СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока позволит ребятам научиться легко определять такие понятия ,как одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Просмотр содержимого документа
«"Одушевленные и неодушевленные имена существительные"»



 Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их.

Характеристика деятельности учащихся:

- формирование представлений об одушевленных и неодушевленных именах существительных;

-побуждение к активному включению в различные виды деятельности.


Личностные:

-создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

- создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

- формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

 Предметные:

-учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

-умение находить их в тексте.

Метапредметные:

Регулятивные:

-формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку.

-учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;

-уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

-развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

-сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, отвечать на вопросы, слушать и слышать;

-формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

-формировать умение работать с  текстом, выполняя учебно-познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

-понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

-извлекать нужную информацию.










Ход урока.

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Я знаю, вы очень дружные, смышленые, любознательные, любите писать, читать и любите учиться.

С неба звездочка упала,

Я желанье загадала,

А желанье вот такое:

Будем думать и писать

И пятерки получать,

И небесная звезда

Всем сказала «Да, да, да!

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

II.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Свиристель свиристит свирелью.

-Прочитайте. Что это? (Скороговорка)

-Давайте повторим ее и запишем, соблюдая каллиграфические нормы.

-Над словами надпишите часть речи.

-Назовите имена существительные. (Свиристель, свирель).

-Знаете ли вы значение этих слов? ( Показ картинок)

-А что вы знаете об именах существительных? (Они обоз­начают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)

-Чем отличаются данные имена существительные? (Свиристель - отвечает на вопрос кто?, а свирель - отвечает на вопрос что?

-Ребята, кто из вас уже догадался какова же тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)

- Что нам необходимо знать о них?

- Чему мы можем научиться на уроке? (Правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи).

III Усвоение новых знаний.

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)

- А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы.)

- А сейчас внимательно

Мы правило прочтем,

И все, что мы узнали,

Теперь мы назовем.

IV.Проверка понимания

- Давайте выполним упр.15 с.12.



- Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?

- Прочитайте слова. Назовите пропущенные буквы.

-Как называется эта орфограмма? (Слова с непроверяемым написанием)

- Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю)

- Выполним письменное задание.

(По цепочке ребята выходят к доске и распределяют слова в два столбика)


- Назовите одушевлённые имена существительные.

- Назовите неодушевлённые имена существительные.

- Что обозначают одушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

- На какой вопрос они отвечают в начальной форме?

Запомните! Одушевленность и неодушевленность это постоянный признак имени существительного.

IV Физкультминутка.

- Ребята, когда услышите имена существительные одушевленные - поднимите руки вверх, когда услышите имена существительные неодушевленные – присядьте.


Мальчики, река, облака, девочки, улица , повар, радуга, молоко, стол, сахарница, погода, треугольник, пожар, Оренбург, мама, школа.

-Молодцы. Никто не ошибся!

V. Работа по теме урока.

  1. Самостоятельное распределение слов

– Прочитайте стихотворение, которое лежит на вашей парте.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

-1 вариант запишите только одушевленные имена существительные, а 2 вариант - неодушевленные.

Взаимопроверка.

2.Работа с деформированным текстом.

-А теперь давайте поработаем парами. Прочитайте текст.

-Что вы заметили? ( Это деформированный текст).

-Составьте текст, перед каждым предложением поставьте номер предложения.

На лесной опушке ребята устроили птичью столовую.

Гостья ловко стала объедать ягодки.

Сегодня ребята шли по узкой тропинке навестить друзей.

Зверёк спрыгнул на птичий домик.

Пищу для птиц дети заготовили ещё осенью.

На верхушке ёлки появилась белка .

В домике уже завтракала синичка.

Из чащи прилетела стайка щеглов.

-Давайте проверим вашу работу.

На лесной опушке ребята устроили птичью столовую. Пищу для птиц дети заготовили ещё осенью. Сегодня ребята шли по узкой тропинке навестить друзей. В домике уже завтракала синичка. Из чащи прилетела стайка щеглов. На верхушке ёлки появилась белка. Зверёк спрыгнул на птичий домик. Гостья ловко стала объедать ягодки.

-Чему можно поучиться у этих ребят? ( Зимой птицам очень голодно. Обязательно нужно их подкармливать.)

-Выпишите из текста 10 слов , которые отвечают на вопрос кто?

Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные отмечают правильность выполнения задания.

VI Закрепление изученного.

-А теперь выполним тест.

1. Найдите верное утверждение:

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные обозначают признак предмета.
В. Имена существительные обозначают действие предмета.

2.Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос:

А. Кто?

Б. Что?

В. Какой?

3.Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос:

А. Кто?

Б. Что?

В. Что делать?

4. Выберите строку, в которой все существительные одушевлённые:

А) машина, зебра, тетрадка;
Б) озеро, дерево, стекло;
В) ученик, воспитатель, студент.

5. Выберите  строку, в которой все существительные неодушевлённые:

А) книга, листок, перемена;
Б) пенал, сорока, слон;
В) ученик, солнце, часы.

- Проверьте себя.

Самопроверка

Ответы

  1. А

  2. А

  3. Б

4. В

5. А


«5» - 5 правильных ответов;

«4» - 4 правильных ответа;

«3» - 3 правильных ответа


VII. Домашнее задание: Из орфографического словаря выписать 7 одушевленных имен существительных и 7 –неодушевленных.


VIII .Выставление оценок.

Рефлексия (Продолжите фразу).

Продолжите фразу:

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я знаю…

-Благодарю вас за урок!