СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 15

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ОГЭ — биология Вариант № 3774727   1.  Тип 1 № 12135

В опыте экспериментатор положил несколько кристалликов поваренной соли в каплю воды с инфузориями и соединил эту каплю «мостиком» с каплей чистой воды без соли. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю с чистой водой.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

        2.  Тип 2 № 35130

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  венерина мухоловка

Б)  холерный вибрион

В)  трутовик окаймленный

Г)  актиния ковровая

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        3.  Тип 3 № 35172

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  тип Хордовые

2)  царство Животные

3)  род Страусы

4)  класс Птицы

5)  отряд Страусовые

        4.  Тип 4 № 14890

Изучите график зависимости массы головного мозга у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у  — масса головного мозга (в г)).

Какие два из приведенных ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне возрастов?

 

1)  Масса мозга человека достигает определенных размеров и больше не изменяется.

2)  До 20 лет мозг растет равномерно, затем скорость роста снижается.

3)  После 60 лет масса мозга снижается из-за гибели клеток мозга.

4)  От 20 до 60 лет масса мозга у человека не меняется.

5)  Наиболее интенсивный рост массы мозга наблюдается в раннем детстве.

        5.  Тип 5 № 19536

Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных растворенных в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  удаление мочи по мочеиспускательному каналу

2)  стекание из почек мочи по мочеточникам

3)  поступление мочи в мочевой пузырь

4)  прохождение крови по кровеносным сосудам почек

5)  фильтрация почками поступившей в нее жидкости и образование мочи

        6.  Тип 6 № 35112

Для нового эксперимента Вите нужно было отмерить 70 мл воды, для чего из лабораторного оборудования он выбрал

 

1)  пипетку

2)  мерный цилиндр

3)  чашку Петри

4)  воронку

        7.  Тип 7 № 2371

Известно, что лось  — это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит до 600 кг, высота в холке 2,3 метра, а длина тела составляет 3 метра.

2)  Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами, позволяющими передвигаться по снегу и болотам.

3)  Обитает в зоне таежных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки.

4)  В Западной Европе истреблен в Средние века, а в нашей стране в середине XX века проводились работы по одомашниванию лосей.

5)  Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые.

6)  Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом  — травами.

        8.  Тип 8 № 311

Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:

 

 

Группа 1 Группа 2
Корова Крокодил
Собака Слон
Овца Лев

 

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?

 

1)  характер передвижения

2)  покров тела

3)  одомашнивание

4)  источник питания

        9.  Тип 9 № 16410

Кто из перечисленных животных развивается с превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гребенчатый тритон

2)  озерная лягушка

3)  серая жаба

4)  исполинский кенгуру

5)  степная черепаха

6)  нильский крокодил

        10.  Тип 10 № 1985

Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

 

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

 

Однородный участок земной поверхности с определенным составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б)  — это главным образом зеленые растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа  — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  биосфера

2)  производитель

3)  разрушитель

4)  потребитель

5)  агроценоз

6)  биогеоценоз

7)  популяция

8)  хищник

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г
        11.  Тип 11 № 858

Установите соответствие между нарушением зрения и заболеванием, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

 

A)  глазное яблоко удлиненной формы

Б)  четкое изображение фокусируется перед сетчаткой

В)  ресничные мышцы ослаблены и не способны менять кривизну хрусталика

Г)  удаленные предметы видятся расплывчато

Д)  близко расположенные предметы видятся расплывчатыми

 

 

 

ЗАБОЛЕВАНИЕ

 

1)  близорукость

2)  дальнозоркость

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        12.  Тип 12 № 1676

Верны ли следующие суждения о наследственности и естественном отборе?

 

А. Наследственность и естественный отбор  — это движущие силы эволюции.

Б. Потомству передаются признаки, приобретенные организмом в течение жизни.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

        13.  Тип 13 № 317

Рассмотрите фотографии собаки породы волкодав. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д
        14.  Тип 14 № 35178

Под каким номером изображена почка человека?

        15.  Тип 15 № 816

В глазном яблоке человека за зрачком следует

 

1)  хрусталик

2)  стекловидное тело

3)  передняя камера

4)  сетчатка

        16.  Тип 16 № 35328

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение глаза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Стекловидное тело.

2.  Склера.

