СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир. Технологическая карта к УМК "Перспектива" 4 класс . № 5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. Технологическая карта к УМК "Перспектива" 4 класс . № 5»

4 класс УМК «Перспектива» I полугодие Окружающий мир Технологическая карта № 5

Тема раздела

По родным просторам (18 часов)

Тема изучения

Природные зоны России (7 часов)

Цели

Сформировать представление о природных зонах России.

Ввести план представления природной зоны России.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы



Термины и понятия

Актуализация знаний о сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях. Изучение природных зон России: арктических пустынь, тундры, лесной зоны, степей, пустынь, субтропических лесов. Изучение зависимости природы каждой природной зоны от распределения тепла и влаги. Изучение экологических связей в каждом природном сообществе.

Арктика, арктические пустыни, бархан, дендрарий, высотная поясность, животный мир, климат, климатический пояс, кочевать, ледяная зона, лемминг, лесотундра, лесостепь, многолетняя мерзлота, миграция, области высотной поясности, основные климатические пояса, переходные климатические пояса, природные зоны, погода, полупустыни, полярный день, полярная ночь, полярное сияние, почва, пустыня, пыльная буря, растительный мир, смешанные леса, степь, сообщество, субтропики, субтропический лес, суховей, тайга, такыр, тропики, тундра, утилизация отходов, чернозём, широколиственный лес.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природе;

— творческое отношение к составлению заданий для викторины;

— понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги», «лес», «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», «лесостепи», «степь», «суховей», «пыльные бури», «чернозём», «полупустыни», «барханы», «такыр», «тропики», «субтропики», «дендрарий» и использовать их в активном словаре;

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления заданий для викторины.

Регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— выбирать вариант выполнения задания;

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре;

— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

 адекватно использовать речевые средства для представления результата.

 Рассказывать:

— о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— о причине чередования природных зон с севера на юг;

— о природных условиях, растительном и животном мире природных зон России;

— о приспособленности растений и животных к условиям жизни в природной зоне;

— об экологических связях в природном сообществе.

 Сравнивать природные зоны России.

 Изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом.

 Составлять цепи питания, характерные для обитателей каждой природной зоны.

 Составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны.

 Составлять задания для викторины об обитателях природной зоны родного края.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Разделы «Книга в мировой культуре», «Истоки литературного творчества», «О Родине, о подвигах, о славе», «Великие русские писатели».

Русский язык

Темы «Речевое общение», «Цель речевого общения», «Речевая культура», «Слово и его значение».

Технология

Разделы «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и информация».

Информационный материал:

учебник «Окружающий мир», ч. 1, Рабочая тетрадь № 1, атлас-определитель «От земли до неба», толковый словарь.

Демонстрационный материал:

карта природных зон России, физическая карта России, таблицы «Природные зоны России».

Интерактивный материал:

карточки с учебными заданиями, презентация по теме изучения.

Фронтальная;

и ндивидуальная —         ;

п арная —        ;

г рупповая —         .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 Мотивировать к изучению темы.

 Стимулировать интерес к составлению заданий для викторины.

После посещения зоопарка учительница предложила школьникам составить задания для викторины «Обитатели родного края», в которой будут участвовать все четвероклассники. Школьники старательно выполнили задание.

Сначала мальчики представляли свои задания, а девочки их выполняли, затем наоборот. На задание Вани: «Самый крупный хищник, который бывает белым или бурым, превосходно плавает и ныряет, хороший рыбак, любит сладкое, является национальным животным Финляндии» — Аня ответила, что это белый медведь.

Аня предложила задание: «Пернатый, имеющий голубовато-серое туловище, короткий желтоватый клюв, около глаз длинные пучки белых перьев, голова, шея, ноги и пальцы на ногах чёрные, бегает быстро по травянистой местности». Ваня ответил, что это серый журавль.

Профессор Самоваров, которому показали задания, посчитал ответы ребят неверными.

Ребята, почему профессор выразил такое мнение?

Школьники предлагали различные варианты ответов, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться составлять и выполнять задания для викторины, чтобы помочь ребятам?

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание составлять задания для викторины.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат


Блок А. Природные зоны Арктики

Цели:

 Стимулировать:

— интерес к многообразию природных зон России;

— бережное отношение к природе.

  Актуализировать знания о сторонах горизонта, местоположении России на физической карте, природных сообществах и экологических связях.

 Актуализировать умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

 Ввести понятия «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

 Научить:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.


З адание 1 (З)

Расскажите о горизонте, об основных и промежуточных его сторонах.

Расскажите о правилах определения сторон горизонта на карте.

Назовите условные знаки физической карты России.

Расскажите правила чтения карты.

Сообщение учителя

Природная зона — это участок земной поверхности с определённым климатом, почвой, растительным и животным миром.

Климат — это средний многолетний режим погоды, характерный для данной местности в силу её географического положения.

Погода — состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данной местности.

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Растительный мир — это царство диких растений (наземных и водных).

Животный мир — это царство диких животных.

Климатический пояс — это определённая территория, где господствует один или два типа воздушных масс.

Воздушная масса — большой объём воздуха, имеющий определённые свойства: температуру, влажность, запылённость.

На планете насчитывается семь типов климатических поясов. Они делятся на два вида: постоянные (основные) — экваториальный, тропический, умеренный, полярный (арктический, антарктический) и переходные — субэкваториальный, субтропический пояс, субполярный. Постоянные климатические пояса — пояса, где в течение года господствует одна единственная воздушная масса. Переходные пишутся с приставкой «суб-», в них в течение года сменяется две воздушные массы: летом приходит более жаркая (та, что ближе к экватору), зимой — более холодная (та, что ближе к полюсу). В декабре — феврале воздушные массы смещены к югу, а в июне — августе — к северу планеты.

