В опыте экспериментатор добавил культуру бактерий в чистую каплю воды и соединил эту каплю «мостиком» с каплей, в которой находились инфузории. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю, в которой находились бактерии.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) широкопалый речной рак
Б) сыроежка жгучеедкая
В) подорожник большой
Г) кишечная палочка
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Изучите график зависимости использования организмом человека энергии углеводов от длительности мышечной нагрузки (по оси х отложена длительность мышечной нагрузки в (мин.), а по оси у — количество использованных углеводов от других источников энергии в мышечной клетке (в %)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
1) Зависимость использования углеводов от длительности нагрузки прямая.
2) К концу испытания углеводы становятся единственным источником энергии.
3) Мышечная клетка имеет неиссякаемый запас углеводов.
4) Расход запасов углеводов начинается с 10 минуты мышечной нагрузки.
5) С 15 по 25 минуту расходование глюкозы останавливается .
Известно, что Карл Линней - выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.
2) В своих работах ученый писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».
3) К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.
4) Ученым было описано около полутора тысяч новых видов растений.
5) У себя на родине ученого ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.
6) К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции — в деревне Росхульт в провинции Смоланд.
Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
ПАПОРОТНИКИ
Папоротники — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — сорусах. Из споры развивается ___________ (Б) — особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования ___________ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима ___________ (Г), поэтому в наших лесах они встречаются в тенистых местах.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вода
2) заросток
3) минеральная соль
4) проросток
5) семязачаток
6) зигота
7) споровые
8) цветковые
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между химическим веществом и царством, у которого оно встречается. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО
А) хитин
Б) гемоглобин
В) целлюлоза
Г) крахмал
Д) гликоген
ЦАРСТВО
1) Животные
2) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите фотографию лошади породы голштинская. Выберите характеристики, соответствующие его (ее) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Какие превращения веществ могут происходить в организме человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между названием железы и типом, к которому эту железу относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
НАЗВАНИЕ ЖЕЛЕЗЫ
А) гипофиз
Б) щитовидная
В) печень
Г) половые
Д) поджелудочная
Е) слюнные
ТИП ЖЕЛЕЗ
1) железы внешней секреции
2) железы внутренней секреции
3) железы смешанной секреции
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Рассмотрите рисунок с изображением схемы сердца человека. Как называют нарушение, изображенное на рисунке справа? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.
Школьники изучали реакцию организма человека на физические нагрузки. Для этого они помещали на грудь испытуемым датчик, регистрирующий частоту дыхательных движений, после чего испытуемые подвергались кратковременной физической нагрузке. Оценивалось, какое время требуется для возвращения частоты дыхания к исходному значению (до нагрузки).
Испытуемых поделили на две группы: регулярно занимающихся спортом (группа 1) и нерегулярно или вообще не занимающихся спортом (группа 2).
Предположите, у испытуемых из какой группы частота дыхательных движений возвращалась к исходному значению быстрее. Для чего при физической нагрузке повышается частота дыхательных движений?
Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.
Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Ученые различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.
Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов — рыжий и черный — конкурируют друг с другом за место обитания — жилище человека. Это ведет к постепенному вытеснению черного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.
Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведет к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, березы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.
Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид — паразит — использует другой — хозяина — в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.
Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления — присосками, крючочками, шипиками — и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.
Отношения между паразитом и хозяином подчинены определенным закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растет сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.
Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Почему отношения рыжего и черного тараканов нельзя назвать паразитизмом?
2) Как паразит влияет на организм хозяина?
3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?
Павел решил поужинать в Макдональдсе. Он взял Фреш МакМаффин, картофель по-деревенски и чай без сахара.
1) Каково количество белков в ужине Павла?
2) Достаточно ли ккал потребил Павел во время ужина от суточной нормы, если за день с едой он получил ровно то количество калорий, которое необходимо для подростка 14 лет?
3) Назовите фермент, расщепляющий углеводы в ротовой полости.
