Односоставные предложения.
Урок – обобщение в 8 классе. (слайд №1)
Лингвистическая тема урока: «Казань в ее прошлом и настоящем».
Цели (слайд №2):
- обобщить изученное об односоставных предложениях;
- развивать навыки построения текста – описания;
- воспитывать интерес учащихся к истории родного края.
Задачи:
формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
научить пользоваться односоставными предложениями в тексте;
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, презентация, индивидуальные карточки, репродукция картины Светланы Денисовой «Сенная площадь в Казани».
Предварительное индивидуальное домашнее задание: Объяснить лексическое значение фразеологизмов «подлинная правда», «узнать всю подноготную», рассказать их этимологию; назвать лексическое значение слов: « тать», «палки-длинники».
1.Приветствие. Обозначение целей и задач урока. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
1) Используя способ взаимопроверки, учащиеся проверяют домашнее задание соседа, ориентируясь на «Правильные ответы» (слайд №3)
3. Повторение изученного материала.
1) Работа с интерактивной доской: заполнение таблицы «Односоставные предложения» (слайд № 4)
Учитель: Ребята, повторение темы мы начнем с заполнения таблицы «Односоставные предложения».
2) Лингвистическая разминка
Учитель: Пока … заполняет таблицу, мы освежим свои знания по синтаксису, используя лингвистическую разминку: я буду начинать фразу, а вы ее заканчивайте.
1) Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая… (сообщение о чём-либо, или вопрос, или побуждение.)
2) В отличие от словосочетания предложение имеет… (грамматическую основу, состоящую из главных членов(подлежащего и сказуемого) или одного из них.)
3) По цели высказывания предложения бывают…(повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), побудительные (содержат побуждение).
4) По эмоциональной окраске предложения могут быть… (восклицательными(если высказывание сопровождается сильным чувством) и невосклицательными.)
5) По количеству грамматических основ они делятся на… (простые (одна грамматическая основа) и сложные (несколько грамматических основ).
6) По наличию второстепенных членов предложения могут быть…(нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (есть второстепенные члены).
7) Простые предложения по строению грамматической основы делятся на…(двусоставные(с 2-мя главными членами) и односоставные(с 1-м главным членом).
Учитель: Мы вспомнили некоторые теоретические сведения; определения же, касающиеся односоставных предложений, мы вспомним в ходе урока.
Учитель: Итак, проверим правильность заполнения таблицы.
4.Закрепление темы « Односоставные предложения»
Учитель: Задача следующего этапа урока – закрепление темы «Односоставные предложения». Для этого я предлагаю выполнить следующие виды работ:
1) Методика «Кластер (гроздь)». Задание: завершите кластер «Способы выражения сказуемого в определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложениях», вставив нужные таблички (2 человека).
2) Работа по индивидуальным карточкам. Задание: подчеркнуть грамматическую основу предложений, определить тип односоставных предложений (4 человека).
3)Работа с интерактивной доской (остальные учащиеся работают на карточках). Выполнение практического задания: подчеркнуть грамматическую основу предложений, определить тип односоставных предложений (слайд №5)
1)Предлагаю экскурсию в тайну названия нашего города. 2)Прежде всего хочется обратиться к слову «казан». 3)Сразу вспоминаем легенду о золотом котле. 4)Помните ли ее, друзья? 5)А может быть, город назвали по имени какого-нибудь татарского хана? 6)Во многих легендах говорится о Казане-султане. 7)Или имеем дело с составным словом? 8)Тогда о Казани можно говорить как о стране гусей. 9)Много птицы водилось в речных зарослях. 10)Разные предположения выдвигают татарские ученые. 11)Но будущие открытия делать вам, юные исследователи!
Учитель: Что ж, юные исследователи, а вы знакомы с версиями названия нашей столицы? (ответы учащихся)
Учитель: Ребята, с какой целью в данном тексте используются односоставные предложения? Какие функции выполняют односоставные предложения?(слайд №6)
Ответы учащихся: Определенно-личные предложения дают возможность избежать излишних повторов местоимений. Это делает текст более лаконичным, динамичным, живым, непринужденным, потому что внимание сосредотачивается на действии. Предложения 1,3,4,7 как бы экономят наше время и в тоже время связывают текст.
Используя неопределенно-личные предложения, мы также концентрируем внимание на действии, явлении, а не на субъекте, выполняющем действие. Например, в 5-ом предложении нам интересно само предположение, что город назван в честь кого-то, а кто назвал, не столь интересно.
Безличные предложения в данном тексте выполняют функции желания (2,11), возможности (7); в 6-м предложении безличный глагол указывает на отсутствие конкретного сказителя, да нам это и неважно.
