СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одна из технологий помощи и поддержки детской инициативы "Групповой сбор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Одна из технологий помощи и поддержки детской инициативы "Групповой сбор"»

Уважаемые коллеги, представляем Вашему вниманию одну из технологий помощи и поддержки детской инициативы «Групповой сбор»


Слайд1 Тема моего выступления:

«Технология группового сбора в условиях дошкольного учреждения»


Слайд 2 «Учитесь слушать детей, лучше, что можно сделать для них- принимать их в серьёз и выделять время, чтобы выслушать»


Современный образовательный процесс в ДОУ предполагает выполнение детьми разнообразных тематических проектов, совместное планирование дня взрослыми и детьми, утренний групповой сбор.

Можно ли назвать ростками нового эти формы работы с детьми? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века.



Слайд 3. Утренний круг или групповой сбор – это не занятие, поэтому ребёнок сам решает принять ему участие в групповом сборе или заняться другим видом деятельности. Принципы на которых строится работа с детьми (свобода, самостоятельность, совместная работа)


Технология «Утренний круг» позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день. Во время утреннего сбора развиваются навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей и кооперативного взаимодействия, чувство принадлежности, которые, в свою очередь, являются основой для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.


Слайд4. Задачами утреннего сбора являются:

Формирование доброжелательных отношений между детьми;

Создание атмосферы и сотрудничества между детьми и взрослыми;

Создать положительный эмоциональный настрой на весь день;

Обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях;

Формирование мотивации к предстоящей деятельности;

Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.


Слайд 5. Подготовительные действия:

Правила. Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний. Регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках мяч».

ВопросыДля начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования. Например:

  • Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто ещё не уселся?

  • Какое у вас настроение?

  • Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?

  • Кто очень хочет задать вопрос?

  • Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?

  • О чём бы вы хотели узнать?

  • Что бы вы хотели посоветовать?

  • Как бы вы поступили в подобной ситуации?

  • Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

  • Слайд 6. Размещение участников группового сбора:

  • Дети усаживаются в круг, и каждый ребёнок находится в поле зрения взрослого. Порядок расположения может меняться.

  • Например,

  • Рассаживаются по росту,

  • По цвету глаз,

  • По длине волос,

  • Чередуя, девочка- мальчик и т.д.

Слайд7. Структура группового сбора:

  1. Позывные для утреннего сбора. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, педагог формирует чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма. Позывные можно связать с требуемой темой.

  2. Организация утреннего кругаДети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

  3. ПриветствиеДети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Арина! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Арина, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.

  4. НовостиОдной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

  5. Обмен информациейТакже важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек), кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе. Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

  6. Динамическая пауза. Проводится динамическая пауза также в соответствии с тематическим проектом.

  7. Проблемные ситуации. Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.

  8. Игры по теме проекта. Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи, или плакат «Интересы моей семьи», или даже семейные фотографии).

  9. Предоставление права выбора центра активностиЗавершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

Слайд 8. Выбор детьми центров…………

Слайд9 и 10 Завершающим компонентам группового сбора является презентация деятельности в центрах активности и выбор детьми центра в котором они будут заниматься.





Слайд 11. Роль воспитателя в групповом сборе заключается в том, чтобы:

Обеспечить комфортное и конструктивно- деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;


Слайд 12. Роль ребёнка в групповом сборе

возможность познавательного общения

умение управлять собой

влияние на события


Стимулировать и поддержать инициативы детей;

Заинтересовать детей и тем самым решать образовательные задачи;

Помогать детям выбирать и планировать работу;

Оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.


Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.


Слайд 13. В результате ребёнок учится

Контролировать своё поведение;

Устанавливать контакты;

Выражать своё отношение;

Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;

Присваивать полученную информацию в доступной ребёнку форме;

Использовать элементарные нормы общения;

Сотрудничать (со взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах.

Слайд 14 Вечерний групповой сбор

Подведение итогов деятельности (вечерний групповой сбор)

1. Обращать внимание, как на дела, так и на результат.

2. Обсуждать с детьми сложности и проблемы дня, продумывать пути решения проблем.

Слайд 15. Спасибо за внимание