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет
Белки, г/кг
Жиры г/кг
Углеводы, г
Энергетическая потребность, ккал
7−10
2,3
1,7
330
2550
11−15
2,0
1,7
375
2900
Старше 16
1,9
1,0
475
3100
Таблица 3
Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)
Первый завтрак
Второй завтрак
Обед
Ужин
14%
18%
50%
18%
Таблица 4
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности
Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;
езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;
гребля на байдарке
4,5 ккал/мин
Прогулка - 5,5 км/ч;
езда на велосипеде - 13 км/ч;
настольный теннис
5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;
прогулка - 6,5 км/ч;
езда на велосипеде - 16 км/ч;
каноэ - 6,5 км/ч;
верховая езда - быстрая рысь
6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;
прогулка - 8 км/ч;
езда на велосипеде - 17,5 км/ч;
бадминтон - соревнования;
большой теннис - одиночный разряд;
легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи
7,5 ккал/мин
Бег трусцой;
езда на велосипеде - 19 км/ч;
энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой
9,5 ккал/мин
Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Сентябрь Биология Вариант 9»
Тип 1 № 12139
В опыте экспериментатор добавил культуру бактерий в чистую каплю воды и соединил эту каплю «мостиком» с каплей, в которой находились инфузории. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю, в которой находились бактерии.
Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?
2. Тип 2 № 35286
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) широкопалый речной рак
Б) сыроежка жгучеедкая
В) подорожник большой
Г) кишечная палочка
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
3. Тип 3 № 35173
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) порядок Лилиецветные
2) отдел Покрытосеменные
3) семейство Лилейные
4) класс Однодольные
5) род Тюльпан
4. Тип 4 № 12242
Изучите график зависимости использования организмом человека энергии углеводов от длительности мышечной нагрузки (по оси х отложена длительность мышечной нагрузки в (мин.), а по оси у — количество использованных углеводов от других источников энергии в мышечной клетке (в %)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
1) Зависимость использования углеводов от длительности нагрузки прямая.
2) К концу испытания углеводы становятся единственным источником энергии.
3) Мышечная клетка имеет неиссякаемый запас углеводов.
4) Расход запасов углеводов начинается с 10 минуты мышечной нагрузки.
5) С 15 по 25 минуту расходование глюкозы останавливается .
5. Тип 5 № 315
Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зерна пшеницы
2) рыжая лисица
3) клоп вредная черепашка
4) степной орел
5) обыкновенный перепел
6. Тип 6 № 35091
Спирометром измеряют
1) жизненную емкость легких
2) кровяное давление
3) частоту пульса
4) частоту дыхания
7. Тип 7 № 1982
Известно, что Карл Линней - выдающийся ботаник, креационист, создатель единой системы классификации растительного и животного мира. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг ученого. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) К. Линней одним из первых начал вести научные фенологические наблюдения в природе.
2) В своих работах ученый писал, что «видов столько, сколько их создало Бесконечное существо (Бог)».
3) К. Линней заложил основы современной бинарной номенклатуры в биологии.
4) Ученым было описано около полутора тысяч новых видов растений.
5) У себя на родине ученого ценят как путешественника, который открыл для шведов их собственную страну.
6) К. Линней родился 23 мая 1707 года в Южной Швеции — в деревне Росхульт в провинции Смоланд.
8. Тип 8 № 759
Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:
Объект
Процесс
Гортань
...
Чувствительный нейрон
Проведение нервного импульса в ЦНС
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) образование АТФ
2) звукообразование
3) определение качества вдыхаемого воздуха
4) газообмен между атмосферой и кровью
9. Тип 9 № 19533
Какие удобрения из перечисленных относят к минеральным? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) помет
2) суперфосфат
3) зола
4) навоз
5) торф
6) сульфат калия
10. Тип 10 № 1212
Вставьте в текст «Папоротники» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
ПАПОРОТНИКИ
Папоротники — это ___________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — сорусах. Из споры развивается ___________ (Б) — особая стадия развития папоротника, образующая гаметы. Для успешного слияния гамет и образования ___________ (В) в ходе полового размножения папоротникам необходима ___________ (Г), поэтому в наших лесах они встречаются в тенистых местах.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) вода
2) заросток
3) минеральная соль
4) проросток
5) семязачаток
6) зигота
7) споровые
8) цветковые
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
11. Тип 11 № 2984
Установите соответствие между химическим веществом и царством, у которого оно встречается. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО
А) хитин
Б) гемоглобин
В) целлюлоза
Г) крахмал
Д) гликоген
ЦАРСТВО
1) Животные
2) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
12. Тип 12 № 248
Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. При дыхании растениями поглощается кислород.
Б. Органические вещества при дыхании окисляются с выделением энергии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 2019
Рассмотрите фотографию лошади породы голштинская. Выберите характеристики, соответствующие его (ее) внешнему строению, по следующему плану: постановка головы, форма головы, форма спины, расположение запястья передней конечности, постановка задних конечностей. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
14. Тип 14 № 39332
Под каким номером изображена почка человека?
1)
2)
3)
4)
15. Тип 15 № 203
Функцию питания и роста кости в толщину выполняет
1) желтый костный мозг
2) красный костный мозг
3) надкостница
4) губчатое вещество
16. Тип 16 № 35322
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «строение головного мозга». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Строение головного мозга
1. Лобная доля.
