СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
.................................................
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Принятые сокращения
Технологии: ПЦ – парацентрическая, БИО – бригадно-индивидуальное обучение, ИБО – индивидуально-бригадное обучение, ДВП – диалоговая взаимопомощь.
Формы контроля: КР – контрольная работа, ПР – проверочная работа, СР – самостоятельная работа, ТР – тестовая работа
Сроки | № п/п | Тема урока | Основные элементы содержания | Планируемые результаты | ИКТ, технологии | Формы контроля | дата | дата | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ПЛАН | ФАКТ | ||||||||||||
История Отечества – 7 часов |
|
| ||||||||||||||
| 1. | Древние славяне. | . - исторические картины быта, труда, традицийлюдей в разные исторические времена; - названия древних городов; - работа с ТС; - от кого защищались древние славяне; - обожествление природы древними славянами.
| Знать: названия городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века. Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | ДВП Презентации: «Древние славяне» «Жизнь древних славян»
| Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 2. | Древняя Русь. | - объединение Новгорода и Киевского княжества; - работа с ТС; - значение богатырских застав для Руси; - русские богатыри.
| Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств. Уметь: работать с картой – «Путь “из варяг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать на основе текста былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче. | Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | ДВП Презентация «Киевское и Новгородское княжества»
Интерактивный урок-тренажёр «Откуда Русь пошла» | ТР по теме 1 |
|
| ||||||
| 3. | Крещение Руси. | - во что верили древние славяне; - славянская письменность-кириллица; - имена богов и духов древних славян; - важность крещения Руси; - правление Владимира Мономаха; - Ярослав Мудрый.
| Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым. | Познавательные УУД: оценка достоверности получаемой информации. Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | БИО Презентации: «Боги древних славян» «Крещение Руси и его значение» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 4. | Борьба Руси с западными завоевателями. | - военные победы Александра Невского; - Ледовое побоище; - Куликовская битва; - Золотая Орда.
| Знать военные победы Александра Невского. Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать ледовое побоище. | Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации. Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | ПЦ Презентации: «Ледовое побоище» «Куликовская битва» | ТР |
|
| ||||||
| 5. | Возникновение Москвы. Первые московские князья. | - Москва-столица России; - Юрий Долгорукий; - основание Москвы; - московские и киевские князья; - работа с «лентой времени».
| Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком. Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты | Познавательные УУД: сбор, обработка и передача информации. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи Коммуникативные УУД: обращаться за помощью. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Презентации «Юрий Долгорукий»
| Взаимоконтроль. |
|
| ||||||
| 6. | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба.) | - мировые религии; - работа со справочной литературой.
| Иметь представления о мировых религиях. Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой. | Познавательные УУД: извлечение информации из разных источников. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | БИО | Взаимоконтроль. |
|
| ||||||
| 7. | Обобщение по теме «Древние славяне». | Контрольный урок. | Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль. | Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | ПЦ | КР |
|
| ||||||
Земля – планета Солнечной системы – 4 часа |
|
| ||||||||||||||
| 8. | Солнечная система. | - Земля – планета; - условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода; - названия планет Солнечной системы; - вращение Земли; - космические тела; - возникновение Солнечной системы; - появление в календаре високосного года.
| Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года. | Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план. Регулятивные УУД: ставить новую учебную задачу. | Мотивация учебной деятельности. | ПЦ Презентация «Планеты Солнечной системы» Интерактивный урок «Астрономия малышам» | ТР |
|
| ||||||
| 9. | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. | - причины смены дня и ночи; - причины смены времён года; - общее представление о влиянии Солнца на земную жизнь.
| Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле. | Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог. | Мотивация учебной деятельности. | ПЦ
Презентации: «Мир глазами астронома» «День Земли» - видеоклип | Взаимоконтроль. |
|
| ||||||
| 10. | Природные зоны нашей страны. | - понимание связи живой и неживой природы; - знакомство с картой «Природные зоны» . | Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны. | Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту, план) для наблюдений. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. | Мотивация учебной деятельности. | Презентация «Природные зоны Земли» | ТР. |
|
| ||||||
| 11. | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». (Готовимся к олимпиаде.) | - закрепление ранее изученного материала - определение по признакам природной зоны нашей местности | Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем. | Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов, с целью решения конкретных задач. Регулятивные УУД: активно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника. | Мотивация учебной деятельности. | ПЦ
«День Земли» - Видеоклип Интерактивный урок «Природные зоны России»-интерактивный модуль | ПР |
|
| ||||||
Путешествие по природным зонам России – 13 часов |
|
| ||||||||||||||
| 12. | Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба.) | - природные условия Арктики; - работа с к/картой; - освоение Арктики; - охрана природы северного края, -полярная ночь, -полярное сияние, -полярный день.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | ПЦ Презентации: «Суровая Арктика» «Оптические явления в природе»-северное сияние «Где на Земле теплее»-часть о крайнем Севере «В Арктике» - 1-ая часть | ТР СР |
|
| ||||||
| 13. | Животные ледяной зоны. Арктика и человек. | -доклады на выбранную тему (о растительности или животном мире Арктики), - птичьи базары, - охрана природы северного края. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края. | Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий как этапы постановки опытов. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД: договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности. | Экологическая культура: ценное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | БИО Презентация «В Арктике» - 2-ая часть Интерактивный урок-тренажёр «Арктика. Арктические пустыни» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 14. | Тундра. | - работа с к/картой; - сравнение природы Арктики и тундры; - особенности растительного и животного мира тундры; - доклады по выбранной теме (растения, животные).
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры. | Познавательные УУД: сбор, поиск информации и обработка. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | ИБО Презентации: «Природа тундры» - 1-ая часть «Растительный и животный мир тундры» Интерактивный урок-тренажёр «Тундра» | ТР |
|
| ||||||
| 15. | Тундра и человек. | - деятельность человека в тундре; - города в зоне тундры.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в тундре; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | ПЦ Презентации: «Природа тундры» - 2-ая часть «Города тундры - Североморск» «Тундра России» - 3-ья часть | ПР |
|
| ||||||
| 16. | Зона лесов. Растения зоны лесов. | - изменение характера лесов с севера на юг; - работа с ТС; - работа с к/картой; - растения лесной зоны.
| Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | ДВП Презентации: «Лесная зона» - 1-ая и 2-ая части Интерактивный урок-тренажёр «Экосистема леса.Лесные производители» | ТР |
|
| ||||||
| 17. | Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей. | - обсуждение докладов о разнообразии животного мира лесной зоны, - лесные заповедники зоны лесов, - роль леса в природе и жизни людей.
| Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | ПЦ
Презентации: «Лесная зона» - 3-ья и 4-ая части
Видеоклипы: «В мире животных»-музыкальный «Лесные сказки» - о волке, белке, ёжике | ТР |
|
| ||||||
| 18. | Зона степей. | - особенности природы степей (растительность и животный мир), - работа с к/картой; - промежуточная зона-«лесостепь»; - Красная Книга.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | БИО
Презентации: «Степная зона России» - 1-ая и 2-ая части «Лесостепи» Интерактивный урок-тренажёр «Животные степи» | ТР по презентации |
|
| ||||||
| 19. | Степь и человек. | - особенности деятельности человека в степи; - заповедники зоны степей.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | Презентации: «Степная зона России» - 3-ья часть Интерактивный урок-тренажёр «Степь» | ПР по заданиям интерактивного урока |
|
| ||||||
| 20. | Зона пустынь. | -особенности природы зоны пустынь; - работа с к/картой; - работа с ТС; - цепи питания обитателей зоны пустынь.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | Интерактивный урок «Пустыни» Видеоролик «Пустыни» | СР |
|
| ||||||
| 21. | Жизнь человека в пустыне. |
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь. | Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ. Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | Интерактивный урок-тренажёр «Пустыня»
| ТР по тренажёру |
|
| ||||||
| 22. | Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. (Третье заседание клуба.) | - природа Черноморского побережья; - природа Кавказа; - работа с к/картой.
| Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье. | Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | Презентация «У Чёрного моря» - 1-ая часть | ТР |
|
| ||||||
| 23. | Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье. | -обсуждение докладов по выбранной теме (разнообразие животного мира Черноморского побережья или Кавказа). | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | ДВП
Презентация «У Чёрного моря» - 2-ая часть |
|
|
| ||||||
| 24. | Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». (Готовимся к олимпиаде.) | -закрепить полученные знания о природных зонах | Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь. | Познавательные УУД: передача информации устным, письменным способами, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения. | ПЦ
ИКТ-игра «Своя игра» -путешествие по природным зонам. | Взаимоконтроль. СР |
|
| ||||||
Родной край – часть великой России – 11 часов |
|
| ||||||||||||||
| 25. | Твой родной край. | - работа с ТС; - работа с картой Санкт-Петербурга (политико-административная); - основные достопримечательности нашего города и его пригородов. Урок-путешествие. | Знать название родного края. Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края. | Познавательные УУД: ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера. Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | DVD-фильм «Я люблю мой город» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 26. | Московское время. | - Россия на карте мира; - простейшие измерения времени; - представление о часовых поясах; - определение часового пояса Москвы и Санкт-Петербурга.
| Иметь представление о часовых поясах. Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России». | Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | Презентации: «История измерения времени» | ПР |
|
| ||||||
| 27. | Карта твоего края. | - работа с различными видами карт родного края | Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта). Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | БИО Презентация «Виды карт» | СР |
|
| ||||||
| 28. | Поверхность и водоемы твоего края. | заочная экскурсия по родному краю | Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток). Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки. | Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта). Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | ДВП | ТР |
|
| ||||||
| 29. | А что можешь сделать ты? | - урок-игра | Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему. Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края. | Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог. Познавательные УУД: построение рассуждения, обобщения. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | Презентации: «Правила поведения на лугу и в лесу» «Правила поведения возле водоёмов» «Какие бывают правила?»
| Взаимоконтроль. |
|
| ||||||
| 30. | Полезные ископаемые твоего края. | - понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые»; - использование полезных ископаемых нашего края в жизни человека.
| Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые». Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | Презентация «Полезные ископаемые» Интерактивный урок «Использование полезных ископаемых» | ТР |
|
| ||||||
| 31. | Растения твоего края. | - разнообразие растений; - редкие растения нашего края. . | Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе. | Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | Презентация «Растеневодство» Интерактивный урок «Растеневодство» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 32. | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные. | - знакомство с видами животноводства родного края, - одомашнивание животных для жизни рядом с человеком, - польза животных в жизни человека. | Знать отрасли животноводства. Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края. | Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи, составлять план и последовательность действий.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | ПЦ Презентации: «Животноводство» «Виды животноводства» | ТР. |
|
| ||||||
| 33. | Народные промыслы твоего края. | - называть и рассказывать о разнообразии народных промыслов России; - использование народных промыслов в нашем крае; - работа с картой «Народные промыслы»; - работа с ТС.
| Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Коммуникативные УУД: вести устный, письменный диалог. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | ДВП
Презентации: «Народные промыслы России» | Взаимоконтроль. |
|
| ||||||
| 34. | Заповедные места твоего края. | - понятие «заповедник»; - работа с картой «Охраняемые территории»; - работа с ТС; - описание заповедных и охраняемых мест нашего края.
| Знать понятие «заповедник». Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | Презентации: «Заповедники России», «Заповедники Лен. области» | ТР |
|
| ||||||
| 35. | Обобщение по теме «Родной край – часть великой России». (Готовимся | - обобщение и закрепление знаний по теме-подготовка материалов для докладов на выбранную тему. | Знать историю, достопримечательности родного края. Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия. | Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | ПЦ
DVD – диск «Я люблю мой город» (использовать тестовые задания о достопримечательностях СПб. | Взаимоконтроль. |
|
| ||||||
Человеческий организм – 11 часов |
|
| ||||||||||||||
| 36. | Как устроен организм человека. (Письмо руководителей клуба школьникам.) | - общие представления о строении и основных функциях организма человека; - понятия «орган», «система органов»; - названия основных частей тела; - строение и значение различных систем органов.
| Знать понятия «орган», «система органов». Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем. Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Презентация «Строение тела человека» | ТР |
|
| ||||||
| 37. | Путешествие в мир клеток. | - понятие «ткань»; - сравнение внешнего вида тканей разных органов.