Учитель: А какие еще функции могут выполнять безличные предложения?
Ответы учащихся: Они могут обозначать состояние окружающей среды, поэтому часто безличные предложения используют для создания картин природы.
Также безличные предложения используются для характеристики человека так как они передают физическое или душевное состояние человека или животного.
Учитель: Определение роли синтаксических и грамматических средств языка в тексте – важное условие выполнения части С2 ГИА. Поэтому мы вновь и вновь обращаемся к подобным заданиям.
Учитель: Проверим правильность составления кластера. В какой форме стоит глагол-сказуемое в определенно-личных предложениях? ( 1, 2 лицо ед. или мн. числа настоящего или будущего времени; в повелительном наклонении). Чем выражено сказуемое в неопределенно-личном предложении? (3 лицо мн.числа наст. или буд. времени; прош. время ср.род). Чем выражено сказуемое в безличных предложениях? (безличным глаголом: пр.время ср.род, наст. или буд. время 3 лицо, ед.числа; словом НЕТ; безличной формой глагола БЫТЬ; неопределенной формой глагола; составное глагольное – безличным вспомогательным глаголом + инфинитив; составное именное –глаголом-связкой в безличной форме+именная часть(краткое причастие или категория состояния).
Физкультминутка (упражнения из комплекса изометрической гимнастики).
Учитель: Пока класс выполняет следующее задание, двое из учащихся (сильные учащиеся) проверят работу по индивидуальным карточкам.
Задание «Графический диктант»: определите на слух тип каждого предложения, укажите нужные точки , постройте график.
Текст: «1)Казань. 2)В 2013 году этому городу суждено стать центром Всемирных студенческих игр. 3)И не случайно. 4)Ведь о Казани говорят как о городе молодежи. 5)Летом без студентов, разъехавшихся на каникулы, в городе становится пусто. 6)Каждого приезжего студента в столице считают коренным казанцем. 7)А каждый истинный казанец в душе своей – студент». (По И.Батурину)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Определенно-личное | | | | | | | |
Неопределенно-личное | | | | | | | |
Безличное | | | | | | | |
Назывное | | | | | | | |
Двусоставное | | | | | | | |
Учитель: Итак, ребята, мы повторили тему «Односоставные предложения» и усвоили определения односоставных предложений, способы выражения грамматической основы в предложениях такого типа, их роль в тексте в выражении основной мысли автора.
5. Обобщение темы. Проверка усвоения материала.
1)Самостоятельная работа
Учитель: Чтобы, определить, насколько прочно вы усвоили материал, выполните самостоятельную работу: в предложенных вам текстах подчеркните грамматические основы и выпишите номера односоставных предложений (слайд № 6). По окончании работы обменяйтесь работами для проверки (слайд №7).
«1)За мечетью Кул Шариф, ближе к стенам кремля, располагался застенок. 2)В этом государственном учреждении производили пытки обвиняемых. 3)Татей-воров, уличенных и пойманных, били по спине палками-длинниками, их признания считали «подлинной» правдой. 4)«Подноготной» правдой называли слова истязаемого, когда ему под ногти рук и ног вгоняли гвозди».
(Из книги «Казань.Времен связующая нить».)
Учитель: Какие устаревшие слова вам встретились?
Ответы учащихся: Тать, палки-длинники.
Учитель: Объясните лексическое значение этих слов (индивидуальное домашнее задание).
Ответы учащихся: Тать – (таить), вор, хищник, похититель.Палки-длинники (подлинники) – особые длинные палки или кнуты, орудие пытки на Руси.
Учитель: Какие выражения в русском языке объясняются этим отрывком? Каково их современное лексическое значение? (индивидуальное домашнее задание).
Ответы учащихся: Подлинная правда (подлинно говорить)- сущая правда, безусловная истина. Узнать всю подноготную - проникнуть в тайну, выведать всю правду. (слайд №10)
2)Подготовка к ГИА. Онлайн-тестирование.
Учитель: А теперь продолжим работу по подготовки к ГИА. В ваших компьютерах открыта страница с онлайн-тестами из 10 заданий. Время выполнения 3 минуты.
Учитель: Мы обобщили материал темы и проверили ее усвоение примерами тестов ГИА. А теперь обратимся к творческой части нашего урока.
6. Творческая работа.
1) Устное рисование. Работа по картине Светланы Денисовой «Сенная площадь в Казани».
Учитель: Рассмотрим репродукцию картины Светланы Денисовой «Сенная площадь в Казани».
Примерные вопросы по картине:
1)Какое время года изобразил художник?
2)Назовите признаки этого времени на картине.
3)Какие предложения используете для описания дня, окружающей среды? Зданий, мечети?
