Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный | Настроить обучающихся на активную и продуктивную работу на уроке. | Речь учителя | Создаёт условия для мотивации обучающихся на урок -Здравствуйте! Напоминаю, что меня зовут Дарья Александровна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. -На части не делится солнце лучистое, И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить! Улыбнемся друг другу -Давайте проверим всё ли необходимое лежит на столах и начнём наш урок. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | Ф | Интерактивная доска | | | Р.: учащиеся самостоятельно определяют свой уровень готовности к уроку | Проявляют мотивацию и интерес к урокам окружающего мира. |
Постановка учебной задачи | Актуализировать изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создать проблемную ситуацию, вызывающую познавательное затруднение у обучающихся. Выяснить место и причину затруднения. Сформулировать тему, цель и план урока (продумать алгоритм действий). | Речь учителя Беседа | Создаёт условия по подведению учащихся к теме урока -Прежде чем начать изучать новую тему урока, нам нужно вспомнить то, что мы узнали на прошлом уроке. Поиграем в игру «Чья это работа? » -Барханы. Чья работа? (Ветра) Как образуются барханы? -Сталактиты и сталагмиты. Чья работа? Воды. Где можно их увидеть? -Овраг. Чья работа? Как это происходит? Какой вред приносят овраги? Как люди борются с оврагами? Чем вы, ребята, можете помочь взрослым в борьбе с оврагами? -Что удивило вас при изучении этой темы? - Эоловый город, пещеры, барханы. -Кто видел что-нибудь из перечисленного? Поделитесь впечатлениями. -Из этого мы с вами можем сделать какой вывод? -Что влияет на изменение поверхности суши? -Верно, солнце, вода, ветер постепенно изменяют поверхность суши. -Сейчас предлагаю вам выполнить тест, чтобы актуализировать знания , за данный тест вы получите отметку. Приложение1 -Посмотрите на слайд, скажите, что там изображено на картинках? (равнины, горы, холмы) -теперь обратите внимание на следующий слайд, что вы видите? (насыпи, карьеры, отвалы) -А знаете ли вы, как называются такие формы земной поверхности? -Чем они отличаются от гор, холмов и равнин? -Верно, это всё дело рук человека. -Можем ли мы утверждать, что деятельность людей изменяет поверхность суши? -Конечно же да! -Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? Как деятельность человека изменяет поверхность суши -Какую цель можем поставить на урок? Изучить изменения поверхности суши под воздействием деятельности человека -Какой план можем составить на урок? Узнать, как образуются данные формы земной поверхности Узнать, можно ли восстановить эти земли и сделать пригодными для использования Проверить освоенность полученных данных за урок -На протяжении всего урока нам будет помогать маршрутный лист | Повторяют ранее изученный материал Отвечают на вопросы учителя актуализируя знания Определяют тему урока, ставят цель на данный урок и план, по которому будут изучать новую тему | Ф Ф Ф | Интерактивная доска | | | К: Включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявляют инициативу и активность в стремлении высказываться, задают вопросы; | Проявляют мотивацию и интерес к урокам окружающего мира. |
Учебное действие | «Открыть» и зафиксировать совместно с учащимися новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание). Убедиться в преодолении ранее возникшего затруднения. Формировать умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) через выполнение типовых заданий. | Речь учителя Беседа Рассказ | Создаёт условия для организации изучения новой темы урока -Чтобы выполнить первый пункт плана я предлагаю вам поработать с информацией из учебника -Откройте учебники на странице 41. -Сейчас вы самостоятельно читаете про курганы, валы и рвы; придумываете по одному вопросу по прочитанной информации и любому из класса по очереди задаёте эти вопросы. -Теперь давайте прочитаем про насыпи, карьеры и отвалы. -Позадавайте друг другу вопросы по данной прочитанной информации. -Посмотрите в маршрутный лист, выполнили ли мы с вами 1 пункт плана? Отметьте это у себя. Физкуьтминутка -Переходим ко 2 пункту плана -Вы теперь знаете, какие формы земной поверхности