Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) серая жаба
Б) трутовик окаймленный
В) дуб черешчатый
Г) холерный вибрион
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, по которой бежит легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у — интенсивность обмена веществ (в кВт)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
1) Чем длиннее дистанция, тем ниже интенсивность обмена веществ.
2) Интенсивность обмена веществ равномерно снижается на протяжении всей дистанции.
3) Наблюдается резкий спад интенсивности обмена веществ в диапазоне 200–400 м.
4) Максимальных значений интенсивность обмена веществ достигает на длинных дистанциях.
5) Интенсивность обмена веществ никогда не падает ниже 5 кВт.
Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) На обе стороны листа наложите полоски черной бумаги так, чтобы они плотно облегали лист.
2) Опустите лист в раствор йода.
3) Прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин.
4) Прокипятите лист в спирте (40–70 %).
5) Расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки.
Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.
2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.
3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.
4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.
5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.
6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.
Какие признаки характерны только для представителей класса Птицы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Вставьте в текст «Происхождение эукариот» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.
Происхождение эукариот
Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились __________ (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в _________ (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою собственную ДНК и рибосомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Митохондрии выполняют функции поставщиков __________ (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются __________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) паразитизм
2) симбиоз
3) органические вещества
4) энергия
5) прокариотический
6) эукариотический
7) хлоропласт
8) аппарат Гольджи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между строением цветка и способом его опыления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
А) яркий крупный венчик
Б) цветение и опыление происходит до появления листьев
В) в цветках имеются нектарники
Г) пестик с пушистым рыльцем
Д) тычинки на длинных тычиночных нитях
Е) цветки имеют запах
СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
1) ветром
2) насекомыми
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?
Ученые изучали процессы жизнедеятельности растений. В колбу с водой поместили побег с листьями, на поверхность воды налили слой растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла, но без побега оставили в качестве контроля. На следующий день уровень воды в пробирке с побегом значительно снизился, а уровень воды в контрольной пробирке остался прежним.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какие структуры растения повлияли на результат исследования?
Свет – важный экологический фактор. Он служит основным источником энергии для фотосинтеза, обеспечивает поддержание теплового и водного баланса в организме, создает условия для ориентирования в пространстве. Основным источником света на Земле является Солнце. Солнечная радиация различается по интенсивности и качеству: ультрафиолетовые лучи, видимые лучи, инфракрасные лучи.
Коротковолновые ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Небольшое количество длинноволновых ультрафиолетовых лучей достигает поверхности Земли и оказывает бактерицидное действие. Часть длинноволновых ультрафиолетовых лучей используется некоторыми животными и человеком для выработки антирахитичного витамина D.
Видимая часть солнечного спектра активно используется фотосинтезирующими организмами. В пределах этой части спектра
выделяют область фотосинтетически активной радиации (ФАР), которая поглощается хлорофиллом и вовлекается в фотосинтез. Поэтому видимая часть солнечного спектра важна для фототрофных организмов – основных производителей первичного органического вещества на планете.
Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии. Они вызывают нагревание тел организмов, повышают в них уровень теплообмена и увеличивают испарение через покровы тела воды и пота. Инфракрасные лучи необходимы также и растениям: они создают наиболее благоприятные условия для поглощения через устьица углекислого газа.
Используя содержание текста "Свет как экологический фактор", ответьте на следующие вопросы.
1) Какое влияние короткие ультрафиолетовые лучи оказывают на растения?
2) Какая часть солнечного спектра особенно важна для фототрофных организмов?
3) Как животные организмы используют видимые лучи?
Британские ученые в течение 12 лет проводили исследование, в котором участвовали 3760 младенцев, рожденных в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при рождении и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младенцев при рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев.
Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:
1. Какой вес имело большинство детей при рождении?
2. Дети какого веса имели наименьшую раннюю смертность?
3. Как Вы считаете, существует ли давление естественного отбора на вес детей при рождении? Ответ поясните.