4) Какой фрагмент городской жизни старой Казани запечатлен на картине?
5)Какие односоставные предложения вам понадобятся, чтобы передать суету базарного дня, действий людей.
6) Какова, на ваш взгляд, задумка Светланы Денисовой? Какова основная мыль картины?
2)Создание текстов с последующим чтением и анализом работ.
Учитель: На предыдущих уроках мы учились составлять сочинение-описание памятника Мусе Джалилю, рассматривали площадь, на которой находится монумент. Я предлагаю вам составить описание площади 1 Мая, используя односоставные предложения. Работаем в парах (на написание сочинений-миниатюр отводится 7 минут).
Вопросы для анализа сочинений:
- С какого предложения начали сочинение?
- На что обратили внимание при описании площади (история площади, объекты, зеленые насаждения, вид на окрестности). Какие односоставные предложения вы использовали? С какой целью?
- Как завершили текст?
7. Домашнее задание.
1вариант(1 уровень). Выполнить упражнение 246: заполнить таблицу, упражнение 233: списать, подчеркнуть грамматическую основу, определить тип предложений.
2 вариант (2 уровень). Выполнить упражнение 248: заполнить таблицу, подобрать свои примеры к каждому типу односоставных предложений.
Дополнительное задание. Из книги Каюма Насыри «О воспитании» выписать 10 односоставных предложений, определить их роль в тексте.
Приложения
Карточка №1
1)Москвичам и гостям столицы из самых разных стран предложат поучаствовать в сабантуйских развлечениях.
2)Достаточно хотя бы прогуляться по одному из казанских базарчиков.
3)Задорные песни, зажигательные танцы, игры батырской силы.
4)Как не разгуляться на Сабантуе!
5) Как не заслушаться разухабистой мелодией гармоней!
Карточка №2
1) На глазах казанцев преображают ярмарочную площадь города. Уже закончили реконструкцию ледового Дворца спорта.
2) К тысячелетию Казани панораму этой части города обогатят новыми строениями.
3) За кремлевской стеной поднимают ажурные стены мечети Кул Шариф.
4) Возможно, о ней заговорят как о новом символе нашего города.
5) Освобождают от строительных лесов Казанскую «пирамиду Хеопса» - культурно-развлекательный центр молодежи.
Карточка №3
1) В 17 веке Казани дано звание крупного центра речного и морского судостроения.
2) К 1718 году относят и возникновение Казанского Адмиралтейства.
3) В течение 112 лет существования Адмиралтейства судостроителямиКазани поставлено для Каспийского флота до 400 судов.
4) Место для Адмиралтейства выбрали на пустынном берегу реки Казанка.
5) Здесь, на протяжении 4520 квадратных сажен, расположили здания и учреждения нового казанского адмиралтейства.
6) А слободе дали название Адмиралтейской.
Карточка №4
1) Каменный полукруг за памятником юному Володе Ульянову с обшитыми удобными сиденьями прозвали «сковородкой».
2) Здесь на солнечном припеке перед университетом с ранней весны до поздней осени сидят кучки парней и девушек.
3) Лениво переговариваются.
4) Слушают музыку.
5) Назначают свидания… «солят» лекции…
6) Приветствия, возгласы, веселые подначки…
7) Одним словом, молодость…
ФИученика______________________________________________________________________
Текст №1
1)Предлагаю экскурсию в тайну названия нашего города. 2)Прежде всего хочется обратиться к слову «казан». 3)Сразу вспоминаем легенду о золотом котле. 4)Помните ли ее, друзья? 5)А может быть, город назвали по имени какого-нибудь татарского хана? 6)Во многих легендах говорится о Казане-султане. 7)Или имеем дело с составным словом? 8)Тогда о Казани можно говорить как о стране гусей. 9)Много птицы водилось в речных зарослях. 10)Разные предположения выдвигают татарские ученые. 11)Но будущие открытия делать вам, юные исследователи!
Графический диктант
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Определенно-личное | | | | | | | |
Неопределенно-личное | | | | | | | |
Безличное | | | | | | | |
Назывное | | | | | | | |
Двусоставное | | | | | | | |
Текст №2
1)За мечетью Кул Шариф, ближе к стенам кремля, располагался застенок. 2)В этом государственном учреждении производили пытки обвиняемых. 3)Татей-воров, уличенных и пойманных, били по спине палками-длинниками, их признания считали «подлинной» правдой. 4)«Подноготной» правдой называли слова истязаемого, когда ему под ногти рук и ног вгоняли гвозди.
(Из книги «Казань. Времен связующая нить».
Определенно-личные ______________________________________________________
Неопределенно-личные ____________________________________________________
Безличные ______________________________________________________________
Назывные ________________________________________________________________