3.  Хрусталик.

4.  Сосудистая оболочка.

5.  Ресничная мышца.

6.  Роговица.

        17.  Тип 17 № 441

Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  облегчение глотания

2)  расщепление жиров

3)  расщепление крахмала

4)  механическое измельчение пищи

5)  обезвреживание бактерий

6)  расщепление белков

        18.  Тип 18 № 39194

Установите соответствие характеристиками и отделами скелета человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  содержит бедренную кость

Б)  имеет соединение с крестцом

В)  имеет коленный сустав

Г)  включает в себя фаланги пальцев

Д)  состоит из плоских костей

 

 

 

ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА

 

1)  пояс нижних конечностей

2)  свободная нижняя конечность

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        19.  Тип 19 № 35222

 

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания белоголового орлана.

Список характеристик:

 

1)  находится на вершине пищевой цепи

2)  доминирующий вид

3)  консумент третьего порядка

4)  фитопланктон

5)  плотоядное животное

6)  паразит

        20.  Тип 20 № 35202

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит лесная дикая кошка. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       
        21.  Тип 21 № 35242

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность лесных диких кошек Численность растительности
        22.  Тип 22 № 12483

Рассмотрите рисунки. Запасание какого вещество их объединяет? Почему растения запасают его?

          23.  Тип 23 № 20969

Ученые изучали внутриклеточное пищеварение клеток морской звезды. В ходе эксперимента был введен шип розы в тело морской звезды. К этому повреждению стали скапливаться амебоидные клетки, которые обволакивали и поглощали инородное тело, попавшее в организм.

Какая система обеспечивает в организме защитную функцию? Какой клеточный процесс лежит в основе поглощения инородных частиц в теле морской звезды?

          24.  Тип 24 № 1538

 

Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений

 

В современной криминалистике для доказательства вины подозреваемых часто используются молекулярно-генетические методы. Как известно, человек  — диплоидный организм, имеющий по два аллеля каждого гена, один из которых пришел от отца, второй  — от матери. С помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) можно получить ДНК-копию аллелей конкретного человека. При этом используются такие гены, по которым полиморфизм (различия аллелей между организмами) достаточно высок. Если аллели, обнаруженные в ДНК подозреваемого, совпадают с аллелями, полученными из ДНК, обнаруженной на месте преступления, можно сделать вывод о том, что подозреваемый бывал на месте преступления.

К примеру, после кражи в доме жертвы обнаружили волосы, жертве не принадлежащие (из волос можно выделить ДНК, если они выпали вместе с корнем). Волосы светлые, а жертва имеет темные волосы. Среди знакомых жертвы есть светловолосый подозреваемый, который отрицает свое знакомство с жертвой. В случае совпадения набора аллелей, полученных из его ДНК и из ДНК корней волос, обнаруженных на месте преступления, можно уличить его во лжи. Такие доказательства являются косвенными и никогда не используются сами по себе, без дополнительных фактов, но могут существенно помочь следствию.

Используя содержание текста «Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений», ответьте на следующие вопросы.

1)  Какую реакцию используют для получения копий аллелей исследуемого человека?

2)  Какие гены лучше использовать: консервативные (одинаковые почти у всех людей, живущих в данной местности) или полиморфные (сильно различающиеся у разных людей)?

3)  Можно ли считать совпадение ДНК 100% доказательством вины? Ответ поясните.

          25.  Тип 25 № 1410

Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на нижеследующие вопросы.

 

Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК.

 

 

Наименование

культуры

2005 год 2006 год
площадь,

га

вал. сбор, т урожай- ность,

ц/га

площадь,

га

вал. сбор, т урожай- ность,

ц/га

Горчица 166 145 9 96 121 13
Озимый рапс 50 98 17 75 184 25
Соя 328 559 17 232 688 30
Яровой рапс 30 45 8 50 67 13

 

1.  Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2006 году?

2.  Увеличился ли в 2006 году валовый сбор по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.

3.  Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.

          26.  Тип 26 № 12960

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 13 км/ч 2 часа. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?

2)  В местном кафе он заказал бутерброд с ветчиной и жареный картофель. Какое напиток может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище не превысило затраты на поездку.

3)  Приведите пример функции углеводов.

