СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир.........

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

.................................................

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир.........»

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс


Принятые сокращения

Технологии: ПЦ – парацентрическая, БИО – бригадно-индивидуальное обучение, ИБО – индивидуально-бригадное обучение, ДВП – диалоговая взаимопомощь.

Формы контроля: КР – контрольная работа, ПР – проверочная работа, СР – самостоятельная работа, ТР – тестовая работа





Сроки

п/п

Тема урока

Основные элементы содержания

Планируемые результаты

ИКТ, технологии

Формы

контроля

дата

дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

ПЛАН

ФАКТ

История Отечества – 7 часов




1.

Древние славяне.

. - исторические картины быта, труда, традицийлюдей в разные исторические времена;

- названия древних городов;

- работа с ТС;

- от кого защищались древние славяне;

- обожествление природы древними славянами.


Знать: названия городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

ДВП

Презентации:

«Древние славяне»

«Жизнь древних славян»


Самоконтроль.




2.

Древняя Русь.

- объединение Новгорода и Киевского княжества;

- работа с ТС;

- значение богатырских застав для Руси;

- русские богатыри.


Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Уметь: работать с картой – «Путь “из варяг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать на основе текста былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче.

Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

ДВП

Презентация «Киевское и Новгородское княжества»


Интерактивный урок-тренажёр «Откуда Русь пошла»

ТР по теме 1




3.

Крещение Руси.

- во что верили древние славяне;

- славянская письменность-кириллица;

- имена богов и духов древних славян;

- важность крещения Руси;

- правление Владимира Мономаха;

- Ярослав Мудрый.


Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.

Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым.

Познавательные УУД: оценка достоверности получаемой информации.

Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

БИО

Презентации:

«Боги древних славян»

«Крещение Руси и его значение»

Текущий. Самоконтроль.




4.

Борьба Руси с западными завоевателями.

- военные победы Александра Невского;

- Ледовое побоище;

- Куликовская битва;

- Золотая Орда.


Знать военные победы Александра Невского.

Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать ледовое побоище.

Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации.

Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

ПЦ

Презентации:

«Ледовое побоище»

«Куликовская битва»

ТР




5.

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

- Москва-столица России;

- Юрий Долгорукий;

- основание Москвы;

- московские и киевские князья;

- работа с «лентой времени».


Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.

Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты

Познавательные УУД: сбор, обработка и передача информации.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Презентации «Юрий Долгорукий»


Взаимоконтроль.




6.

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба.)

- мировые религии;

- работа со справочной литературой.


Иметь представления о мировых религиях.

Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой.

Познавательные УУД: извлечение информации из разных источников.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

БИО

Взаимоконтроль.




7.

Обобщение по теме «Древние славяне».

Контрольный урок.

Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль.

Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

ПЦ

КР



Земля – планета Солнечной системы – 4 часа




8.

Солнечная система.

- Земля – планета;

- условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода;

- названия планет Солнечной системы;

- вращение Земли;

- космические тела;

- возникновение Солнечной системы;

- появление в календаре високосного года.


Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.

Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года.

Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план.

Регулятивные УУД: ставить новую учебную задачу.

Мотивация учебной деятельности.

ПЦ

Презентация «Планеты Солнечной системы»

Интерактивный урок «Астрономия малышам»

ТР




9.

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.

- причины смены дня и ночи;

- причины смены времён года;

- общее представление о влиянии Солнца на земную жизнь.


Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.

Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле.

Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог.

Мотивация учебной деятельности.

ПЦ


Презентации:

«Мир глазами астронома»

«День Земли» -

видеоклип

Взаимоконтроль.




10.

Природные зоны нашей страны.

- понимание связи живой и неживой природы;

- знакомство с картой «Природные зоны»

.

Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны.

Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту, план) для наблюдений.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.

Мотивация учебной деятельности.

Презентация

«Природные зоны Земли»

ТР.




11.

Обобщение

по теме «Земля – планета Солнечной системы». (Готовимся к олимпиаде.)

- закрепление ранее изученного материала

- определение по признакам природной зоны нашей местности

Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем.

Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов, с целью решения конкретных задач.

Регулятивные УУД: активно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.