По таким признакам, как климат, почва, растительный и животный мир, на территории России выделяют следующие природные зоны: ледяную (арктических пустынь), тундровую, лесотундровую, таёжную, смешанных лесов, широколиственных лесов, лесостепную, степную, полупустынь и пустынь умеренного пояса, средиземноморскую субтропическую, области высотной поясности.

Природные зоны чередуются от полюса к экватору.

Природные зоны имеют общие черты, изучив каждую, можно рассказать о ней, используя план:

План представления природной зоны

1. Географическое положение природной зоны.

2. Климатические особенности зоны.

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

5. Занятие населения.

6. Экологические проблемы.

Смена территориальных природных комплексов в зависимости от высоты имеет название высотная поясность или вертикальная зональность. На процесс формирования разных типов высотной поясности влияют такие факторы, как

1) географическое расположение горной системы;

2) рельеф;

3) климат;

4) экспозиция (ориентация относительно сторон света) склонов.

Количество высотных поясов в каждой горной системе нашей страны и их высотное положение определяются широтой места и положением территорий по отношению к морям и океанам. Чем выше поднимаются горы и чем южнее они расположены, тем большее количество высотных поясов они имеют.

З адание 2 (З) Учебник, с. 74—77.

Объясните значение выражений «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность».

Рассмотрите карту и перечислите природные зоны России.

Назовите причину, по которой происходит постепенное чередование природных зон России.

Назовите природные зоны нашей страны.

Расскажите о природной зоне горных областей.

З адание 3 (П) Учебник, с. 74—77.

Можно ли утверждать, что чередование природных зон России происходит с запада на восток? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что существует чёткая видимая граница каждой природной зоны? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что изменение природы в горах прослеживается с севера на юг? Обоснуйте своё мнение.

З адание 4 (У) Учебник, с. 74—75, с взаимопроверкой.

Определите на карте природные зоны России и расскажите о каждой, используя план:

План представления природной зоны

1. Географическое положение.

2. Климатические особенности зоны.

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

З адание 5 (У) Учебник, с. 77, с самопроверкой.

Определите природные зоны, в которых есть растения и животные, изображённые на фотографиях.

З адание 6 (У) Рабочая тетрадь, № 4, с. 44, с взаимо­проверкой.

О бозначьте цветом каждый прямоугольник в соответствии с цветовым обозначением природной зоны на карте.

З адание 7 (У) Рабочая тетрадь, № 6, с. 45, с взаимопроверкой.

Соберите схему-аппликацию «Схема нагревания поверхности Земли солнечными лучами» и расскажите о процессе нагревания солнцем земной поверхности.

З адание 8 (З) Учебник, с. 78—81.

Объясните значение понятий «арктическая пустыня», «Арктика». (Большое, не заселённое людьми пространство со скудной растительностью или вообще без неё.)

Назовите самую северную природную зону России и укажите её границы на карте природных зон. (Ледяная зона, или зона арктических пустынь.)

Объясните значение выражений «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние».

Расскажите о природных условиях зоны арктических пустынь.

Расскажите о растительности ледяной зоны.

Расскажите о животном мире арктической природной зоны.

Расскажите о занятиях людей, живущих на островах Северного Ледовитого океана.

З адание 9 (П) Учебник, с. 74—75.

Верно ли, что в зоне арктических пустынь наблюдается смена четырёх времён года? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что зона арктических пустынь богата растительностью? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что в ледяной зоне обитают только птицы? Обоснуйте своё мнение.

З адание 10 (У) Рабочая тетрадь, № 1, с. 46, с взаимопроверкой.

Обозначьте на контурной карте зону арктических пустынь соответствующим цветом, используя карту природных зон России.

З адание 11 (У) Рабочая тетрадь, № 3, с. 46, с взаимопроверкой.

Определите для каждой надписи соответствующее изображение и приклейте его, используя Приложение.

З адание 12 (У) Рабочая тетрадь, № 5, с. 47, с взаимопроверкой.

Составьте схему цепи питания животных — обитателей арктических пустынь.

З адание 13 (У), с взаимооценкой.

Подготовьте презентацию о растениях и животных зоны арктических пустынь и представьте её одноклассникам.

З адание 14 (У) Рабочая тетрадь, № 4, с. 47, с взаимооценкой.

Составьте рассказ о предполагаемой научной экспедиции в зону арктических пустынь, используя план, оформите его рисунками или фотографиями. Представьте работу одноклассникам.

З адание 15 (З) Учебник, с. 82—85.

Объясните значение слов «Арктика», «тундра» и укажите границы этих природных зон на карте.

Расскажите о природных условиях тундры.

Объясните значение выражения «многолетняя мерзлота».

Расскажите о почве в зоне тундры.

Расскажите о растительном мире тундры.

Объясните значение слов «миграция», «кочевать». (Миграция: 1) передвижение, переселение народов, населения внутри страны или за её пределы; 2) передвижение животных, вызванное изменением условий существования. Кочевать: 1) переходить, переезжать с места на место со своим жильём и имуществом; 2) передвигаться стадами, стаями с места на место (о животных, птицах и т. п.)

Объясните значение слова «лемминг». (Грызун среднего размера, населяющий тундру.)

Расскажите о разнообразии животного мира зоны тундры.

Расскажите о северном олене.

Расскажите о жизни и деятельности местного населения тундры. (Оленеводство, охота, рыболовство, собирательство.)

Расскажите о приспособленности растений и животных тундры к условиям жизни в этой зоне, используя известные примеры.

См. «Учителю на заметку».

З адание 16 (П) Учебник, с. 82—85.