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 15»

РЕШУ ОГЭ — биология

Вариант № 3774727

1.  Тип 1 № 12135

В опыте экспериментатор положил несколько кристалликов поваренной соли в каплю воды с инфузориями и соединил эту каплю «мостиком» с каплей чистой воды без соли. Через некоторое время все инфузории переплыли в каплю с чистой водой.

Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

2.  Тип 2 № 35130

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  венерина мухоловка

Б)  холерный вибрион

В)  трутовик окаймленный

Г)  актиния ковровая

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35172

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  тип Хордовые

2)  царство Животные

3)  род Страусы

4)  класс Птицы

5)  отряд Страусовые

4.  Тип 4 № 14890

Изучите график зависимости массы головного мозга у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у  — масса головного мозга (в г)).

Какие два из приведенных ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне возрастов?

 

1)  Масса мозга человека достигает определенных размеров и больше не изменяется.

2)  До 20 лет мозг растет равномерно, затем скорость роста снижается.

3)  После 60 лет масса мозга снижается из-за гибели клеток мозга.

4)  От 20 до 60 лет масса мозга у человека не меняется.

5)  Наиболее интенсивный рост массы мозга наблюдается в раннем детстве.

5.  Тип 5 № 19536

Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных растворенных в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  удаление мочи по мочеиспускательному каналу

2)  стекание из почек мочи по мочеточникам

3)  поступление мочи в мочевой пузырь

4)  прохождение крови по кровеносным сосудам почек

5)  фильтрация почками поступившей в нее жидкости и образование мочи

6.  Тип 6 № 35112

Для нового эксперимента Вите нужно было отмерить 70 мл воды, для чего из лабораторного оборудования он выбрал

 

1)  пипетку

2)  мерный цилиндр

3)  чашку Петри

4)  воронку

7.  Тип 7 № 2371

Известно, что лось  — это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит до 600 кг, высота в холке 2,3 метра, а длина тела составляет 3 метра.

2)  Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами, позволяющими передвигаться по снегу и болотам.

3)  Обитает в зоне таежных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки.

4)  В Западной Европе истреблен в Средние века, а в нашей стране в середине XX века проводились работы по одомашниванию лосей.

5)  Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые.

6)  Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом  — травами.

8.  Тип 8 № 311

Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:

 

Группа 1

Группа 2

Корова

Крокодил

Собака

Слон

Овца

Лев

 

Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?

 

1)  характер передвижения

2)  покров тела

3)  одомашнивание

4)  источник питания

9.  Тип 9 № 16410

Кто из перечисленных животных развивается с превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  гребенчатый тритон

2)  озерная лягушка

3)  серая жаба

4)  исполинский кенгуру

5)  степная черепаха

6)  нильский крокодил

10.  Тип 10 № 1985

Вставьте в текст «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

Однородный участок земной поверхности с определенным составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б)  — это главным образом зеленые растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа  — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  биосфера

2)  производитель

3)  разрушитель

4)  потребитель

5)  агроценоз

6)  биогеоценоз

7)  популяция

8)  хищник

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 858

Установите соответствие между нарушением зрения и заболеванием, для которого оно характерно. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

A)  глазное яблоко удлиненной формы

Б)  четкое изображение фокусируется перед сетчаткой

В)  ресничные мышцы ослаблены и не способны менять кривизну хрусталика

Г)  удаленные предметы видятся расплывчато

Д)  близко расположенные предметы видятся расплывчатыми

ЗАБОЛЕВАНИЕ

1)  близорукость

2)  дальнозоркость

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12.  Тип 12 № 1676

Верны ли следующие суждения о наследственности и естественном отборе?

 

А. Наследственность и естественный отбор  — это движущие силы эволюции.

Б. Потомству передаются признаки, приобретенные организмом в течение жизни.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13.  Тип 13 № 317

Рассмотрите фотографии собаки породы волкодав. Выберите характеристики, соответствующие ее внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Окрас

Б. Форма головы

В. Форма ушей

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Д. Форма хвоста

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 35178

Под каким номером изображена почка человека?

15.  Тип 15 № 816

В глазном яблоке человека за зрачком следует

 

1)  хрусталик

2)  стекловидное тело

3)  передняя камера

4)  сетчатка

16.  Тип 16 № 35328

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение глаза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1.  Стекловидное тело.

