ЗАНЯТИЕ 1
МНОГО, МАЛО, ОДИН
Цель занятия
Учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один.
Материалы
Для воспитателя: плюшевый мишка, красный и желтый флажки.
Для детей: самолеты красного и желтого цвета (для каждого).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Поиграем
Воспитатель проводит любую из предложенных ниже игр. Перед игрой загадайте детям загадку.
Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу.
(Плюшевый мишка)
«Медведь и пчелки»
Дети разбирают стульчики — это домики-ульи. Воспитатель предлагает ребятам представить себя «пчелками».
Затем он назначает кого-то из ребят, называя его по имени, на роль «медведя».
Сколько «медведей»?
Один «медведь».
Как только воспитатель скажет: «Медведь идет!», — «пчелки» должны разлететься по своим домикам (сесть на стульчики). Не поймает «медведь» «пчелок», отправляется спать.
Пчелка, еще пчелка, еще пчелка, — указывая на детей,
говорит воспитатель. — Сколько пчелок?
Много пчелок.
Сколько медведей?
— Один медведь.
Игра проводится 2 раза.
«Самолеты»
Вдоль стены стоят стульчики, на каждом — самолет. Воспитатель предлагает детям, называя их по именам, представить себя летчиками.
Сколько летчиков?
Много летчиков.
Затем он показывает на стульчики и объясняет, что это аэродром, где стоят самолеты.
Сколько самолетов?
Много самолетов.
Далее воспитатель предлагает каждому взять по одному самолету. Называя детей по именам, спрашивает:
Сколько самолетов взял каждый мальчик?
Один самолет.
Сколько самолетов взяла каждая девочка?
Один.
Когда воспитатель взмахнет красным флажком, должны полететь красные самолеты; когда взмахнет желтым флажком — желтые самолеты. При взмахе красным и желтым флажками летят все самолеты.
Далее самолеты «совершают посадку». Воспитатель опускает красный флажок. Дети с красными самолетами направляются к своим стульчикам и садятся на них.
— Сколько красных самолетов приземлилось?
Таким же образом «на посадку» летят желтые самолеты.
— Сколько желтых самолетов приземлилось?
— Сколько самолетов поставил каждый из мальчиков? Какого цвета самолет у каждой девочки? Сколько желтых (красных самолетов) у девочек? Мало. Сколько всего самолетов приземлилось?
Игра повторяется 2 раза.
Сидя за столом
Воспитатель показывает детям картинку с изображением подсолнуха и спрашивает: какой он формы? Загадывает загадку про подсолнух.
Посадили зернышко, Вырастили солнышко. Это солнышко сорвем, Много зерен соберем. (Подсолнух)
Затем предлагает детям посмотреть на свою одежду и найти на ней что-нибудь круглое (например, пуговицы, горошины на платье и т.д.).
На прогулке
На прогулке обратите внимание детей на красоту осени. Предложите им принести по одному листочку. Спросите: сколько листочков принес каждый ребенок? Сколько всего листочков?
Сплетите венок из разноцветных листьев, попросите ребят назвать цвет, обсудите величину и количество листьев.
Советы воспитателю
В играх типа «Медведь и пчелки», «Самолеты» могут участвовать небольшие группы детей, которые хотят играть.
Утром спросите у детей, каких игрушек много, каких мало, каких по одной в группе, на улице.
Рекомендации для родителей
Расскажите родителям, что на занятиях дети будут не только готовиться к счетной деятельности, но и знакомиться с геометрическими фигурами, с понятием «величина», будут учиться ориентироваться во времени и пространстве. Объясните им необходимость больше внимания уделять развитию мелкой моторики рук. Для этого нужно поощрять детей выполнять различные действия пальцами: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, нанизывать бусы на веревочку, перебирать различные мелкие предметы, раскладывать их в определенном порядке и т.д.
Ключевые слова:
МНОГО, МАЛО, ОДИН