Верно ли, что тундра не является частью Арктики? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что тундра располагается ближе к северному полюсу? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что в тундре растут только мхи и лишайники? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что в тундре обитают только перелётные птицы? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что всё население природной зоны тундры ведёт кочевой образ жизни? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что основное занятие населения тундры — собирательство ягод и грибов? Обоснуйте своё мнение.

З адание 17 (У) Рабочая тетрадь, № 1, с. 48, с взаимопроверкой.

Обозначьте на контурной карте зону тундры соответствующим цветом, используя карту природных зон.

З адание 18 (У) Рабочая тетрадь, № 3, с. 48, атлас-определитель.

Определите отличительные признаки голубики, брусники, морошки, используя атлас-определитель, и оформите результаты в таблице в виде иллюстраций.

Линии
сравнения

Голубика

Брусника

Морошка

листок




цветок




ягода




Оцените работу одноклассника.

З адание 19 (У) Рабочая тетрадь, № 4, с. 48, с взаимопроверкой.

Определите для каждой надписи соответствующее изображение и приклейте его, используя Приложение.

З адание 20 (У), с взаимооценкой.

Определите по описанию явление (предмет) и напишите его название:

1) Свет не меркнет, вырастают травы из земли, распускаются листья и цветы. Болота зарастают мхом. И даже голые камни покрываются растениями. (Полярный день.)

2) болотное растение со съедобными ягодами, которые похожи на малину. (Морошка.)

3) небольшое растительноядное животное, широко распространено в тундре. Основная пища песца. (Лемминг.)

З адание 21 (У) Рабочая тетрадь, № 5, с. 49, с взаимопроверкой.

Составьте схему цепи питания животных — обитателей тундры. (Мох  северный олень  тундровый волк; растение  лемминг  горностай; растение  заяц-беляк  белая сова; рыба  гагара  сапсан.)

Сообщение учителя

Жители тундры долгое время жили в полном согласии с природой, приспосабливаясь к её особенностям и капризам. Местное население бережно относилось к богатствам тундры, охотились по принципу «бери только столько, сколько нужно». Однако сейчас отношение человека к тундре резко изменилось, потому что в её недрах обнаружены огромные богатства — нефть, уголь и другие полезные ископаемые, для добычи которых люди устремились в эти края. Построили посёлки и города, проложили дороги, на сотни километров протянули линии электропередач.

Эта деятельность человека отразилась на природе тундры:

1) Увеличилось количество людей, особенно тех, которые позволяют себе бесконтрольную охоту на многие виды животных и браконьерство.

2) Загрязняется воздух, вода, почва отходами промышленных предприятий. В тундре из-за вечной мерзлоты нельзя закопать мусор в землю, поэтому он остаётся на поверхности и утилизация отходов становится проблемой.

Утилизация — это употребление с пользой.

3) Разрушается растительный покров тундры современными транспортными средствами.

След от вездехода не зарастает несколько десятков лет.

Для сохранения природы тундры:

— созданы вездеходы на широких, мягких, приспущенных шинах, которые не вредят растениям;

— создаются заповедники для увеличения видового разнообразия животного и растительного мира тундры;

— охраняются белые журавли и дикие северные олени в Таймырском заповеднике;

— ведётся строгий контроль за работой промышленных предприятий и шахт, за добычей нефти в тундре.

З адание 22 (З)

Объясните значение выражений «сообщество», «природное сообщество», «утилизация отходов», «лемминги».

См. ТК № 5 для 3-го класса.

Расскажите об экологических проблемах зоны тундры.

Расскажите о мерах по охране природы тундры.

З адание 23 (П)

Верно ли, что современные жители тундры бережно охраняют богатства тундры? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что благодаря современной технике в тундре отходы быстро утилизируются? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что только промышленные предприятия нарушают экологию тундры? Обоснуйте своё мнение.

З адание 24 (У)

Решите каждую экологическую задачу и оформите результат, используя фразу-конструкт:

1) При уничтожении полярного волка увеличивается заболеваемость … (северных оленей), потому что … (полярные волки являются санитарами тундры, так как нападают лишь на ослабленных и больных животных; когда северные олени в поисках пищи уходят на юг, то волки следуют за ними).

2) Грызуны тундры — … (лемминги) поедают практически все растения и грибы, эти зверьки приносят большое потомство, но благодаря … (полярным совам) они не размножаются настолько, чтобы… (уничтожить всю растительность тундры), потому что… (являются основной пищей полярной совы).

3) По причине разлива нефти в море у берегов Чукотки под угрозой уничтожения оказались… (обитатели чукотской тундры), потому что… (нефть загрязняет береговую линию, отравляя воду ядовитыми компонентами, приводит к гибели рыб, пресмыкающихся, животных и растений).

З адание 25 (У) Рабочая тетрадь, № 6, с. 49, с взаимооценкой.

Подготовьте презентацию о растении или животном тундры, используя справочную литературу или информацию сети Интернет, и представьте её одноклассникам.

Д иагностические задания:

1. Закончите предложение:

 Природная зона — это…

2. Рабочая тетрадь, № 5, с. 44.

Пронумеруйте основные природные зоны в порядке их чередования с севера на юг.

3. Определите по описанию природную зону и напишите её название:

1) Холодная безлесная равнина, которая тянется вдоль берегов северных морей и является частью Арктики.

Характерны незначительные осадки, высокая влажность, сильные ветры, полярная ночь. Произрастают ягодные кустарники, водятся грызуны и дикие животные.

2) Зона холода на севере нашей страны, в которой температура воздуха опускается до
–60, часты бураны. Здесь обитает белый медведь, а летом цветут маки.

(1) Тундра; 2) арктиче­ские пустыни.)