2.  Склера.

3.  Хрусталик.

4.  Сосудистая оболочка.

5.  Ресничная мышца.

6.  Роговица.

17.  Тип 17 № 441

Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  облегчение глотания

2)  расщепление жиров

3)  расщепление крахмала

4)  механическое измельчение пищи

5)  обезвреживание бактерий

6)  расщепление белков

18.  Тип 18 № 39194

Установите соответствие характеристиками и отделами скелета человека: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  содержит бедренную кость

Б)  имеет соединение с крестцом

В)  имеет коленный сустав

Г)  включает в себя фаланги пальцев

Д)  состоит из плоских костей

ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА

1)  пояс нижних конечностей

2)  свободная нижняя конечность

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 35222

Изучите фрагмент экосистемы, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания белоголового орлана.

Список характеристик:

 

1)  находится на вершине пищевой цепи

2)  доминирующий вид

3)  консумент третьего порядка

4)  фитопланктон

5)  плотоядное животное

6)  паразит

20.  Тип 20 № 35202

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит лесная дикая кошка. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35242

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лесных диких кошек и растительности, если в течение нескольких лет шло увеличение численности кроликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность лесных диких кошек

Численность растительности

22.  Тип 22 № 12483

Рассмотрите рисунки. Запасание какого вещество их объединяет? Почему растения запасают его?

23.  Тип 23 № 20969

Ученые изучали внутриклеточное пищеварение клеток морской звезды. В ходе эксперимента был введен шип розы в тело морской звезды. К этому повреждению стали скапливаться амебоидные клетки, которые обволакивали и поглощали инородное тело, попавшее в организм.

Какая система обеспечивает в организме защитную функцию? Какой клеточный процесс лежит в основе поглощения инородных частиц в теле морской звезды?

24.  Тип 24 № 1538

Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений

 

В современной криминалистике для доказательства вины подозреваемых часто используются молекулярно-генетические методы. Как известно, человек  — диплоидный организм, имеющий по два аллеля каждого гена, один из которых пришел от отца, второй  — от матери. С помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) можно получить ДНК-копию аллелей конкретного человека. При этом используются такие гены, по которым полиморфизм (различия аллелей между организмами) достаточно высок. Если аллели, обнаруженные в ДНК подозреваемого, совпадают с аллелями, полученными из ДНК, обнаруженной на месте преступления, можно сделать вывод о том, что подозреваемый бывал на месте преступления.

К примеру, после кражи в доме жертвы обнаружили волосы, жертве не принадлежащие (из волос можно выделить ДНК, если они выпали вместе с корнем). Волосы светлые, а жертва имеет темные волосы. Среди знакомых жертвы есть светловолосый подозреваемый, который отрицает свое знакомство с жертвой. В случае совпадения набора аллелей, полученных из его ДНК и из ДНК корней волос, обнаруженных на месте преступления, можно уличить его во лжи. Такие доказательства являются косвенными и никогда не используются сами по себе, без дополнительных фактов, но могут существенно помочь следствию.

Используя содержание текста «Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений», ответьте на следующие вопросы.

1)  Какую реакцию используют для получения копий аллелей исследуемого человека?

2)  Какие гены лучше использовать: консервативные (одинаковые почти у всех людей, живущих в данной местности) или полиморфные (сильно различающиеся у разных людей)?

3)  Можно ли считать совпадение ДНК 100% доказательством вины? Ответ поясните.

25.  Тип 25 № 1410

Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на нижеследующие вопросы.

Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы ВНИИМК.

Наименование

культуры

2005 год

2006 год

площадь,

га

вал. сбор, т

урожай-
ность,

ц/га

площадь,

га

вал. сбор, т

урожай-
ность,

ц/га

Горчица

166

145

9

96

121

13

Озимый рапс

50

98

17

75

184

25

Соя

328

559

17

232

688

30

Яровой рапс

30

45

8

50

67

13

 

1.  Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2006 году?

2.  Увеличился ли в 2006 году валовый сбор по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.

3.  Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.

26.  Тип 26 № 12960

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 13 км/ч 2 часа. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?

2)  В местном кафе он заказал бутерброд с ветчиной и жареный картофель. Какое напиток может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище не превысило затраты на поездку.

3)  Приведите пример функции углеводов.

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя