Тема урока: Окончание Смуты: спасение Отечества
Цели урока по линиям развития личности:
Линия 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.
Сравнивать первое и второе ополчение. Выделять основные события Смуты.
Линия 3. Историческое мышление.
Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.
Линия 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе Смуты.
Обязательный минимум содержания: ополчение К.Минина и Д. Пожарского, избрание династии Романовых, семибоярщина, интервенция. Даты: 1610, 1612, 1613гг.
Тип урока: урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок)
Оборудование: ПК и экран для показа презентации, учебный видеофильм «Минин и Пожарский», портреты К. Минина и Д. Пожарского, на партах приложения с отрывками из источников, КИМы для каждого ученика.
Ход урока:
Вначале проводим работу с суждением историка. Слайд2 суждение
Приложение №1. Задание: прочитайте отрывок из работы историка С.Ф. Платонова.
«Началась она явлением случайным – прекращением династии; в значительной степени поддерживалась вмешательством поляков и шведов, закончилось восстановлением прежних форм государственного и общественного строя и в своих перипетиях представляет массу случайного и труднообъяснимого»
О каком явлении в истории России XVII века идет речь?
Слайд 3 - тема урока
Создание проблемной ситуации
- На с. 108 прочитайте отрывки из повести «Об очищении Московского государства». Слайд 4- документ
-Кого можно считать спасителем Отечества по первому отрывку? начальники и ратные люди
- А по второму отрывку?
всем свободным людям
Формулирование проблемы
- Какое противоречие вы заметили?
(В первом отрывке речь идет о том, что Россия вышла из Смуты благодаря начальникам и ратным людям, а во втором отрывке – благодаря всем свободным людям, которые объединились для спасения страны)
- Какой следует вопрос? - Благодаря кому Россия вышла из Смуты?
Гипотезы
-Какие у вас есть предположения
Актуализация знаний
- Что из имеющихся знаний нам необходимо вспомнить, чтобы выяснить, благодаря кому Россия вышла из Смуты? (Необходимо вспомнить причины Смуты, к чему она привела, как её воспринимали жители России того времени)
Работа с текстом.
КИМ на с. 182 задание С-21 Слайд 5 - текст задания
- Какие еще причины вы знаете? (неурожайные годы и голод, разорение страны после опричнины и Ливонской войны, дальнейшее закрепощение крестьян и т.д.)
Слайд 6- причины смуты
-К чему привели эти причины? В чем проявилась Смута?
(Смута проявилось в появлении самозванцев в России, привела к гражданской войне, расколола страну на враждующие лагери.)
Создание плана урока
- Что нам необходимо узнать, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока?
Примерный план урока
1. Основные события Смуты (продолжение)
2. Итоги Смуты.
Открытие нового знания (1-й пункт плана)
-Вспомните, как воспринимал Смуту народ? (Как время установления правды на русской земле, когда на престоле будет законный правитель, прекратится боярское правление)
-Что же заставило людей выступать за прекращение Смуты?
(просмотр анимированной карты 2-4 отр., выполнение задания)
Приложение 2 на партах
Слайд 7 – задания
- Какие факты на ваш взгляд, больше всего повлияли на изменение отношения простого народа к Смуте. Объясните свой выбор.
- 1608 год: появление нового самозванца – Лжедмитрия II (вошел в историю как «Тушинский вор», так как его лагерь находился в селе Тушино). Половина уездов России признала власть самозванца.
- 1609 год: польский король Сигизмунд повел в Россию армию для захвата московского престола и обращении русских в католичество.
- 1610 год: свержение Василия Шуйского , власть перешла в руки семибоярщины (семерых самых видных членов боярской Думы).
- 1611 год: шведы которых пригласил еще Василий Шуйский для защиты от тушинцев, захватили северо-запад России вместе с Великим Новгородом.
( Захват России поляками и шведами больше всего повлиял на изменение отношения к Смуте, так как возникла угроза потери независимости. Причем более пугало нашествие поляков, желавших изменить веру русских людей)
Слайд 8 - Работа с термином Интервенция
-В этих условиях с призывом к народу обратился Патриарх русской православной церкви Гермоген. ( выступление о патриархе Гермогене один из учеников)
Слайд 9 – патриарх Гермоген
Первое ополчение
- Для защиты России было организовано два ополчения. Необходимо выяснить, какую роль в этих ополчениях сыграли начальники и ратные люди, а какую - простой народ.