| Знать понятие «ткань». Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Презентации: «Ткани» «Ткани человека» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 38. | Самый большой орган чувств. | - строение кожи; - структурные части кожного покрова; - значение кожи для организма человека.
| Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Презентации: «Кожа» «Надёжная защита организма» Практические задания с Лабдиском. | ТР |
|
| ||||||
| 39. | Как человек двигается. | - знакомство с терминами «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы»; - значение мышц-сгибателей и мышц-разгибателей; - строение костей; - как кости «делают» кровь; - название частей скелета; - назначение костей скелета человека.
| Знать термины: «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Иметь представление: о значении мышцы-сгибателя и мышцы-разгибателя; о строении костей; что кости «делают» кровь. Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Презентация «Опора тела человека» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 40. | Пищеварительная система. | - понятия «пищеварение» и «пищеварительная система»; - процесс пищеварения; - правила питания; - вещества, необходимые для роста организма (углеводы, белки, кальций).
| Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций). | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Интерактивный урок «органы пищеварения» Презентация «Органы пищеварения» | ТР |
|
| ||||||
| 41. | Система кровообращения. | - органы кровеносной системы; - строение и работа сердца; - циркуляция крови по организму; - состав крови.
| Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Презентация «Кровеносная система человека» Практические задания с Лабдиском. | СР |
|
| ||||||
| 42. | Познакомимся с дыхательной системой. | - понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры»; - названия органов системы дыхания; - путешествие воздуха в организме человека; связок.
| Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия: «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры». Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Презентация «Органы дыхания человека» Практические задания с Лабдиском. | ТР |
|
| ||||||
| 43. | Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие. | - сравнение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха; - курение вредно для каждой части организма человека; - лёгкие необходимы для дыхания и разговорной речи; - работа голосовых связок.
| Знать, что курение вредно для каждой части организма человека. Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Практические задания с Лабдиском
Презентации: «Курение или жизнь» «Вред курения»
MP-3 –песенка о вреде курения | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 44. | Как почки удаляют из организма вредные вещества. | - строение мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена); - роль почек. . | Знать строение мочевой системы. Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена). | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Презентация «Удаление вредных веществ из организма человека» | ТР. |
|
| ||||||
| 45. | Нервная система человека. | - строение нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы); - названия органов чувств; - защитные рефлексы организма.
| Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств. Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы). | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Презентации: «Нервная система»
| Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 46. | Обобщение по теме «Человеческий организм». Готовимся | - закрепление полученных знаний по теме | Уметь: называть части системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | ПЦ Интерактивный урок «Как работает организм человек» (о/м 4) | ТР |
|
| ||||||
Изучаем органы чувств – 8 часов |
|
| ||||||||||||||
| 47. | «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах. (Четвертое заседание клуба.) | - общее понятие об органах чувств, - нос – орган обоняние, - познакомить со строением носа. | Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния. Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа. Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Презентации: «Органы чувств» «Нос-орган обоняния» - ребусы по теме «Строение органов чувств» - строение носа | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 48. | Высуни язык и скажи: «А». | - строение языка; - значение языка; - язык-орган вкуса.
| Иметь представление о строении языка. Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Работа в парах (урок-практикум) Презентации: «Строение органов чувств» - строение языка,
| ТР |
|
| ||||||
| 49. | «Взгляд» на глаз. | - строение глаза; - значение глаза; - правила ухода за глазами.
| Знать правила ухода за глазами. Иметь представление о строении глаза. Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Презентация «Глаза» Презентация «Строение органов чувств» - строение глаза | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 50. | Ухо не только орган слуха. | - строение уха; - значение органа слуха; - правила ухода за ушами.
| Знать правила ухода за органом слуха. Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Презентации: «Строение органов чувств» - строение уха «Человек в мире звуков»
| ТР |
|
| ||||||
| 51. | Ухо – орган равновесия. | - закрепить знания и правила применения правил ухода за ушами | Знать правила ухода за органом слуха. Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Презентация «Органы чувств» - уши | ПР. |
|
| ||||||
| 52. | Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. | - закрепление знаний о строении кожи; - значение органа осязания; - правила ухода за органом осязания.
