| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Одаренность в младшем школьном возрасте
Подготовила:
студента: Ш-42 группы
Михайловская Т.Е.
Ейск,2021
Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их?
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходит на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженность у отдельных детей той или иной возрастной черты.
Но несомненно, что особенности существенного сказываются на познавательных возможностях детей.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей детской психики. Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики.
Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:
новизна воспринятого “что – то”;
осознание его как чего – то неизведанного;
импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства.
Возрастное явление – своеобразие хода развития сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор одаренности. Только у части детей, опережающих свой возраст, подобная одержимость умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других таких детей – при прочих равных условиях неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится – это скажется и на развивающихся способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно рассматривать как подтверждение того, что яркие проявления детской одаренности во многом зависят именно от возрастных в определенную пору возникающих в какой – то мере преходящих особенностей.
В вопросе о восприятии одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать родительское воспитание.
Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.
Именно детям, наиболее любознательным, часто становятся скучно в классе после первых же уроков.
Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми, так как беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди.
У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками.
Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребенка, если ему почему – либо не даются физкультура, занятия по труду.
Для “вундеркиндов” раньше требовалось специальное разрешение органов народного образования. Теперь согласно новому положению об общеобразовательной средней школе официально введено право сдавать экстерном за любой класс и за школу в целом.
Но и это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом возникают новые сложности.
Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время, но не нужно торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: “бутоны” его способностей еще не раскрылись.
Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и
фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый
вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под
номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не
нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится,
ставьте «++».
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные
рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно
знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и
ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать
возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с
другими детьми того же возраста.
На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы
помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам
вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей
точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»;
очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь
ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки,
рассказы, повести;
3) петь, музицировать;
4) заниматься физкультурой;
5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные
игры;
6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать
готовить пищу);
8) играть с техническим конструктором;
9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми,
незнакомыми словами;
10) самостоятельно рисовать;
11) играть в спортивные, подвижные игры;
12) руководить играми детей;
13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными,
насекомыми;
14) ходить в магазин за продуктами;
15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах,
космических кораблях и др.;
16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов,
животных);
17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек,
собак и др.);
21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься
различными видами художественного творчества;
25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте,
смотреть спортивные телепередачи;
26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям
(убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27) ухаживать за домашними растениями;
28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать
пыль, подметать пол и т.п.);
29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30) знакомиться с общественными явлениями и
международными событиями;
31) участвовать в постановке спектаклей;
32) заниматься спортом в секциях и кружках;
33) помогать другим людям;
34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением
склонностей ребенка на семь сфер:
• математика и техника (1-й столбик в листе ответов);
• гуманитарная сфера (2-й столбик);
• художественная деятельность;
• физкультура и спорт;
• коммуникативные интересы;
• природа и естествознание;
• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в
решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные
результаты могут быть очень полезны как опорная схема для
дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать
развитие ребенка всесторонним и гармоничным.