Мотивация учебной деятельности.

ПЦ


«День Земли» -

Видеоклип

Интерактивный урок «Природные зоны России»-интерактивный модуль

ПР



Путешествие по природным зонам России – 13 часов




12.

Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба.)

- природные условия Арктики;

- работа с к/картой;

- освоение Арктики;

- охрана природы северного края,

-полярная ночь,

-полярное сияние,

-полярный день.


Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

ПЦ

Презентации:

«Суровая Арктика»

«Оптические явления в природе»-северное сияние

«Где на Земле теплее»-часть о крайнем Севере

«В Арктике» - 1-ая часть

ТР

СР




13.

Животные ледяной зоны. Арктика и человек.

-доклады на выбранную тему (о растительности или животном мире Арктики),

- птичьи базары,

- охрана природы северного края.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.

Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий как этапы постановки опытов.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД: договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности.

Экологическая культура: ценное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

БИО

Презентация «В Арктике» - 2-ая часть

Интерактивный урок-тренажёр «Арктика. Арктические пустыни»

Текущий. Самоконтроль.




14.

Тундра.

- работа с к/картой;

- сравнение природы Арктики и тундры;

- особенности растительного и животного мира тундры;

- доклады по выбранной теме (растения, животные).


Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.

Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.

Познавательные УУД: сбор, поиск информации и обработка.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

ИБО

Презентации:

«Природа тундры» - 1-ая часть

«Растительный и животный мир тундры»

Интерактивный урок-тренажёр «Тундра»

ТР




15.

Тундра и человек.

- деятельность человека в тундре;

- города в зоне тундры.



Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.

Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в тундре; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

ПЦ

Презентации:

«Природа тундры» - 2-ая часть

«Города тундры - Североморск»

«Тундра России» -

3-ья часть

ПР




16.

Зона лесов. Растения зоны лесов.

- изменение характера лесов с севера на юг;

- работа с ТС;

- работа с к/картой;

- растения лесной зоны.


Знать о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.

Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

ДВП

Презентации:

«Лесная зона» - 1-ая и 2-ая части

Интерактивный урок-тренажёр «Экосистема леса.Лесные производители»

ТР




17.

Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.

- обсуждение докладов о разнообразии животного мира лесной зоны,

- лесные заповедники зоны лесов,

- роль леса в природе и жизни людей.


Знать о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.

Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

ПЦ


Презентации:

«Лесная зона» - 3-ья и 4-ая части


Видеоклипы:

«В мире животных»-музыкальный

«Лесные сказки» - о волке, белке, ёжике

ТР




18.

Зона степей.

- особенности природы степей (растительность и животный мир),

- работа с к/картой;

- промежуточная зона-«лесостепь»;

- Красная Книга.


Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.

Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

БИО


Презентации:

«Степная зона России» - 1-ая и 2-ая части

«Лесостепи»

Интерактивный урок-тренажёр «Животные степи»

ТР по презентации




19.

Степь и человек.

- особенности деятельности человека в степи;

- заповедники зоны степей.


Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.

Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

Презентации:

«Степная зона России» - 3-ья часть

Интерактивный урок-тренажёр «Степь»

ПР по заданиям интерактивного урока




20.

Зона пустынь.

-особенности природы зоны пустынь;

- работа с к/картой;

- работа с ТС;

- цепи питания обитателей зоны пустынь.


Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.

Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

Интерактивный урок «Пустыни»

Видеоролик «Пустыни»

СР




21.

Жизнь человека в пустыне.


Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.

Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.

Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ.

Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

Интерактивный урок-тренажёр «Пустыня»


ТР по тренажёру




22.

Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. (Третье заседание клуба.)

- природа Черноморского побережья;

- природа Кавказа;

- работа с к/картой.


Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье.

Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

Презентация «У Чёрного моря» - 1-ая часть

ТР




23.

Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье.

-обсуждение

докладов по выбранной теме (разнообразие животного мира Черноморского побережья или Кавказа).

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны.

Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

ДВП


Презентация «У Чёрного моря» - 2-ая часть





24.

Обобщение

по теме «Путешествие по природным зонам России». (Готовимся к олимпиаде.)