анимированная карта 4 – 5 отр.
Таблица №1 Слайд 10
Работа с текстом учебника: с. 102, 2 абзац.
- Выяснить роль начальников, ратных людей и простого народа в Первом ополчении. Результат работы представить в виде таблицы Слайд 11
Первое ополчение 1611 год. Имя руководителя: П.Ляпунов, Трубецкой, Заруцкий |
Роль простого народа | Роль начальников и ратных людей |
Объединение холопов, крестьян, горожан, дворян, казаков, которые за годы Смуты стали профессиональными воинами. | Вожди перессорились друг с другом и не смогли освободить столицу. |
- В чем, на ваш взгляд, причина неудачи Первого ополчения?
( Причина неудачи Первого ополчения заключается в том, что оно было плохо подготовлено, не было единого руководства)
Второе ополчение.
Просмотр видеофильма « Минин и Пожарский» . Слайд 12
работа с текстом учебника с. 103
Выяснить роль начальников, ратных людей и простого народа во Втором ополчении. Результат работы представить в виде таблицы №2 Слайд 13
Слайд 14
Второе ополчение 1612 год. Имя руководителей: К. Минин и Д. Пожарский |
Роль начальников и ратных людей | Роль простого народа |
Командовал ополчением прославленный воевода, богатые торговцы и ремесленники отдавали свое имущество в казну ополчения. | Объединение холопов, крестьян, горожан, дворян, казаков, отряды с многих уездов освободили Москву от польских интервентов. |
- В чем, на ваш взгляд, причина успеха Второго ополчения?
(Причина победы Второго ополчения заключается не только в том, что были собраны большие силы, но и в том, что существовали единое командование, дисциплина, казна, было создано общероссийское правительство – Совет всея земли.)
Открытие нового знания (2-й пункт плана)
- В 1612 году поляки были изгнаны из Москвы. Какую проблему необходимо было решать в тех условиях в первую очередь?
(Необходимо было решать вопрос о власти, избирать правителя)
Слайд 15 Земский собор
- С этой целью 21 февраля 1613 года был созван Земский собор, на котором приняли решение провозгласить царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова. По мнению историка Ключевского, «хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего». Как вы понимаете это высказывание? Чем мог быть удобен Михаил Романов? Свой ответ аргументируйте. (для ответа используется текст учебника на с. 106, 1 абзац)
Ответы учеников.
Сообщение о подвиге Ивана Сусанина
Слайд 16 стихотворение
Слайд 17 памятник Сусанину
Слайд 18 карта
- Смутные времена продолжались еще несколько лет. С трудом удалось изгнать шведов из Новгорода и отразить новое нашествие поляков на Москву. В 1617 году был подписан Столбовской мир со Швецией. Россия отдавала земли по берегам Финского залива. В 1618 году заключили Деулинское перемирие с Речью Посполитой – Россия теряет Смоленск, Чернигов, Путвиль.
Итоги Смутного времени-Слайд 19
положительные:
- русское государство отстояло свою независимость
- начало правления новой царской династии Романовых
- усиление роли Земских соборов в жизни страны
- укрепление позиций церкви
- укрепление самосознания и религиозно-национального единства Страны
Отрицательные:
- потеря ряда важных территорий
- хозяйственное разорение страны
- большие людские потери
- дефицит бюджета страны
-Итак, возвращаемся к проблеме урока: благодаря кому Россия вышла из Смуты?
( Россия вышла из смуты благодаря тому, что её жители объединились против общей опасности. В то время, когда государство не могло спасти жителей страны, само общество восстало на борьбу с врагом, а в последующем восстановило власть государства. Свой вклад внесли «начальники и ратные люди» ведь без руководства народ не мог действовать организованно. Но главной силой, которая спасла страну, стал простой народ.
- С позиции человека 21 века, за какие поступки ваших соотечественников вы испытываете чувство гордости?
Применение нового знания Слайд 20
-4 ноября (26 октября по старому стилю) в России отмечается праздник - День народного единства. Какому событию он посвящен? Приведите факты, подтверждающие справедливость названия праздника.
Д.З. - написать мини сочинение на тему «Встреча с героем Смуты»