проблемы. Они объясняют это диспропорцией в умственном и социальном развитии одарённых детей.

 Высокий уровень самосознания одарённых детей сопровождается ранним пониманием своего отличия от других. Это может восприниматься негативно, приводить к самоизоляции или чувству отверженности, в результате страдает уверенность в себе и тормозится эмоциональное и личностное развитие. С другой стороны, восприятие ребёнком и окружающими одарённости как заслуги может формировать у него высокомерие и чувство превосходства над другими, что также ведёт к личностным и межличностным нарушениям.

   Всё вышеперечисленное свидетельствует о необходимости целенаправленной, систематической работы по развитию эмоциональной и социальной сфер у одарённого школьника.


Следует особо подчеркнуть, что в процессе обучения одаренных детей к педагогам и психологам предъявляются особые требования. И при подготовке педагогического персонала к работе с одаренными детьми необходимо вырабатывать у педагогов целый ряд специфических знаний и умений:

• формирование знаний о том, что такое одаренность и одаренные дети, каковы особенности их обучения и развития;
• изучение методов выявления, обучения и развития одаренных детей в разных условиях;
• формирование личностного отношения к одаренному ребенку не как к объекту педагогического воздействия, а как к субъекту совместно конструируемого педагогического взаимодействия, в ходе которого происходит обучение и развитие учащегося;

Предлагаю и вам определить свою готовность к работе с одаренными детьми.

(Приложение 2)





Наиболее правильная форма воспитания одаренных детей - обращаться с ними без излишней аффектации и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений. Необходимо, чтобы воспитание поддерживало и стимулировало чувство самостоятельности, стремление отступить от общепринятого шаблона, но при этом не поощряло бы стремление обратить на себя общее внимание. Только внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творчества будет способствовать дальнейшему развитию ребенка. Только объединив усилия педагогов, родителей, дополняя друг друга, перенимая опыт, можно развить одаренную личность.