Личностные умения:

— проявлять интерес к многообразию природных зон России;

— проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги» и использовать их в активном словаре;

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности природных зон Арктики и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

К оммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

— рассказывать о природной зоне арктических пустынь, тундры и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон арктических пустынь и тундры;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне Арктики;

— рассказывать об экологических связях в тундровом сообществе;

— сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей зоны арктических пустынь, тундры;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны арктических пустынь, тундры.

Блок Б. Природные зоны средней полосы России

Цели:

 Стимулировать:

— интерес к природному многообразию России;

— бережное отношение к растительному и животному миру леса.

 Актуализировать знания о лесном сообществе.

 Актуализировать умения выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

 Ввести понятия «лес», «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес».

 Научить:

— определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности лесных зон и обосновывать своё мнение;

— устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о лесной природной зоне и определять её местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире лесных природных зон;

— рассказывать о видах лесов;

— рассказывать о растительном и животном мире лесной зоны;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей лесных зон;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных лесной зоны;

— составлять и оформлять кроссворд о растениях и животных лесной зоны;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре.


З адание 1 (З)

Укажите слова, которые подсказали вам ответ загадки:

Он большой, густой, зелёный,
Представляет целый дом.
В нём найдут приют и птицы,
Зайки, волки, кабаны. (Лес.)

Объясните значение слова «лес». (Пространство, заросшее множеством деревьев.)

Расскажите о растениях леса.

Объясните значение выражений «лиственный лес», «хвойный лес».

Расскажите о лесе вашего края.

Расскажите о разнообразии живых организмов в лесу.

З адание 2 (З) Учебник, с. 86—89, с. 139.

Назовите природную зону, которая занимает больше половины территории России, и укажите её на карте.

Расскажите о природных условиях лесных зон.

Объясните значение выражений «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес». (Тайга — полоса диких, труднопроходимых хвойных лесов, состоящих из ели, пихты, лиственницы, с примесью лиственных пород, занимающая громадное пространство на севере Европы, Азии и Северной Америки.)

Расскажите о природных особенностях тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Расскажите о растениях лесной зоны.

Рассмотрите иллюстрацию и расскажите о животном мире тайги.

З адание 3 (П) Учебник, с. 86—89.

Верно ли, что большую площадь лесной зоны занимают широколиственные и смешанные леса? Обоснуйте своё мнение. (Большую площадь лесной зоны и территории России занимает тайга.)

Верно ли, что в тайге большое разнообразие лиственных деревьев? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что хвойные деревья более требовательны к теплу? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что животный мир тайги богаче, чем в зоне смешанных и широколиственных лесов? Обоснуйте своё мнение.

З адание 4 (У) Рабочая тетрадь, № 1, с. 50, с взаимопроверкой.

Раскрасьте соответствующим цветом на контурной карте лесные зоны, используя карту природных зон России.

З адание 5 (У) Рабочая тетрадь, № 3, с. 50, с взаимооценкой.

Составьте и оформите схему «Типы лесов», используя силуэты деревьев.

Тайга — силуэт хвойного дерева; смешанный лес — силуэты хвойного и лиственного; широколиственный лес — силуэт лиственного дерева.

З адание 6 (У) Рабочая тетрадь, № 4, с. 51, с взаимопроверкой.

Составьте схему цепи питания, характерной для обитателей тайги.

З адание 7 (У), с взаимооценкой.

Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию о растении или животном лесных зон, используя справочную литературу или информацию сети Интернет.

З адание 8 (У), с взаимооценкой.

Выберите одну из тем: «Лесной дом», «Растения леса», «Животные лесов», «Грибы», составьте кроссворд и представьте его одноклассникам.




Д иагностические задания:

1. Рабочая тетрадь, № 2, с. 50.

Отметьте на рисунке:

— деревья тайги зелёным цветом;

— деревья широколиственных лесов жёлтым цветом.

2. Тест «Природная зона лесов».

1) Природная зона лесов состоит из:

а) двух частей;

б) трёх частей;

в) четырёх частей.

2) Самую большую терри­то­рию занимают:

а) широколиственные леса;

б) смешанные леса;

в) тайга.

3) В тайге растут:

а) пихты, ели, лиственницы;

б) сосны, дубы, ели;

в) лиственницы, пихты, липы, ели.

4) Лесным исполином назы­вают:

а) благородного оленя;

б) лося;

в) медведя.

5) Охрана лесов — это:

а) обязанность государства;

б) забота самих обитателей леса;

в) обязанность государства и долг каждого гражданина.

(1) б; 2) в; 3) а; 4) б; 5) в.)


Личностные умения:

— проявлять интерес к природному многообразию России;

— проявлять бережное отношение к растительному и животному миру леса.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «лес», «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес» и использовать их в активном словаре;

— определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности лесных зон и обосновывать своё мнение;

— устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

К оммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре.

Предметные умения:

— рассказывать о лесной природной зоне и определять её местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, о растительном и животном мире лесных природных зон;

— рассказывать о видах лесов;

— рассказывать о растительном и животном мире лесной зоны;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания, характерные для обитателей лесных зон;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных лесной зоны;

— составлять и оформлять кроссворд о растениях и животных лесной зоны.

Блок В. Природные зоны юга России

Цели:

 Стимулировать:

— интерес к природным зонам России;

— бережное отношение к природе.

 Актуализировать умения выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

 Ввести понятия «лесостепи», «степь», «суховей», «пыльные бури», «чернозём», «полупустыни», «пустыни», «барханы», «такыр», «тропики», «субтропики», «дендрарий».

