СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепление знаний об одушевленных и неодушевленных именах существительных

Просмотр содержимого документа
«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.


Цель урока: закрепить знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

Задачи урока:

1. Знать понятие «имя существительное».

2. Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


  1. Организационный момент


Психологический настрой.


Поприветствуйте, ребята гостей,


Улыбнитесь друг другу веселей.


Я желаю всем успехов и добра,


А теперь урок начать пора!


- Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы вы повторили и закрепили то, что уже знаете.


2. Мотивация учебной деятельности.


- Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок.


У неё глаза большие,


Хищный клюв – всегда крючком.


По ночам она летает,


Спит на дереве лишь днём. (сова) картинка совы (на доске)


Развитие мышления


- Почему сову называют мудрой?


- Да. Сова очень долго живет, и поэтому ее называют мудрой. Мудрая Сова прилетела к нам не с пустыми руками, она принесла нам много интересных заданий.


3. Определение темы урока. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.


- Посмотрите на доску и прочитайте слова

Яблоко муравей

Метель сорока

Дерево друг

Гриб котёнок


-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных). Показать запись на доске(напечатано)


- Согласны ли вы, что ко всем словам можно поставить вопрос Кто? (Дети высказывают разные точки зрения.)


- -На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? (что?) (карточка что?)


- На какие вопросы отвечают слова во втором столбике? (кто?) (карточка кто?)


- На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные). (на доске карточка)


_ О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Одушевленные и неодушевлённые имена существительные)

-Это новая у нас тема урока или уже знакома нам?

-Какова же цель нашего урока? (Закрепить знания об одушевлённых и неодушевленных именах существительных).

Сегодня на уроке мы должны: (задачи урока)

1. Знать понятие «имя существительное».

2. Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

4. Изучение нового материала.


Какая у нас первая задача? (повторить)

1. Понятие имени существительного.

Фронтальная работа.

План.

Имя существительное

1. На какие вопросы отвечает.

2. Что обозначает?

3. Приведите примеры…


Работа в тетради. Запишите число: 16 февраля. Классная работа.


Физкультминутка для глаз


Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.


Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз; направо – вверх – налево – вниз. Повторите 4раза.


Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца: медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленно отводите обратно. Повторите 4 раза.


Самостоятельная работа (в тетрадь записать)

Задание: Прочитайте слова и выпишите только имена существительные: дом, красный, играет, узкий, морковь, сидит, белка, пенал, кричит.


Проверка задания (у учителя напечатаны слова, сверяют)

Оцените себя (+,?,!)


- Справились мы с 1задачей? (да) +


Физ.минутка.


Имя существительное

Очень удивительное

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.


Если слово будит отвечать на вопрос кто? – руки вверх, если на вопрос что? – руки вперед и присесть.


Люстра, мальчик, гроза, карась, спортсмен, портфель.


- Какая 2 задача? Прочитайте.


- Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)


Откроем учебник – страница 49, упражнение 81.


Работаем в паре. Не забываем правила работы в паре. Каждая пара выполняет по одной строчке, и записать слова в тетрадочку.


Упражнения для рук.


а) Встряхнуть кистями рук, покрутим, потом потянули за каждый пальчик.

б) Изображаем замочек (открывается и закрывается).


Проверка задания (передают вымпел–сову), по очереди зачитывают слова.

Вывод: Карточка одушевленные…, неодушевленные….



5. Первичная проверка усвоения знаний .



Мудрая Сова желает проверить как вы умеете работать в паре.

Работать будете в парах, ведь недаром говорить «Один ум хорошо, а два лучше»


(НА КАРТОЧКЕ)



Кто быстрее всех прочтёт,

Слово лишнее найдёт.



Задание: прочитайте слова в каждой строчке и подчеркните лишнее.

1 вариант

  1. Котёл, линейка, кофе, кот, картофель.

  2. Ягода, ябеда, арбуз , якорь, яма.

  3. Ветер, весна, ведро, ворон, вокзал.



Задание: прочитайте слова в каждой строчке и подчеркните лишнее

2 вариант

    1. Друг, приятель, дружба, сосед, враг.

    2. Поход, турист, дорога, костёр, палатка

    3. Ученик, учительница, школьник, урок, ученица.


Проверка: Объясните, почему лишнее…


Физминутка:


Теперь всех приглашаю на зарядку

Мелкие шажки – 1, 2, 3

Лёгкие прыжки – 1, 2, 3

Звонкие хлопки – 1, 2, 3

Сели – встали,

Сели – встали,

И руками помахали.

Вот и вся зарядка,

Мягкая посадка.


Дополнительные задания:


1. Я читаю слова. 1 вариант выписывает одушевлённые, 2 вариант – неодушевлённые:

(2 ученика работают у доски)


берёза, холод, бабушка, повар, дятел, вторник, лето, девочка, лисица, ворона, дуб, клён

Проверка задания с доски…



2. Игра «Придумай слово»

Запиши однокоренные слова, обозначающие одушевлённый предмет. Добавьте свои варианты.

Что?

Кто?

школа


гриб


лес


пожар


Неодушевлённые

Одушевлённые



6. Подведение итогов.


Экспресс-проверка теоретических знаний.


- А что же за задание приготовила для нас сова? Она прислала письмо.


- Если вы согласны с его утверждением, ставьте в тетради +, если нет, ставьте -.


(1 ученик выполняет задание за доской)



1. Имена существительные отвечают на вопросы какой?, какая?


2. К одушевленным именам существительным относятся только люди и животные


3. К одушевленным именам существительным относятся растения и люди


4. Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что?


·5. Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?


Запись в тетради: - + - + -


- Как мы называем группу имён существительных, слова которой отвечают на вопрос что?


- Как мы называем группу имён существительных, слова которой отвечают на вопрос кто?


7.Рефлексия

- Какая была цель урока?

- Выполнили мы её или нет?

- Как отличить одушевленный предмет от неодушевленного?

- Сможете ли вы объяснить маме, какие слова являются одушевленными, а какие - неодушевленными.

- Оцените свою работу. (Самооценка детей при помощи нарисованных мордашек)

отлично усвоил
тему урока

не всё было
понятно

ничего не
понял











( дети на картинку совы приклеивают мордашки)


Мое настроение от урока.


- Нашей мудрой сове понравились ваши ответы, ваша работа. Она дарит вам своих друзей- маленьких совят. (детям учитель раздает картинки ).



Спасибо за старание,

Ведь главное- желание!

А навыки и знания

С годами к вам придут.



Чему мы научились сегодня на уроке? Какие имена существительные относятся к одушевленным? Неодушевлённым?

- Кому было всё понятно, нарисуйте на полях восклицательный знак (!).

- Кто затрудняется в данной теме, поставьте на полях вопросительный знак (?).


8. Домашнее задание.


Д//з: с.48,50 правила, упр.83,