-закрепить полученные знания о природных зонах

Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь.

Познавательные УУД: передача информации устным, письменным способами, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.

ПЦ


ИКТ-игра «Своя игра» -путешествие по природным зонам.

Взаимоконтроль.

СР



Родной край – часть великой России – 11 часов




25.

Твой родной край.

- работа с ТС;

- работа с картой Санкт-Петербурга (политико-административная);

- основные достопримечательности нашего города и его пригородов.

Урок-путешествие.

Знать название родного края.

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края.

Познавательные УУД: ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера.

Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

DVD-фильм «Я люблю мой город»

Текущий. Самоконтроль.




26.

Московское время.

- Россия на карте мира;

- простейшие измерения времени;

- представление о часовых поясах;

- определение часового пояса Москвы и Санкт-Петербурга.


Иметь представление о часовых поясах.

Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России».

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Презентации:

«История измерения времени»

ПР




27.

Карта твоего края.

- работа с различными видами карт родного края

Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта).

Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

БИО

Презентация «Виды карт»

СР




28.

Поверхность и водоемы твоего края.

заочная экскурсия по родному краю

Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).

Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки.

Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта).

Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье

сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

ДВП

ТР




29.

А что можешь сделать ты?

- урок-игра

Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему.

Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог.

Познавательные УУД: построение рассуждения, обобщения.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье

сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Презентации:

«Правила поведения на лугу и в лесу»

«Правила поведения возле водоёмов»

«Какие бывают правила?»


Взаимоконтроль.




30.

Полезные ископаемые твоего края.

- понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые»;

- использование полезных ископаемых нашего края в жизни человека.


Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».

Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Презентация «Полезные ископаемые»

Интерактивный урок «Использование полезных ископаемых»

ТР




31.

Растения твоего края.

- разнообразие растений;

- редкие растения нашего края.

.

Знать отрасли растениеводства.

Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе.

Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,

здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Презентация «Растеневодство»

Интерактивный урок «Растеневодство»

Текущий. Самоконтроль.




32.

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

- знакомство с видами животноводства родного края,

- одомашнивание животных для жизни рядом с человеком,

- польза животных в жизни человека.

Знать отрасли животноводства.

Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края.

Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи, составлять план и последовательность действий.


Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

ПЦ

Презентации:

«Животноводство»

«Виды животноводства»

ТР.




33.

Народные промыслы твоего края.

- называть и рассказывать о разнообразии народных промыслов России;

- использование народных промыслов в нашем крае;

- работа с картой «Народные промыслы»;

- работа с ТС.


Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД: вести устный, письменный диалог.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

ДВП


Презентации:

«Народные промыслы России»

Взаимоконтроль.




34.

Заповедные места твоего края.

- понятие «заповедник»;

- работа с картой «Охраняемые территории»;

- работа с ТС;

- описание заповедных и охраняемых мест нашего края.


Знать понятие «заповедник».

Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Презентации:

«Заповедники России»,

«Заповедники Лен. области»

ТР




35.

Обобщение по теме «Родной край – часть великой России».

(Готовимся
к олимпиаде.)

- обобщение и закрепление знаний по теме-подготовка материалов для докладов на выбранную тему.

Знать историю, достопримечательности родного края.

Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия.

Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

ПЦ


DVD – диск «Я люблю мой город» (использовать тестовые задания о достопримечательностях СПб.

Взаимоконтроль.



Человеческий организм – 11 часов




36.

Как устроен организм человека. (Письмо руководителей клуба школьникам.)

- общие представления о строении и основных функциях организма человека;

- понятия «орган», «система органов»;

- названия основных частей тела;

- строение и значение различных систем органов.


Знать понятия «орган», «система органов».

Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.

Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Презентация «Строение тела человека»

ТР




37.

Путешествие в мир клеток.

- понятие «ткань»;

- сравнение внешнего вида тканей разных органов.


Знать понятие «ткань».

Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Презентации:

«Ткани»

«Ткани человека»

Текущий. Самоконтроль.




38.

Самый большой орган чувств.

- строение кожи;

- структурные части кожного покрова;

- значение кожи для организма человека.


Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).

Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Презентации:

«Кожа»

«Надёжная защита организма»

Практические задания с Лабдиском.