 Научить:

— определять климатические особенности природных зон степей, пустынь и субтропиков России и обосновывать своё мнение;

— определять зависимость природы зоны степей и пустынь от распределения влаги, тепла и обосновывать своё мнение;

— определять приспособленность растений и животных к природным условиям зоны степей и пустынь и обосновывать своё мнение;

— определять зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природной зоне степей, пустынь, субтропиков России и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон степей, пустынь и Черноморского побережья Кавказа;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне степей и пустынь;

— рассказывать о растительном и животном мире степей, пустынь и субтропиков России;

— сравнивать природу зоны пустынь и субтропиков России;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания обитателей зоны степей, пустынь;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны степей, пустынь, субтропиков России;

— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.



З адание 1 (З) Учебник, с. 90—93.

Назовите и укажите на карте природную зону, следующую за лесной зоной. (Лесостепи, степи.)

Объясните значение слова «степь». (Безлесное, бедное влагой ровное пространство в зоне сухого климата, покрытое травянистой растительностью.)

Расскажите о природных условиях степи.

Объясните значение выражений «суховей», «пыльные бури», «чернозём». (суховей — сухой горячий ветер, приносящий продолжительную засуху; пыльная буря — перенос пыли и песка сильными и продолжительными ветрами, выдувающими верхние слои почвы; чернозём — плодородная почва тёмного цвета, преобладающая в степных и лесостепных зонах.)

Расскажите о растительном мире степи.

Рассмотрите иллюстрацию и расскажите о животном мире степей.

Расскажите о приспособленности растений к условиям жизни в степи, используя примеры.

Расскажите о занятиях населения степной зоны.

З адание 2 (П) Учебник, с. 90—93.

Верно ли, что климат зоны степей отличается засушливым летом и тёплой влажной зимой? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что летом степь особенно красива? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что в степи растут различные низкорослые деревья и кустарники? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что все растения одинаково приспособлены к степным условиям? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что степную зону населяют только растительноядные животные? Обоснуйте своё мнение.

З адание 3 (У) Рабочая тетрадь, № 1, с. 52, с взаимопроверкой.

Раскрасьте соответствующим цветом на контурной карте зону степей, используя карту природных зон России.

З адание 4 (У), с взаимооценкой.

Определите время года степной зоны по тексту-описанию, которое представили разные путешественники.

Карточка 1.

Степь напоминает красочный луг: травяной покров густой и высокий, яркими пятнами выделяется цветущее разнотравье. Степь похожа на пышный красочный ковёр. (Весна.)

Карточка 2.

Степь выглядит безжизненной, на ней только одна сухая трава. Кажется, что на земле сплошным слоем лежит старое сено. (Лето.)

Карточка 3.

Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь — до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела! Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолёте — и будут только подниматься перед тобой всё новые и новые просторы. ( По К. Меркуловой) (Осень.)

Карточка 4.

Как мало здесь снега! Какой резкий холодный ветер! Огромная снеговая туча заволакивает небо. Ветер усиливается. Начинается буран: ветер уже ревёт, воет, смешивает землю и снег. (Зима.)

Буран — снежная буря, метель в степи.

З адание 5 (У) Рабочая тетрадь, № 5, с. 53, с взаимооценкой.

Составьте схему цепи питания животных — обитателей степи. (змея  ящерица  кобылка  растение;

жаворонок  кузнечик  растение;

с тепной орёл  суслик  растение.)

З адание 6 (У), с взаимооценкой.

Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию о растении, животном, занятиях населения зоны степей, используя справочную литературу или информацию сети Интернет.

З адание 7 (У) Рабочая тетрадь, № 4, с. 53, с взаимопроверкой.

Прочитайте ответы детей и отметьте галочкой верный ответ.

З адание 8 (З) Учебник, с. 94—97.

Назовите и укажите на карте природную зону, следующую за зоной степей. (Полупустыни, пустыни.)

См. «Учителю на заметку».

Раскройте значение слов «пустыня», «барханы», «такыр». (Пустыня — большое безводное, не заселённое людьми пространство, лишённое растительности или со скудной растительностью; барханы — песчаные холмы в пустынях и полупустынях; такыр — ровное глинистое пространство в пустынях и полупустынях.)

Расскажите о природных условиях полупустынь и пустынь.

Расскажите о растительном мире зоны пустынь.

Рассмотрите иллюстрацию и расскажите о животном мире пустыни.

Расскажите о приспособленности растений к условиям жизни в зоне пустынь, используя примеры.

З адание 9 (П) Учебник, с. 94—97.

Верно ли, что в зоне полупустынь и пустынь всегда жарко? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что в пустыне нет растительности? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что в пустыне обитают только пресмыкающиеся и грызуны? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что уши помогают создавать тень на солнцепёке пустынному ушастому ежу и песчаной лисице? Обоснуйте своё мнение. (Ушастый ёж — необычный зверёк, у него иглами покрыта только спинка. Иглы тонкие и короткие. Мех короткий и мягкий. Мордочка острая. Уши длинные (31—39 мм), подвижные, отогнутые вперёд, они закрывают глаза. С помощью ушей ушастый ёж регулирует температуру тела. Ноги длиннее, чем у обыкновенного ежа; пустынная лисица — имеет крупные широкие уши и лапы с опушёнными мехом подушечками для защиты от перегрева. У песчаной лисицы превосходное зрение, слух и высокочувствительное обоняние. Она может долгое время обходиться без питья, довольствуясь влагой из пищи.)

Верно ли, что все животные пустынь не пьют воду? Обоснуйте своё мнение.

З адание 10 (У) Рабочая тетрадь, № 1, с. 54, с взаимопроверкой.

Раскрасьте зоны полупустынь и пустынь соответствующим цветом на контурной карте, используя карту природных зон России.

З адание 11 (У) Рабочая тетрадь, № 5, с. 55, с взаимооценкой.

Составьте схему цепи питания, характерной для обитателей пустынь.

З адание 12 (У), с взаимооценкой.

Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию о растении или животном зоны пустынь, используя справочную литературу или информацию сети Интернет.

З адание 13 (У) Рабочая тетрадь, № 4, с. 55, с взаимооценкой.

Составьте рассказ о воображаемой научной экспедиции в зону пустынь, используя известный план представления природной зоны. Представьте рассказ одноклассникам, оформив его рисунками или фотографиями.

З адание 14 (З) Учебник, с. 98—101.

Объясните значение слов «тропики», «субтропики». (Тропики — жаркий природный пояс по обе стороны экватора; субтропики — области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому тропическому поясу.)

Укажите на карте природную зону субтропиков России.

Расскажите о природных условиях Черноморского побережья Кавказа.

Рассмотрите иллюстрацию и расскажите о растительном и животном мире Черноморского побережья Кавказа.

Объясните значение слова «дендрарий». (Сад или парк, в котором выращиваются различные деревья и кустарники в научных, культурно-просветитель­ных целях.)

Расскажите о дендрарии города Сочи. (Дендрарий в Сочи является зелёной сокровищницей Российских субтропиков, насчитывающей более 2000 экзотических и редких растений, которые завезены в парк из разных уголков мира. Кроме флоры, дендрарий гордится редкими животными и птицами, живущими в нём, а также канатной дорогой с впечатляющими видами на горы и море, которые открываются на верхней точке дендрария.)

Расскажите о занятиях населения зоны субтропических лесов России.

З адание 15 (П) Учебник, с. 98—101.

Верно ли, что в субтропиках зима такая же холодная, как в степи и пустыне? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что растительность Черноморского побережья Кавказа скудная из-за жаркого лета? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что в зоне субтропиков России обитают только многочисленные насекомые? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что население Черноморского побережья Кавказа занимается только рыбным промыслом? Обоснуйте своё мнение.

З адание 16 (У) Рабочая тетрадь, № 1, с. 56, с взаимопроверкой.

Раскрасьте зону субтропиков соответствующим цветом на контурной карте, используя карту природных зон России.

З адание 17 (У), с взаимооценкой.

Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию о растении или животном зоны Черноморского побережья Кавказа, используя справочную литературу или информацию сети Интернет.

З адание 18 (У) Рабочая тетрадь, № 3, с. 56, с взаимопроверкой.

Проведите исследование животного мира Черноморского побережья Кавказа и Чёрного моря, используя текст учебника, справочную литературу или информацию сети Интернет, результаты оформите в таблице.

Д иагностические задания:

1. Допишите предложения:

 Бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью,— это … . (Степь.)

 Большие безводные участки земли, имеющей скудную растительность,— это … . (Полупустыни и пустыни.)

2. Впишите слова в предложение так, чтобы оно имело смысл:

 Степная зона славится самой … (плодородной) почвой — … (чернозёмом), она богата … (перегноем), который придаёт почве … (чёрный) цвет.

 В зоне пустынь почвы — … и … (песчаные и глинистые) бедны … (перегноем).

2. Рабочая тетрадь, № 3, с. 52, с. 54.

Определите для каждой надписи соответствующее изображение и приклейте его, используя Приложение.

3. Определите и подчеркните лишнее:

а) ковыль, полынь, верблюжья колючка, типчак;

б) джузгин, колосняк, дрофа,

верблюжья колючка;

в) верблюд, ушастый ёж, песчаный удавчик, заяц;

г) журавль-красавка, дрофа, серая куропатка, корсак;

д) суслик, хомяк, лемминг, тушканчик.

(а) верблюжья колючка; б) дрофа; в) заяц; г) корсак; д) лемминг.)

4. Рабочая тетрадь, № 5, с. 55.

Составьте и оформите схему цепи питания обитателей Черноморского побережья Кавказа.


Личностные умения:

— проявлять интерес к природным зонам России;

— проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «лесостепи», «степь», «суховей», «пыльные бури», «чернозём», «полупустыни», «пустыни», «барханы», «такыр», «тропики», «субтропики», «дендрарий» и использовать их в активном словаре;

— определять климатические особенности природных зон степей, пустынь и субтропиков России и обосновывать своё мнение;

— определять зависимость природы зоны степей и пустынь от распределения влаги, тепла и обосновывать своё мнение;

— определять приспособленность растений и животных к природным условиям зоны степей и пустынь и обосновывать своё мнение;

— определять зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

К оммуникативные умения:

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о природной зоне степей, пустынь, субтропиков России и определять их местоположение на карте природных зон России;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон степей, пустынь и Черноморского побережья Кавказа;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни в зоне степей и пустынь;

— рассказывать о растительном и животном мире степей, пустынь и субтропиков России;

— сравнивать природу зоны пустынь и субтропиков России;

— изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом;

— составлять цепи питания обитателей зоны степей, пустынь;

— составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны степей, пустынь, субтропиков России.

Блок Г. Диагностика качества освоения темы

Цели:

 Установить степень освоения темы, а именно умения:

— определять природную зону по её описанию;

— определять особенности каждой природной зоны;

— определять животных по описанию и природную зону их обитания;

— составлять схему цепи питания обитателей каждой из природных зон России;

— выполнять задание в соответствии с целью.

К онтрольные задания

1. Определите природную зону по описанию и напишите её название:

1) Жёлтое и голубое. Всюду сугробы золотого песка — барханы. Страна солнечного огня. (Пустыня.)

2) Далеко тянутся ледяные поля. Во всей суровости и красоте открывается страна звонких льдов. (Арктическая пустыня.)

3) Равнина серая и сырая. Мох, кочки, лужи. Вдали виднеется лес — высотой по колено. Олени ходят лениво, рога ветвятся, как сказочный костяной лес. (Тундра.)

4) Ветру здесь очень привольно. Он как беркут — мчит на распахнутых крыльях, засвистывая привольно и лихо. Зелёное море весной становится белым морем летом. (Степь.)

2. Выберите верное утверждение и подчеркните его:

1) Тайга — это…

а) холодная безлесная равнина;

б) широколиственный лес;

в) хвойный лес.

2) Зона тайги расположена…

а) в тропическом поясе;

б) в арктическом поясе;

в) в умеренном поясе.

3) Климат степи…

а) жаркий и влажный;

б) жаркий и сухой;

в) холодный и сухой.

4) Животные пустынь — …

а) тюлень;

б) сайгак;

в) медведь;

г) верблюд;

д) тетерев;

е) песчанка.

(1) в; 2) в; 3) б; 4) б, г, е.)

3. Составьте и напишите схему цепи питания для обитателей:

— тундры — …;

— тайги — …;

— степей — …;

— субтропиков России — … .

4. Определите по описанию животного природную зону его обитания и напишите его название:

Регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— определять природную зону по её описанию;

— определять особенности каждой природной зоны;

— определять животных по описанию и природную зону их обитания;

— составлять схему цепи питания обитателей каждой из природных зон России.

Описание животного

Животное

Природная зона
его обитания

а) Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.




б) Плывёт по морю великан,

Пускает из воды фонтан.





в) Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.





г) Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но ах! —

Удрала, а хвост в руках.





д) Горбоносый, длинноногий

Великан ветвисторогий

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.





е) Этот зверь — грызун ужасный,

Для людей он неопасный,

На щеках его мешки —
Хлеб в них носят ... .





ж) Он на севере живёт,

Громким голосом ревёт,

В цирке мяч ловить не лень — 

Там работает … .





з) Меньше тигра, но немножко

больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись,

в том лесу, где бродит … .





(а) Верблюд — пустыня; б) кит — арктические пустыни; в) олень — тундра; г) ящерка — пустыня; д) лось — лесная зона; е) хомяк — степь, ж) тюлень — арктические пустыни; з) рысь — лесная зона.)


III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

 Стимулировать интерес к составлению заданий викторины.

 Научить:

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— планировать своё действие в соответствии с учебным заданием;

— использовать приобретённые знания для составления заданий для викторины;

— составлять задания для викторины;

— представлять результат свой деятельности.


Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

 выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

 выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

 самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Внесите изменения в текст заданий викторины об обитателях родного края, которые составили Аня и Ваня, используя материал учебника.

«Самый крупный хищник, который бывает белым или бурым, превосходно плавает и ныряет, хороший рыбак, любит сладкое, является национальным животным Финляндии».

«Пернатый, имеющий голубовато-серое туловище, короткий желтоватый клюв, около глаз длинные пучки белых перьев, голова, шея, ноги и пальцы на ногах чёрные, бегает быстро по травянистой местности».

(«Самый крупный хищник на суше, быстро передвигается по льду, превосходно плавает и ныряет, хороший рыбак, охотится на детёнышей моржей, поедает также выбросы моря, падаль, рыбу, птиц и их яйца, реже — грызунов, ягоды, мхи и лишайники». Это белый медведь, который обитает в арктических пустынях.

«Один из самых крупных и опасных наземных хищников. Имеет мощное тело, массивную голову с небольшими ушами и глазами, короткий хвост, сильные с мощными когтями лапы. Шерсть у него густая, равномерно окрашенная. Всеяден. Питается растительной пищей — ягодами, желудями, орехами, корнями, клубнями и стеблями трав, а также насекомыми, червями, ящерицами, лягушками, грызунами (мыши, бурундуки), рыбой. Сейчас истреблён во многих местностях, является национальным животным Финляндии». Это бурый медведь, который обитает в лесной зоне.

«Пернатый, имеющий голубовато-серое туловище, короткий желтоватый клюв, около глаз длинные пучки белых перьев, голова, шея, ноги и пальцы на ногах чёрные, бегает быстро по травянистой местности». Это журавль-красавка, который обитает в степной зоне России.

«Крупная птица, оперение большей части её тела синевато-серое, спина темнее, а крылья и брюхо более светлые, окончания крыльев чёрные, клюв светлый, ноги чёрные». Это серый журавль, который обитает в лесной болотистой местности.)

Импровизационный вариант

Составьте и оформите для викторины задания о буром медведе, сером журавле или других обитателях природной зоны родного края, используя приобретённые знания и умения данной темы.

Эвристический вариант

Выберите природную зону России, составьте и оформите вопросы для викторины о её обитателях.

Личностные умения:

— проявлять интерес к составлению заданий для викторины.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания для составления заданий для викторины.

Регулятивные умения:

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

— составлять задания для викторины.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

 Научить:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности.


Самоанализ

I. Задание.

Закончите предложения:

1. Мне важно знать о разнообразии природных зон России, потому что…

2. Для того чтобы составить задания для викторины, нужно…

Самооценка

II. Задание.

Закончите предложение:

Я доволен (льна)(очень, не очень) тем, что могу выполнить правильно учебное задание (самостоятельно, при небольшой помощи учителя).

Личностные умения:

— проявлять понимание своей успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.



Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

 Соотнести полученный результат с поставленной целью.

 Оценить результат своей деятельности.


Цели темы:

Сформировать представление о природных зонах России.

Ввести план представления природной зоны России.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные умения:

— проявлять творческое отношение к составлению заданий для викторины.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания для составления заданий для викторины.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в паре.

Предметные умения:

— составлять задания для викторины об обитателях природной зоны родного края.

Заполняется учителем по окончании изучения темы.



Учителю на заметку

Адаптация животных к условиям тундры:

1) Зимняя спячка. На зимний период в тундре впадают в спячку все беспозвоночные животные, причём многие из них способны в таком состоянии выдерживать сильное охлаждение.

Лемминги не впадают в спячку, ведь под снегом огромные запасы — ягоды, грибы, лишайники. У лемминга под снегом даже рождается потомство.

2) Миграция и кочёвки. Подавляющее большинство птиц осенью покидают зону тундры (белая куропатка и белая сова — постоянно живут в тундре). Осенью в лесотундру откочёвывают и стада дикого северного оленя.

3) Окраска. Белая окраска меха зверей и оперенья птиц, маскирующая их зимой, лишь на короткое время (летом) сменяется пёстрой.

4) У всех обитателей тундры к зиме накапливается значительный слой подкожного жира, образуется густой мех у зверей, тёплый пух у птиц. Своеобразно утепляются конечности на зиму: у песцов появляются как бы теплые стельки, у птиц — подобие валенок, опушение ног. Широкие копыта служат северным оленям то лыжами, то лопатами — для добычи ягеля из-под снега.

5) Комар служит не только пищей птицам, рыбам и лягушкам, но и опыляет растения, так как в тундре мало пчёл и шмелей.

6) Полярные совы видят и днём, и ночью. Поэтому, в отличие от обычных сов, они могут охотиться в любое время суток.


Лемминги

Колебания численности леммингов связаны с возможностью чрезвычайно быстро размножаться, которая обычно зависит от благоприятных погодных условий и обилия пищи — «урожайный» год бывает раз в несколько лет, что может объясняться отсутствием заморозков и достаточным количеством осадков летом. В «неурожайный» же год осенью лемминги вынуждены лихорадочно искать себе пищу. Они начинают поедать даже ядовитые растения, а временами даже нападают на более крупных животных. Поиски пищи вынуждают леммингов совершать массовые миграции по огромным территориям. Обычно они двигаются поодиночке, массовые их скопления наблюдаются только у водных преград. Часть леммингов тонет, хотя в целом они неплохо умеют плавать. Рост количества леммингов увеличивает и популяцию питающихся ими хищников, в том числе песца, горностая, белой совы. Когда популяция леммингов невелика, этим птицам и животным приходится искать другую добычу. Белая сова даже не откладывает яйца, если леммингов недостаточно, чтобы прокормить птенцов, а песцы массово покидают тундру и отправляются охотиться в леса. Таким образом, жизненный цикл многих полярных животных зависит от этого небольшого грызуна.


Зона пустынь России

На вопрос, где сосредоточены главным образом пустыни и полупустыни России, можно ответить однозначно: на юго-востоке её европейской части. Если точнее, то граница, которая разделяет эти песчаные места со степной полосой, проходит к югу от города Волгограда. Начинается она от левого берега реки Волги, далее тянется к Казахстану на северо-восток, потом довольно круто поворачивает к южной стороне, достигает предгорий Кавказа и далее совпадает с долиной, где протекает Терек.

Долгое время территория, простирающаяся около Каспийского моря и занимающая низовья рек Волги и Кумы, не могла считаться пустыней — учёные долго спорили по этому поводу. Поэтому было решено эти долины, которые в результате неграмотной деятельности здесь человека стали прямо-таки «голыми», называть полупустынями.

Таким образом, климат, почвы, флора и фауна этих мест теперь полностью соответствуют названию — пустыни и полупустыни России, так как тут жаркое лето, а зима, наоборот, очень морозная и лютая. В общей сложности климат можно назвать одновременно суровым и сухим. Осадки в основном выпадают здесь весной, а также в начале летнего сезона; однако уровень испарения превышает их в несколько раз. Поэтому, как таковая, весна, когда всё цветёт и зеленеет, в этих местах длится только апрель — май. Зимой же наряду с морозами бывают ветры — настолько сильные, что часто снег ими сдувается с почвы. Так образуются достаточно обширные пространства чёрного цвета, которые так и называют — «чёрные земли». Называют их так ещё и потому, что здесь растёт необычное растение — чёрная полынь, имеющая тёмные ветки и крохотные листья. На первый взгляд, совершенно несъедобная, полынь выручает многих животных в тяжёлое зимнее время. Эти места являются заповедником под названием «Чёрные земли».

Значительный участок полупустынь и пустынь расположен на территории, которая ранее была морским дном, теперь это Прикаспийская низменность. Ландшафт весьма своеобразный — на многие километры вперёд, до самого горизонта простирается абсолютно ровная поверхность земли. Поэтому находиться здесь несколько жутковато. Только западная часть этих территорий немного оживляется обрывистыми склонами Ергенинской возвышенности, также можно иногда встретить на пути небольшие холмы округлой формы. Их именуют сегодня соляными щполами, так как в их основании — каменная соль.

Настоящая же пустыня начинается ближе к Каспийскому морю. Там пространства совсем оголённые, почва глинистая, растительности почти нет. Есть и довольно большие пространства, занятые песками. Они не сдуваются с почвы, так как закреплены корнями растущих тут элимусов — злаков, имеющих вид кустарника.

Звучит довольно парадоксально, однако в пустынях и полупустынях России фауна и флора богаче, чем в степной полосе. Больше всего здесь обитает, конечно, грызунов — хомяков, полевых мышей, тушканчиков и сусликов. Выживают они в самые знойные и морозные периоды просто — впадают в спячку. Из хищников можно увидеть хорьков, корсаков, а также змей и различных птиц. А из более крупных животных здесь обитают сайгаки — небольшие антилопы, способные перемещаться со скоростью до 80 км/ч.

33