Старшеклассники Олег и Глеб на перемене посетили школьную столовую, где им предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
1) Какое количество углеводов содержалось в школьном обеде?
2) Какую долю суточной энергетической потребности подростков
составил обед, если их возраст 16 лет?
3) В чем сущность пластического обмена у человека?
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст,
лет
Белки,
г/кг
Жиры,
г/кг
Углеводы, г
Энергетическая
потребность, ккал
7–10
2,3
1,7
330
2550
11–15
2,0
1,7
375
2900
Старше 16
1,9
1,0
475
3100
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой
Блюда
Белки, г
Жиры, г
Углеводы, г
Энергетическая ценность, ккал
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция)
1,8
4,0
11,6
92,3
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция)
8,3
11.3
25,8
233,8
Мясные биточки (1 штука)
8,0
21,0
9,3
266,6
Котлета мясная
рубленная (1 штука)
9,2
9,9
6.5
155,6
Гарнир из отварного
риса (1 порция)
4,8
1,2
53,0
245,2
Гарнир из отварных
макарон (1 порция)
5,4
4,3
38,7
218,9
Кисель (1 стакан)
0
0
19,6
80
Чай с сахаром — 2 чайные ложки (1 стакан)
0
0
14,0
68,0
Хлеб пшеничный (1 кусок)
2,0
0,6
7,2
64,2
Хлеб ржаной (1 кусок)
3,9
0,4
28,2
135,7
Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 11»
РЕШУ ОГЭ — биология
Вариант № 3814538
1. Тип 1 № 14755
На рисунке изображен эмбрион человека в разный период времени.
Какое свойство живых систем иллюстрируют процессы, происходящие с зародышами животных?
2. Тип 2 № 37219
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) серая жаба
Б) трутовик окаймленный
В) дуб черешчатый
Г) холерный вибрион
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Грибы
3) Животные
4) Растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
3. Тип 3 № 35165
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) семейство Беличьи
2) отряд Грызуны
3) класс Млекопитающие
4) род Белка
5) вид Обыкновенная белка
4. Тип 4 № 14860
Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от длины беговой дистанции, по которой бежит легкоатлет (по оси х отложена длина дистанции (в м), а по оси у — интенсивность обмена веществ (в кВт)).
Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
1) Чем длиннее дистанция, тем ниже интенсивность обмена веществ.
2) Интенсивность обмена веществ равномерно снижается на протяжении всей дистанции.
3) Наблюдается резкий спад интенсивности обмена веществ в диапазоне 200–400 м.
4) Максимальных значений интенсивность обмена веществ достигает на длинных дистанциях.
5) Интенсивность обмена веществ никогда не падает ниже 5 кВт.
5. Тип 5 № 14924
Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) На обе стороны листа наложите полоски черной бумаги так, чтобы они плотно облегали лист.
2) Опустите лист в раствор йода.
3) Прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин.
4) Прокипятите лист в спирте (40–70 %).
5) Расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки.
6. Тип 6 № 1927
Каким методом воспользовался И. П. Павлов, чтобы установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
1) наблюдение
2) моделирование
3) эксперимент
4) описание
7. Тип 7 № 2373
Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.
2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.
3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.
4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.
5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.
6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.
8. Тип 8 № 1079
Между позициями первого и второго столбцов приведенной ниже таблицы имеется определенная связь:
Целое
Часть
Кровеносная система
Сердце
...
Биоценоз
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) биосфера
2) растения
3) ареал
4) почва
9. Тип 9 № 20774
Какие признаки характерны только для представителей класса Птицы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сердце четырехкамерное
2) тело покрыто перьями
3) двойное дыхание
4) отсутствие зубов на челюстях
5) в шейном отделе 7 позвонков
6) яйца откладывают на суше
10. Тип 10 № 1713
Вставьте в текст «Происхождение эукариот» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в ответ.