ТР




39.

Как человек двигается.

- знакомство с терминами «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы»;

- значение мышц-сгибателей и мышц-разгибателей;

- строение костей;

- как кости «делают» кровь;

- название частей скелета;

- назначение костей скелета человека.


Знать термины: «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».

Иметь представление: о значении мышцы-сгибателя и мышцы-разгибателя; о строении костей; что кости «делают» кровь.

Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Презентация «Опора тела человека»

Текущий. Самоконтроль.




40.

Пищеварительная система.

- понятия «пищеварение» и «пищеварительная система»;

- процесс пищеварения;

- правила питания;

- вещества, необходимые для роста организма (углеводы, белки, кальций).


Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система».

Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций).

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Интерактивный урок «органы пищеварения»

Презентация «Органы пищеварения»

ТР




41.

Система кровообращения.

- органы кровеносной системы;

- строение и работа сердца;

- циркуляция крови по организму;

- состав крови.


Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.

Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Презентация «Кровеносная система человека»

Практические задания с Лабдиском.

СР




42.

Познакомимся с дыхательной системой.

- понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры»;

- названия органов системы дыхания;

- путешествие воздуха в организме человека;

связок.


Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия: «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».

Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Презентация «Органы дыхания человека»

Практические задания с Лабдиском.

ТР




43.

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.

- сравнение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха;

- курение вредно для каждой части организма человека;

- лёгкие необходимы для дыхания и разговорной речи;

- работа голосовых связок.


Знать, что курение вредно для каждой части организма человека.

Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить.

Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Практические задания с Лабдиском


Презентации:

«Курение или жизнь»

«Вред курения»


MP-3 –песенка о вреде курения

Текущий. Самоконтроль.




44.

Как почки удаляют из организма вредные вещества.

- строение мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена);

- роль почек.

.

Знать строение мочевой системы.

Иметь представление о роли почек.

Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена).

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Презентация «Удаление вредных веществ из организма человека»

ТР.




45.

Нервная система человека.

- строение нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы);

- названия органов чувств;

- защитные рефлексы организма.


Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма.

Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы).

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Презентации:

«Нервная система»


Текущий. Самоконтроль.




46.

Обобщение по теме «Человеческий организм».

Готовимся
к школьной олимпиаде.

- закрепление полученных знаний по теме

Уметь: называть части системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

ПЦ

Интерактивный урок «Как работает организм человек» (о/м 4)

ТР



Изучаем органы чувств – 8 часов




47.

«Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах. (Четвертое заседание клуба.)

- общее понятие об органах чувств,

- нос – орган обоняние,

- познакомить со строением носа.

Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния.

Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.

Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Презентации:

«Органы чувств»

«Нос-орган обоняния» - ребусы по теме

«Строение органов чувств» - строение носа

Текущий. Самоконтроль.




48.

Высуни язык и скажи: «А».

- строение языка;

- значение языка;

- язык-орган вкуса.


Иметь представление о строении языка.

Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Работа в парах (урок-практикум)

Презентации:

«Строение органов чувств» - строение языка,


ТР




49.

«Взгляд» на глаз.

- строение глаза;

- значение глаза;

- правила ухода за глазами.


Знать правила ухода за глазами.

Иметь представление о строении глаза.

Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Презентация «Глаза»

Презентация «Строение органов чувств» - строение глаза

Текущий. Самоконтроль.




50.

Ухо не только орган слуха.

- строение уха;

- значение органа слуха;

- правила ухода за ушами.


Знать правила ухода за органом слуха.

Иметь представление о строении уха.

Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Презентации:

«Строение органов чувств» - строение уха

«Человек в мире звуков»


ТР




51.

Ухо – орган равновесия.

- закрепить знания и правила применения правил ухода за ушами

Знать правила ухода за органом слуха.

Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Презентация «Органы чувств» - уши

ПР.




52.

Распознавание предметов путем соприкосновения с ними.

- закрепление знаний о строении кожи;

- значение органа осязания;

- правила ухода за органом осязания.


Знать правила ухода за органом осязания.

Иметь представление о строении кожи.

Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Работа в парах – практикум

Презентации:

«Органы чувств» - кожа

«Мои помощники-органы чувств»-кожа

ТР




53.

Советы врача.

- закрепление знаний об органах чувств;

- как помочь человеку до приезда врача.


Знать, как помочь человеку до приезда врача.

Уметь выполнять советы врача.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

ПЦ

Интерактивный урок «Как работает организм человек» (о/м 4)

ТР




54.

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств».

Готовимся к школьной олимпиаде.

- контрольные вопросы и задания по теме.

Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.


КР



Путешествия по странам мира – 6 часов




55.

Границы России.

- введение понятия «государство»


- все названия нашего государства;

- исторические столицы;

- государственная символика,


- работа с политической картой мира (западные соседи).

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.


Текущий. Самоконтроль.




56.

Границы России.

- продолжение работы с политической картой мира (восточные и южные соседи)

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.

Интерактивный урок «Человек и единое человечество» (о/м 4)

ТР




57.

Соединенные штаты Америки (США).

- история и культура США,

- города и столица США

Иметь представление о терроризме.

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.


Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.

Презентация «США»

Текущий. Самоконтроль.




58.

Великобритания.

- история и культура Великобритании,

- города и столица Великобритании

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.


Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.

Презентация «Великобритания»

Текущий. Самоконтроль.




59.

Франция.

- история и культура Франции,

- города и столица Франции

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.

Презентация «Франция»

Текущий. Самоконтроль.




60.

Обобщение по теме «Путешествие по странам мира».

(Готовимся к олимпиаде.)

- работа с политической картой,

- подбор материала для доклада по выбранной теме (работа со справочной литературой).

Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами.

Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.

Работа по группам – тематическая игра «путешествие по странам мира» - интерактивное занятие «Своя игра».

Взаимоконтроль.



Москва как летопись истории России – 5 часов




61.

День народного единства.

- Россия-наша Родина;

- государственные праздники России;

- история памятника Минину и Пожарскому в Москве;

- история возникновения Москвы;

- победы московских князей над иноземными захватчиками;

- Московский Кремль и его история.


Знать: государственные праздники России; историю создания на Красной площади памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.


Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Презентации:

«Минин и Пожарский»

«День народного Единства»

Текущий. Самоконтроль.




62.

Москва: память о войне 1812 года.

- Москва-столица России;

- история создания памятника «Триумфальные ворота»;

- памятники, посвящённые войне 1812 года;

- значение войны 1812 года

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».

Иметь представление о значении войны 1812 года.

Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

Презентации:

«Герои 1812 года»

«Война 1812 года»

«Триумфальная арка»

Текущий. Самоконтроль.




63.

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

- рассказы о войне;

- герои В.О.войны.


Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

ПЦ

Презентации:

«Битва под Москвой»

«Герои ВОВ»

Текущий. Самоконтроль.




64.

Памятники Москвы покорителям космоса.

- первый космонавт;

- история освоения космоса;

- достижения России в освоении космоса.


Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта.

Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

ДВП

Презентация «Юрий Гагарин – наш герой»

Текущий. Самоконтроль.




65.

Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». (Готовимся к школьной олимпиаде.)

- закрепление и обобщение знаний по теме,

- подбор материала для доклада по выбранной теме (работа со справочной и энциклопедической литературой)

Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны.

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

ПЦ

Взаимоконтроль.




66.

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация.

- обобщение и закрепление знаний о нашей стране (все названия нашего государства, символика нашей страны)

Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.


Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

ПЦ

ТР




67.

Основной закон страны – Конституция России. Президент России.

- обобщение и закрепление знаний об Основном Законе нашей страны

Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика».

Уметь: подписывать адрес на конверте; называть основной закон страны – Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать и отвечать на вопросы.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

ДВП


Презентация «Мы – граждане России»

Текущий. Самоконтроль.




68

69

70

.

Обобщение по теме: «Мы – граждане России» или

экскурсия в краеведческий музей.

- обобщение и закрепление знаний о символах нашего государства,

- исторические столицы нашего государства

Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.

Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края.

Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка).

Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.

ПЦ

Презентация «Знаем ли мы столицы нашего государства»

Взаимоконтроль.