2. Мозжечок.
3. Спинной мозг.
4. Затылочная доля.
5. Теменная доля.
6. Височная доля.
17. Тип 17 № 2372
Какие превращения веществ могут происходить в организме человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гликогена в глюкозу
2) жиров в белки
3) гормонов в ферменты
4) жиров в углеводы
5) гормонов в витамины
6) углеводов в жиры
18. Тип 18 № 20776
Установите соответствие между названием железы и типом, к которому эту железу относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
НАЗВАНИЕ ЖЕЛЕЗЫ
А) гипофиз
Б) щитовидная
В) печень
Г) половые
Д) поджелудочная
Е) слюнные
ТИП ЖЕЛЕЗ
1) железы внешней секреции
2) железы внутренней секреции
3) железы смешанной секреции
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
19. Тип 19 № 35223
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания червя.
Список характеристик:
1) доминирующий вид
2) консумент
3) почвообразователь
4) продуцент
5) детритофаг
6) паразит
20. Тип 20 № 35203
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит дятел. В ответе запишите последовательность букв.
→
→
→
21. Тип 21 № 35243
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность ястребов тетеревятников
Численность ели
22. Тип 22 № 12463
Рассмотрите рисунок с изображением схемы сердца человека. Как называют нарушение, изображенное на рисунке справа? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.
23. Тип 23 № 39341
Школьники изучали реакцию организма человека на физические нагрузки. Для этого они помещали на грудь испытуемым датчик, регистрирующий частоту дыхательных движений, после чего испытуемые подвергались кратковременной физической нагрузке. Оценивалось, какое время требуется для возвращения частоты дыхания к исходному значению (до нагрузки).
Испытуемых поделили на две группы: регулярно занимающихся спортом (группа 1) и нерегулярно или вообще не занимающихся спортом (группа 2).
Предположите, у испытуемых из какой группы частота дыхательных движений возвращалась к исходному значению быстрее. Для чего при физической нагрузке повышается частота дыхательных движений?
24. Тип 24 № 415
КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ
Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.
Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Ученые различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.
Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов — рыжий и черный — конкурируют друг с другом за место обитания — жилище человека. Это ведет к постепенному вытеснению черного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.
Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведет к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, березы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.
Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид — паразит — использует другой — хозяина — в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.
Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления — присосками, крючочками, шипиками — и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.
Отношения между паразитом и хозяином подчинены определенным закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растет сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.
Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Почему отношения рыжего и черного тараканов нельзя назвать паразитизмом?
2) Как паразит влияет на организм хозяина?
3) Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?
25. Тип 25 № 2053
Пользуясь таблицей «Наследование группы крови ребенком», ответьте на следующие вопросы.
Наследование групп крови ребенком
Группа крови отца
Ⅰ (0)
Ⅱ (А)
Ⅲ (В)
Ⅳ (АВ)
Группа крови матери
Ⅰ (0)
Ⅰ (0)
Ⅱ (А)
Ⅰ (0)
Ⅲ (В)
Ⅰ (0)
Ⅱ (А)
Ⅲ (В)
Группа крови ребенка
Ⅱ (А)
Ⅱ (А)
Ⅰ (0)
Ⅱ (А)
Ⅰ (0)
любая
Ⅱ (А),
Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)
Ⅲ (В)
Ⅲ (В)
Ⅰ (0)
любая
Ⅲ (В)
Ⅰ (0)
Ⅱ (А),
Ⅲ (В),
Ⅳ (АВ)
Ⅳ (АВ)
Ⅱ (А)
Ⅲ (В)
Ⅱ (А),
Ⅲ (В), Ⅳ (АВ)
Ⅱ (А), Ⅲ (В),
Ⅳ (АВ)
Ⅱ (А),
Ⅲ (В),
Ⅳ (АВ)
1) Какая группа крови будет у ребенка, если у отца и матери III группа?
2) Если у ребенка IV группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов.)
3) Человек с какой группой крови является универсальным донором?
26. Тип 26 № 12954
Павел решил поужинать в Макдональдсе. Он взял Фреш МакМаффин, картофель по-деревенски и чай без сахара.
1) Каково количество белков в ужине Павла?
2) Достаточно ли ккал потребил Павел во время ужина от суточной нормы, если за день с едой он получил ровно то количество калорий, которое необходимо для подростка 14 лет?
3) Назовите фермент, расщепляющий углеводы в ротовой полости.
Таблица 1
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания