Дата: | Предмет: окружающий мир | Тип урока: урок «открытия» нового знания |
Тема урока: | Что это за листья? |
Цель содержательная: | Формирование представления у учащихся о формах и видах растений |
Цель деятельностная: | Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов |
Задачи | 1) познакомить учащихся с видами листьев; 2)развивать умение определять деревья по его листьям через работу по учебнику, просмотр презентации; 3)воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни. |
Основное содержание темы, термины и понятия: листья |
Личностные результаты: -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: -доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.. Предметные умения: Знать какие бывают листья. Уметь определять дерево по его листьям. Знать строение листа. |
Межпредметные связи: литературное чтение |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Ресурсы | учебник, компьютер, презентация, карточки с заданием для работы в пар, группе |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | -Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. -Присаживайтесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? | Проверяют готовность к уроку Слушают учителя |
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | Разгадывание кроссворда -Муравьишка-Вопросик и Мудрая Черепаха приготовили для вас задание, они предлагают вам разгадать кроссворд. 1.Растение, которое похоже на зеленого ежика. 2.Этот цветок называют звездой. 3.А это растение является лекарственным. 4.В народе его называют»щучий хвост». 5.Название этого величавого растения означает «меч». 6. «Кавалер со звездой» -Это… 7.Какое растение способно радовать нас цветами круглый год? -На какие две группы можно разделить все растения? -Назовите цветы, которые украшают наши парки, улицы, сады? -Кто может прочитать слово по вертикали в красной рамочке? -Как вы думаете, почему именно это слово подобрали Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха? -Цветы - это всегда красиво, ярко, торжественно. Если мы хотим украсить комнату, дачный участок мы стараемся вырастить самые красивые цветы. Мы ухаживаем за ними, охраняем, бережем красоту, которую они нам дарят. | -Кактус. -Астра. -Календула. -Ансивера. -Гладиолус. -Гиппеастриум. -Фиалка. -Растения, которые растут на подоконнике и на клумбе. -Красота. Отвечают. |
III. Этап выявления места и причины затруднения | Отгадывание загадки и беседа и листьях -Ребята, какое сейчас время года? Какое небо осенью? Как греет солнце по сравнению с летом. -Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха пригласили нас в удивительное местечко. Отгадайте куда? -Есть у ребят Зеленый друг, Веселый друг, хороший Он им протянет Сотни рук И тысячи ладошек. -О каком зеленом друге говорится в загадке? -О каких ладошках здесь говорится? -Изменился ли внешний вид листьев по сравнению с летом? -Как вы думаете, какая тема нашего урока? | -Осень. Облачное, унылое. Солнце греет слабо. -О лесе. - О листьях. -Да, листья стали опадать, стали разноцветными. -Что это за листья? |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения | - Посмотрите на слайд, на нем есть опорные слова, давайте составим задачи нашего урока: Узнать… Научиться… - Правильно. Мы узнаем, какие листья существуют, научимся определять дерево по его листьям. | -Узнать, какие бывают листья. -Научиться определять дерево по его листьям. |
V. Этап реализации построенного проекта | Беседа о листьях -Отгадайте загадку: Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят... – В осеннем лесу хозяйничает художница – осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в желтые, оранжевые, красные цвета. – Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев? – Почему осенью с деревьев опадают листья? -Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в теплые дни. Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. После того как все листья опадут, дерево засыпает до весны. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни дерева от морозов. – Сегодня мы с вами будем говорить о листьях разных деревьев. К концу урока мы должны будем научиться определять, что за листья перед нами. Физминутка | -Осень. -Листопад. Ответы детей. |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Беседа о строении листа -Листья одинаковой формы или разной? Опишите форму листа. - Все листья состоят из черешка и листовой пластинки. -Черешок у осины длинный и сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому при малейшем дуновении ветерка листья начинают дрожать, трепетать. Отсюда и выражение – «трепетная осинка». -Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у березы, у клена - листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная. -Рассмотрите листья. Подумайте, какой лист имеет сложную листовую пластинку? -Почему? Рассмотрите эти листья. - Откройте страницу 29. Давайте прочитаем правило, которое выделено жирным шрифтом. Работа по учебнику -Посмотрите в учебник на страницу 26. Листья каких деревьев здесь изображены? Кленовый лист. Клен. Закружила осень рыжие метели, Золотые листья с кленов полетели. – Листопад у кленов начинается с 14 сентября. Листья осины – Очень красивы листья осины осенью. Они бывают розовые, огненно-красные, лиловые. Послушайте, как красиво описал это дерево Иван Сергеевич Тургенев: «Трепетнолистая осина бывает красива и заметна только осенью. Золотом и багрянцем покрываются ее листья, и ярко отличаясь от зелени других деревьев, придает она много прелести и разнообразия лесу во время осеннего листопада». – Листопад у осины начинается с 19 сентября. Березовые листья -Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. | -Лист рябины, каштана. -Лист рябины состоит из отдельных пластин, каждая из которых напоминает отдельный лист. -Листья разных деревьев различаются размерами, формой, а осенью еще и цветом. Поэтому по листьям можно определять деревья. -Клёна, осины, берёзы. Работают с учебником Рассматривают растения Выступают, отвечают Рассматривают презентацию Работают с учебником Слушают учителя |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Работа с карточкой -Листья каких деревьев вы здесь видите? - В этом номере вам нужно раскрасить листья так, чтобы в каждой паре слева был лист летней окраски, а справа – осенней. Покажите мне левую руку, правую руку. Какие листья летом? А осенью? - Теперь выполняем задание 1. Здесь необходимо нарисовать листья деревьев, которые вы знаете. | - Дуба, березы, каштана, клена, рябины -Летом – зеленые, осенью – красные, оранжевые, желтые. Выполняют задание. |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения | -Чтобы подвести итоги урока, предлагаю ответить вам на вопросы, который задает вам Муравьишка. 1. Чем различаются листья разных деревьев? 2. Как по листьям можно определить деревья? 3. Какие деревья растут возле вашей школы? -На уроке вы были активными, старались отвечать на все вопросы, вы молодцы. | Отвечают на вопросы Подводят итоги урока |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | -У вас на столах лежат смайлики. Нарисуйте смайлику веселую улыбку, если у вас не было трудностей на уроке, а если были небольшие трудности, но вы с ними справились, то нарисуйте смайлик с «прямым» ртом, а если у вас были трудности и вы с ними не справились, то нарисуйте грустное выражение смайлику. -Теперь покажите свои смайлики. -Молодцы. Спасибо! Урок окончен, приберите свое рабочее место и подготовьтесь к следующему уроку. | Анализируют свою работу |