Происхождение эукариот
Согласно самой распространенной на сегодняшний момент теории, первыми на планете появились __________ (А) организмы. Эукариоты появились намного позднее. Теория гласит, что эукариоты возникли в результате постепенного усложнения строения архебактерий и вступления их в _________ (Б) с другими бактериями. Так, митохондрии, имеющие свою собственную ДНК и рибосомы, являются органоидами, произошедшими таким образом. Митохондрии выполняют функции поставщиков __________ (В) для клетки. Другими органоидами такого происхождения являются __________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) паразитизм
2) симбиоз
3) органические вещества
4) энергия
5) прокариотический
6) эукариотический
7) хлоропласт
8) аппарат Гольджи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
11. Тип 11 № 19389
Установите соответствие между строением цветка и способом его опыления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
А) яркий крупный венчик
Б) цветение и опыление происходит до появления листьев
В) в цветках имеются нектарники
Г) пестик с пушистым рыльцем
Д) тычинки на длинных тычиночных нитях
Е) цветки имеют запах
СПОСОБ ОПЫЛЕНИЯ
1) ветром
2) насекомыми
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
12. Тип 12 № 14919
Верны ли суждения о значении простейших в природе?
А. Инфузории-туфельки очищают в водоемах воду, поглощая множество бактерий.
Б. Простейшие являются звеньями многих цепей и сетей питания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 1505
У членистоногих существует несколько основных морфологических признаков, по которым их делят на крупные таксономические группы.
A. Расчлененность тела:
1) тело состоит из большого числа одинаковых члеников,
2) тело делится на несколько четко различимых отделов (тагм).
Б. Количество крупных отделов (тагм):
1) тагм нет,
2) две тагмы (головогрудь и брюшко),
3) три тагмы (голова, грудь и брюшко).
B. По количеству ходильных конечностей (конечностей на грудном сегменте), включая видоизмененные:
1) три пары,
2) четыре пары,
3) пять пар,
4) больше пяти пар.
Г. По устройству глаз:
1) есть два сложных (фасеточных) глаза,
2) есть несколько простых глаз.
Д. По наличию крыльев:
1) крылья есть,
2) крыльев нет.
Внимательно рассмотрите картинку и определите, какие признаки (по приведенной выше классификации) у приведенного на рисунке животного.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
14. Тип 14 № 35181
Под каким номером изображена миндалина человека?
15. Тип 15 № 1360
Петр уже 3 минуты сидит в парилке, температура в которой 90 °C. Какая температура у Петра в брюшной полости?
1) около 37 °C
2) выше 37 °C, но ниже 42 °C
3) между 37 °C и 90 °C
4) почти 90 °C
16. Тип 16 № 35328
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение глаза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Стекловидное тело.
2. Склера.
3. Хрусталик.
4. Сосудистая оболочка.
5. Ресничная мышца.
6. Роговица.
17. Тип 17 № 889
Как влияют парасимпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) усиливают волнообразные движения кишечника
2) усиливают секрецию желез желудка
3) замедляют сердечные сокращения
4) усиливают потоотделение
5) учащают сердечные сокращения
6) увеличивают содержание сахара в крови
18. Тип 18 № 35331
Установите соответствие между особенностями ткани человека и её видом.
ОСОБЕННОСТЬ
A) клетки плотно прилегают друг к другу
Б) клетки могут быть плоскими, кубическими, цилиндрическими
B) ткань бывает реснитчатой, железистой, ороговевающей
Г) ткань имеет мезодермальное происхождение
Д) ткань бывает жидкой и твёрдой
Е) межклеточное вещество хорошо развито
ВИД ТКАНИ
1) эпителиальная
2) соединительная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
Г
Д
Е
19. Тип 19 № 35258
Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.
Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания змеи.
1) наземный образ жизни
2) продуцент
3) консумент второго порядка
4) фитопланктон
5) детритофаг
6) плотоядное животное
20. Тип 20 № 35208
Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит коза. В ответе запишите последовательность букв.