созданы человеком и природой. Какие их них есть в нашем городе? (овраги, насыпи вдоль дорог, карьеры, холмы) -Влияет ли человек на поверхность суши? -Как он на неё влияет? Добыча полезных ископаемых Вырубка лесов; изза этого стали сильные ветра, стали появляться смерчи, которые сметают всё на своём пути Землетрясения-плосты земной коры сдвигаются Загрязнение природы -Земля - дом всего человечества. Люди живут на ней и пользуется её ресурсами. К сожалению, человек пользуется этими ресурсами неэффективно, иногда даже уничтожает их. Основными угрозами являются загрязнение окружающей среды, загрязнение Мирового океана. -Предлагаю вам посмотреть видео ролик -Как вы думаете, можно ли восстановить эти земли и сделать пригодными для использования? -А как можно это сделать? - А как вы думаете, когда воздействие человека на поверхность земли было значительнее в прошлом или в современном мире? Почему? - А как вы думаете вредят ли действия человека поверхности земли? -Мы с вами разобрались со вторым пунктом плана? Отметьте это у себя. | Читают информацию, задают вопросы Выполняют физминутку Отвечают на вопросы учителя, делая самостоятельные выводы | Ф Г Ф | Интерактивная доска, учебник | | Имеют представление о формах поверхности суши, возникших по воле человека; Знают определения понятий «курганы», «валы», «рвы», «насыпи», «карьеры», «отвалы»; | П: Проявляют следующие познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать, делать выводы | |
-Действие контроля и самоконтроля | Проверить умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) – самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по эталону. | Речь учителя Объяснение Тест | Создаёт условия по организации работы и выявлению уровня усвоенной информации -У нас с вами остался последний пункт плана -Предлагаю выполнить вам выполнить тест на интерактивной доске и проверить, как вы внимательно слушали одноклассников и усвоили полученные знаний 1. Основные формы земной поверхности 1 овраги 2 горы 3 равнины 4 курганы 2. Высота холма 1 50м 2 200м 3 240м 4 2000м 3. Горы покоряют 1 геологи 2 археологи 3 альпинисты 4.Как бороться с оврагами 1 заполнять их водой 2 распахивать поле около оврага поперёк 3 высаживать деревья по краям оврага 4 засыпать овраг твердым грунтом -Теперь предлагаю поиграть в верное и неверное утверждение 1.Курганы- это большие углубления в земле для добычи полезных ископаемых нет 2.Горы и равнины образуются руками человека нет 3. В древности, вокруг городов возводили валы и овраги для защиты от врагов да 4.Курганы- холмы над могилами вождей да 5.Отвалы-искуственные возвышения похожие на холмы да 6. Человек не влияет на поверхность суши нет 7.Насыпи часто превращают в водоемы нет 8.карьеры-громадные ямы да 9.насыпи- искусственные возвышения из песка да 10.Стройка не влияет на поверхность земли нет -Обменяйтесь работами с соседом по парте и выполните проверку по эталону -У кого все ответы получились правильные, поставьте себе отметку 5. | Выполняют интерактивный тест по усвоенным знаниям Выполняют письменный тест, где нужно отметить является ли данное утверждение верным или же нет Обмениваются с соседом по парте работами и выполняют взаимопроверку по эталону | Ф Ф И | Интерактивная доска, тест | | | Р: Оценивают уровень владения определенным учебным действием | Проявляют мотивацию и интерес к урокам окружающего мира. |
Действиеоценки и самооценки | Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке | Речь учителя Беседа Объяснение | Создаёт условия по подведению итогов урока -Хотелось бы сказать, что Вы будущее нашего государства, от нас всех зависит, сможет ли человечество сохранить нашу планету чистой и зеленой. Чтобы мы могли чувствовать только радость и гордость за родную землю. -Над чем заставила задуматься тема нашего урока? -Какие цели ставили перед собой в начале урока? Достигли поставленных целей? -Что удалось выполнить хорошо? Оцените работу свою и класса. -Что было не очень удачным? К чему нужно стремиться? -Хотелось бы сегодня на уроке отметить… -Спасибо за урок, урок окончен! | Подводят итоги урока, делают выводы и оценивают свою деятельность на данном уроке | Ф | | | | | Проявляют мотивацию и интерес к урокам окружающего мира. |