| Знать правила ухода за органом осязания. Иметь представление о строении кожи. Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Работа в парах – практикум Презентации: «Органы чувств» - кожа «Мои помощники-органы чувств»-кожа | ТР |
|
| ||||||
| 53. | Советы врача. | - закрепление знаний об органах чувств; - как помочь человеку до приезда врача.
| Знать, как помочь человеку до приезда врача. Уметь выполнять советы врача. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | ПЦ Интерактивный урок «Как работает организм человек» (о/м 4) | ТР |
|
| ||||||
| 54. | Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде. | - контрольные вопросы и задания по теме. | Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств. | Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. |
| КР |
|
| ||||||
Путешествия по странам мира – 6 часов |
|
| ||||||||||||||
| 55. | Границы России. | - введение понятия «государство»
- все названия нашего государства; - исторические столицы; - государственная символика,
- работа с политической картой мира (западные соседи). | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций. |
| Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 56. | Границы России. | - продолжение работы с политической картой мира (восточные и южные соседи) | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций. | Интерактивный урок «Человек и единое человечество» (о/м 4) | ТР |
|
| ||||||
| 57. | Соединенные штаты Америки (США). | - история и культура США, - города и столица США | Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций. | Презентация «США» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 58. | Великобритания. | - история и культура Великобритании, - города и столица Великобритании | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций. | Презентация «Великобритания» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 59. | Франция. | - история и культура Франции, - города и столица Франции | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций. | Презентация «Франция» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 60. | Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». (Готовимся к олимпиаде.) | - работа с политической картой, - подбор материала для доклада по выбранной теме (работа со справочной литературой). | Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами. Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке. | Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций. | Работа по группам – тематическая игра «путешествие по странам мира» - интерактивное занятие «Своя игра». | Взаимоконтроль. |
|
| ||||||
Москва как летопись истории России – 5 часов |
|
| ||||||||||||||
| 61. | День народного единства. | - Россия-наша Родина; - государственные праздники России; - история памятника Минину и Пожарскому в Москве; - история возникновения Москвы; - победы московских князей над иноземными захватчиками; - Московский Кремль и его история.
| Знать: государственные праздники России; историю создания на Красной площади памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России». Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | Презентации: «Минин и Пожарский» «День народного Единства» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 62. | Москва: память о войне 1812 года. | - Москва-столица России; - история создания памятника «Триумфальные ворота»; - памятники, посвящённые войне 1812 года; - значение войны 1812 года | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка». Иметь представление о значении войны 1812 года. Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | Презентации: «Герои 1812 года» «Война 1812 года» «Триумфальная арка» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 63. | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. | - рассказы о войне; - герои В.О.войны.
| Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | ПЦ Презентации: «Битва под Москвой» «Герои ВОВ» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 64. | Памятники Москвы покорителям космоса. | - первый космонавт; - история освоения космоса; - достижения России в освоении космоса.
| Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | ДВП Презентация «Юрий Гагарин – наш герой» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 65. | Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». (Готовимся к школьной олимпиаде.) | - закрепление и обобщение знаний по теме, - подбор материала для доклада по выбранной теме (работа со справочной и энциклопедической литературой) | Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | ПЦ | Взаимоконтроль. |
|
| ||||||
| 66. | Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация. | - обобщение и закрепление знаний о нашей стране (все названия нашего государства, символика нашей страны) | Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | ПЦ | ТР |
|
| ||||||
| 67. | Основной закон страны – Конституция России. Президент России. | - обобщение и закрепление знаний об Основном Законе нашей страны | Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика». Уметь: подписывать адрес на конверте; называть основной закон страны – Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать и отвечать на вопросы. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | ДВП
Презентация «Мы – граждане России» | Текущий. Самоконтроль. |
|
| ||||||
| 68 69 70 . | Обобщение по теме: «Мы – граждане России» или экскурсия в краеведческий музей. | - обобщение и закрепление знаний о символах нашего государства, - исторические столицы нашего государства | Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края. Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка). | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину. | ПЦ Презентация «Знаем ли мы столицы нашего государства» | Взаимоконтроль. |
|
|