«Односоставные предложения. Повторение и обобщение.»
Учитель русского языка и литературы
Чолпонбек кызы Айгул
Цели урока:
- повторить, обобщить и систематизировать материал по данной теме;
2. развивать навыки грамотного письма и орфографическую зоркость, умение определять виды односоставных предложений и находить их в тексте;
3. воспитывать любовь к русскому языку.
Словарный диктант. Самопроверка.
Рове .. ик, свер … ик, иску .. тво, пр .. з .. дент, к .. мп ... зиц .. я, тр .. диц .. я, д .. плом, .. ксп .. р .. мент, к .. мпью..р, п .. йзаж, тр … е .. бус, пье .. а, .. ртист, .. ктер, р .. шение.
Словарный диктант. Самопроверка.
Рове сн ик, свер стн ик, иску сс тво, пр е з и дент, к о мп о зиц и я, тр а диц и я, д и плом, э ксп е р и мент, к о мпьют е р, п е йзаж, тр олл е й бус, пье с а, а ртист, а ктер, р е шение.
Работа с таблицей .
Определить соответствие главных членов виду односоставного предложения.
Виды предложений
Главный член предложения выражен …
Назывные
Глаголы 2 л. ед. ч. и 3 л. ед.ч.
Определенно-личные
Безличный глагол., категория состояния.
Неопределенно-личные
Глаголы 1 и 2 лица
Безличные
Обобщенно-личные
Глаголы 3л. мн.ч.
Существительное в Им.п.
Синтаксический разбор предложения .
Ст…пной ветер с…брал (за) Доном (с) п…левых дорог тонкую сея(н,нн)ую пыль и поднял в небо.
Физкультминутка.
Закончить пословицу.
- Сам погибай…
- Сделал дело…
- Любишь кататься….
- Что посеешь…
- За двумя зайцами погонишься…
- Не имей сто рублей…
Односоставные предложения какого вида у вас получились?
(Обобщенно-личные).
Заменить двусоставные предложения односоставными, определить их вид.
Пришла долгожданная зима. Снежное покрывало укрыло землю. На улице дует холодный ветер. Мороз щиплет лицо.
Найти односоставные предложения в тексте, определить их вид.
Под копытом на снегу…
С. Есенин.
2. Дни поздней осени бранят обыкновенно…
А.С. Пушкин.
3. Забайкалье. Зарево заката.
Запоздалый птичий перелет.
М. Алигер.
Развитие речи.
- Составить рассказ по картине, используя односоставные предложения.
Игра «4-е – лишнее».
Найти лишнее предложение.
Сестра – врач.
Не плачь ты попусту.
Ночь темна.
За дверью бегают.
1.
2.
Иду по улице нарядной.
В доме шумят.
Травы скашивают рано утром.
Меня задержали на работе.
3.
Красуйся, град Петров!
Ведут ко мне коня.
Ищу тебя.
Будем вместе служить.
Сколько волка ни корми, все равно в лес смотрит.
4.
С утра морозило.
Нет дыма без огня.
Цыплят по осени считают.
Еду-еду в чистом поле.
5.
Не спится, няня.
Мужайся, сердце, до конца.
Идем по лесу.
Итог. Самостоятельная работа.
Списать текст. В предложениях графически обозначить грамматические основы. Указать вид односоставных предложений.
Опять величественно загремело где -то в бездонной, пустой вышине. Вокруг меня что-то крупно и быстро зашуршало, запахло мокрой свежестью весенней зелени. Прямой редкий дождь длинными стеклянными нитями засверкал из нового большого облака, бесконечно высоко вставшего над самой моей головой. И по недвижимой и ровной поверхности зеркальной белой воды, быстро шумя, запрыгали бесчисленные гвозди.
(И. Бунин).
Спасибо за урок!
Молодцы!
Используемая литература:
- «Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 33-е изд. – М. : «Просвещение», 2010 г.».
- Соловьева Л.Ф. «Компьютерные технологии для учителя». – Спб.: «БХВ – Петербург», 2004 г.
- Минько Р.В. «Microsoft Office Power Point 2003. Просто как дважды два». – М.: «Эксмо», 2006 г.
- Интернет-ресурсы ( флеш-анимация).