→
→
→
21. Тип 21 № 35268
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность сов и растительности, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности мышей? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность сов
Численность растительности
22. Тип 22 № 12485
Рассмотрите рисунок с изображением мозга человека. Какая доля мозга окрашена голубым цветом? Назовите пример действия, за которое отвечает данная доля мозга?
23. Тип 23 № 20965
Ученые изучали процессы жизнедеятельности растений. В колбу с водой поместили побег с листьями, на поверхность воды налили слой растительного масла. Вторую пробирку с таким же количеством воды и масла, но без побега оставили в качестве контроля. На следующий день уровень воды в пробирке с побегом значительно снизился, а уровень воды в контрольной пробирке остался прежним.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Какие структуры растения повлияли на результат исследования?
24. Тип 24 № 1987
СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР
Свет – важный экологический фактор. Он служит основным источником энергии для фотосинтеза, обеспечивает поддержание теплового и водного баланса в организме, создает условия для ориентирования в пространстве. Основным источником света на Земле является Солнце. Солнечная радиация различается по интенсивности и качеству: ультрафиолетовые лучи, видимые лучи, инфракрасные лучи.
Коротковолновые ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Небольшое количество длинноволновых ультрафиолетовых лучей достигает поверхности Земли и оказывает бактерицидное действие. Часть длинноволновых ультрафиолетовых лучей используется некоторыми животными и человеком для выработки антирахитичного витамина D.
Видимая часть солнечного спектра активно используется фотосинтезирующими организмами. В пределах этой части спектра
выделяют область фотосинтетически активной радиации (ФАР), которая поглощается хлорофиллом и вовлекается в фотосинтез. Поэтому видимая часть солнечного спектра важна для фототрофных организмов – основных производителей первичного органического вещества на планете.
Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии. Они вызывают нагревание тел организмов, повышают в них уровень теплообмена и увеличивают испарение через покровы тела воды и пота. Инфракрасные лучи необходимы также и растениям: они создают наиболее благоприятные условия для поглощения через устьица углекислого газа.
Используя содержание текста "Свет как экологический фактор", ответьте на следующие вопросы.
1) Какое влияние короткие ультрафиолетовые лучи оказывают на растения?
2) Какая часть солнечного спектра особенно важна для фототрофных организмов?
3) Как животные организмы используют видимые лучи?
25. Тип 25 № 1507
Британские ученые в течение 12 лет проводили исследование, в котором участвовали 3760 младенцев, рожденных в одной из больниц Лондона. Собирались данные о весе детей при рождении и данные о ранней смертности. Целью исследования было определить, есть ли воздействие естественного отбора на массу детей при рождении. В таблице приведены данные о весе младенцев при рождении и процент младенцев, умерших в возрасте до 4 месяцев.
Изучите таблицу 1 и ответьте на вопросы:
1. Какой вес имело большинство детей при рождении?
2. Дети какого веса имели наименьшую раннюю смертность?
3. Как Вы считаете, существует ли давление естественного отбора на вес детей при рождении? Ответ поясните.
Вес детей при рождении и детская смертность
Диапазон веса младенцев, кг
0–0,5
0,5–1
1–1,5
1,5–2
2–2,5
2,5–3
3–3,5
3,5–4
4–4,5
4,5–5
больше 5
Количество детей
2
17
62
81
316
996
1411
645
177
48
5
Процент умерших детей
100
88
73
15
9
6
4
5
7
10
20
26. Тип 26 № 38975
Старшеклассники Олег и Глеб на перемене посетили школьную столовую, где им предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусочек ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы.
1) Какое количество углеводов содержалось в школьном обеде?
2) Какую долю суточной энергетической потребности подростков
составил обед, если их возраст 16 лет?
3) В чем сущность пластического обмена у человека?
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст,
лет
Белки,
г/кг
Жиры,
г/кг
Углеводы, г
Энергетическая
потребность, ккал
7–10
2,3
1,7
330
2550
11–15
2,0
1,7
375
2900
Старше 16
1,9
1,0
475
3100
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой