СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по биологии для обучающихся 8 классов общеобразовательных организаций, проявляющих повышенный интерес к предметам ботаники, зоологии и анатомии. Включает задания с выбором одного правильного ответа, тестовые вопросы с одним вариантом ответа из четырёх возможных, но требующих предварительного множественного выбора.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по биологии»

ЗАДАНИЯ

теоретического тура

малой краевой олимпиады школьников по биологии.

8 класс

2017-2018 учебный год.

Успеха Вам в работе!

ЗАДАНИЕ № 1.


Задание включает 50 вопросов, к каждому из которых предложены варианты ответов. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

Максимальное количество баллов - 50


1. Покрытосеменные растения объединяются в семейства на основе:

а. Внутреннего строения стебля;

б. Строения корневой системы;

в. Жилкования листьев;

г. Строения цветка и плода.

2. Так же, как и растения, животные обладают:

а. Подвижностью, ограниченным ростом, способностью размножаться спорами;

б. Обменом веществ, неограниченным ростом, способностью к фотосинтезу;

в. Раздражимостью, ограниченным ростом, автотрофному питанию;

г. Способностью размножаться, обменом веществ, клеточным строением.

3. Функция газообмена у листа возможна благодаря:

а. Устьицам;

б. Чечевичкам;

в. Порам;

г. Чечевичкам и порами.

4. Межклетники губчатой ткани листа заполнены:

а. Водой;

б. Воздухом;

в. Воздухом и парами воды;

г. Углекислым газом и парами воды.

5. Физиологический процесс испарения воды растением называется:

а. Диффузия;

б. Транспирация;

в. Осмос;

г. Корневое давление.


6. Общим признаком для грибов и растений НЕ является:

а. Наличие клеточной стенки;

б. Накопление гликогена;

в. Способность к размножению спорами;

г. Способность к половому размножению.

7. Какой плод изображен на рисунке:

а. Коробочка;

б. Стручок;

в. Боб;

г. Орех.

8. Семядоли – это:

А. Эндосперм;

Б. Первые зародышевые листья;

В. Разросшиеся участки семенной кожуры;

Г. Первые придаточные корешки.

9. Функция корневого чехлика:

а. Рост корня в длину;

б. Защита растущего корня;

в. Механическая защита зрелых корней;

г. Рост корня в толщину.

10. В результате воздействия раствора йода на исследуемые образцы клеток растений, в случае содержания в них крахмала, будет наблюдаться:

а. Синее окрашивание;

б. Розовое окрашивание;

в. Зеленое окрашивание;

г. Обесцвечивание образца.

11. По выражению одного из основоположников микробиологии, французского ученого Луи Пастера, «брожение – это жизнь без кислорода». На Руси этот процесс издревле использовали для приготовления различных продуктов питания и напитков, а также для заготовки овощей впрок. Квашение – это разновидность брожения:

а. Молочнокислого;

б. Маслянокислого;

в. Уксуснокислого;

г. Спиртового.

12. Андроцей - это:

а. Совокупность плодолистиков цветка;

б. Совокупность лепестков цветка;

в. Совокупность чашелистиков цветка;

г. Совокупность тычинок цветка.

13. Растение, представленное на рисунке, относят к:


а. Губоцветным;

б. Розоцветным;

в. Пасленовым;

г. Лилейным.









14. Формула цветка, представленного на рисунке:

а.*Ч2Л4Т6П(2);

б. *Ч4Л4Т4П(2);

в. *Ч2+2Л4Т2+4П(2);

г. *Ч4Л4Т8П(2).

15. Растения, семена которого наиболее богаты белками:

а. Фасоль;

б. Пшеница;

в. Кукуруза;

г. Подсолнечник.

16. На рисунке показан опыт, иллюстрирующий явление:

а. Фотопериодизм;

б. Хемотропизм;

в. Геотропизм;

г. Фотонастия.

17. Для дыхания растений необходимы условия:

а. Углекислый газ и вода;

б. Кислород;

в. Кислород и вода;

г. Углекислый газ и кислород.

18. Рост стебля дерева в толщину происходит за счет:

а. Луба;

б. Камбия;

в. Ксилемы;

г. Флоэмы.

19. Клубень картофеля, на самом раннем этапе своего развития, является:

а. Плодом;

б. Побегом;

в. Корнеплодом;

г. Верхушкой бокового корня.

20. В благоприятных условиях спора бактерии:

а. Погибает;

б. Делится, образуя 3 – 6 новых спор;

в. Прорастает в новую бактериальную клетку;

г. Сливается с другой спорой с последующим делением.

21. Характерной чертой строения клеток многих грибов является:

а. Наличие хитина в оболочке;

б. Содержание крахмала в вакуолях;

в. Отсутствие рибосом в цитоплазме;

г. Содержание гликогена в пластидах.

22. Разнообразие окраски водорослей объясняется:

а. Мимикрией;

б. Маскировкой;

в. Особенностями размножения;

г. Различиями в приспособленности к фотосинтезу.

23. Основным запасным веществом у животных и грибов является:

а. Гликоген;

б. Крахмал;

в. Глюкоза;

г. Пектин.

24. Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:

а. Жгутиконосцы;

б. Корненожки:

в. Солнечники;

г. Споровики.

25. Основная функция сократительных вакуолей у простейших:

а. Защита от хищников;

б. Передвижение;

в. Поддержание постоянства концентрации солей в клетке;

г. Привлечение другой особи того же вида.




26. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой животных:

а. Клеточную мембрану;

б. Эндоплазматическую сеть;

в. Вакуоль;

г. Рибосому.

27. Выберите организм, самый близкий к роду Хламидомонада:

а. Эвглена зеленая;

б. Хлорелла;

в. Ночесветка;

г. Вольвокс.

28. Рисунок иллюстрирует пример проявления у организмов жизненного свойства:

а. Обмен веществ;

б. Раздражимость;

в. Размножение;

г. Движение.

29. Кольчатые черви отличаются от круглых червей наличием:

а. Выделительной системы;

б. Нервной системы;

в. Пищеварительной системы;

г. Кровеносной системы.

30. Пищеварительная система аскариды напоминает длинную трубочку. Укажите по порядку отделы этой трубочки:

а. Рот, глотка, зоб, средняя, задняя кишка;

б. Рот, глотка, пищевод, средняя, задняя кишка, анальное отверстие;

в. Рот, пищевод, глотка, средняя, прямая кишка, анальное отверстие;

г. Рот, пищевод, желудок, задняя кишка, анальное отверстие

31. Планула – это:

а. Головастик;

б. Личинка медузы;

в. Личинка моллюска;

г. Личинка печеночного сосальщика.



32. Органы слуха и равновесия у рака расположены:

а. В основании длинных усиков;

б. В основании коротких усиков;

в. На основании клешней;

г. На брюшке.

33. Особенность пищеварительной системы паука:

а. Замкнутость;

б. Наличие печени;

в. Желудок с хитиновыми зубцами;

г. Частично наружное пищеварение.

34.Крылья насекомых представляют собой:

а. Органы вторичного происхождения, создаваемые из веществ, поглощенных взрослой особью;

б. Выросты кишечника;

в. Видоизменные конечности;

г. Выросты покровов.

35. Двойное дыхание характерно для:

а. Рыб;

б. Земноводных;

в. Пресмыкающихся;

г. Птиц.

36. Лучевая симметрия тела характерна:

а. Для большого прудовика;

б. Майского жука;

в. Бычьего цепня;

г. Медузы аурелии.

37. Для класса насекомые характерны органы чувств:

а. Зрение, обоняние, осязание;

б. Слух, обоняние;

в. Обоняние, зрение, вкус;

г. Зрение, обоняние, осязание, вкус, слух.

38. Что называется зоопланктоном:

а. Водоросли, живущие в толще воды;

б. Мелкие беспозвоночные, живущие в толще воды;

в. Беспозвоночные пресных вод;

г. Беспозвоночные населяющие водоемы.

39. Одним из основных признаков Хордовых является:

а. Наличие сердца;

б. Центральная нервная система в виде трубки;

в. Жаберное дыхание;

г. Легочное дыхание.

40. Сложное костное образование пряжка имеется у представителей класса:

а. Птицы;

б. Костные рыбы;

в. Земноводные;

г. Пресмыкающиеся.

41. Мочевой пузырь отсутствует у:

а. Земноводных;

б. Птиц;

в. Пресмыкающихся;

г. Млекопитающих.

42. В крови здорового человека содержится наименьшее количество следующих форменных элементов:

а. Эритроцитов;
б. Лейкоцитов;

в. Тромбоцитов;

г. Количество видов форменных элементов в крови человека различается незначительно.

43. Функции носителей наследственной информации выполняют:

а. Белки;

б. Жиры;

в. Углеводы;

г. Нуклеиновые кислоты.

44. Из органических веществ клетки, только для белков характерна функция:

а. Защитная;

б. Строительная;

в. Энергетическая;

г. Ферментативная.

45. Физиологические растворы хлорида натрия (поваренной соли) могут применяться в качестве средства для коррекции состояния при обезвоживания организма, для растворения некоторых лекарственных препаратов и др. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор:

а. Сморщиваются;

б. Набухают и слипаются;

в. Слипаются друг с другом;

г. Остаются без внешних изменений.




46. Характерным признаком эпителиальной ткани является:

а. Наличие в ней кровеносных сосудов и нервных окончаний;

б. Быстрая регенерация поврежденных клеток;

в. Наличие плотной клеточной оболочки;

г. Развитие из эктодермы.

47. Какой из вариантов перелома трубчатой кости может привести к артериальному кровотечению?

а. Трещина;

б. Перелом без смещения;

в. Перелом с осколками;

г. Осколочный перелом со смещением осколков.

48. Человеческий инсулин, необходимый для лечения больных сахарным диабетом, сейчас производят в промышленных масштабах при помощи бактерии Escherichia coli. Этого удалось добиться, применив метод:

а. Искусственного мутагенеза;

б. Клеточной гибридизации;

в. Генной инженерии;

г. Клонирования.

49. Наиболее быстро развиваются в крупных промышленных городах болезни:

а. Желудочно-кишечного тракта;

б. Верхних дыхательных путей;

в. Кожи;

г. Опорно-двигательного аппарата.

50. Количество костей при рождении человека составляет 270 шт. В процессе взросления оно сокращается до 205-207. Это явление связано с тем, что в процессе взросления некоторые кости человека:

а. Срастаются;

б. Редуцируются;

в. Разделяются на несколько костей;

г. Количество костей уменьшается из-за того, что у людей выпадают зубы.


ЗАДАНИЕ № 2.


Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.

Максимальное количество баллов - 30

(по 2 балла за каждое тестовое задание).



  1. К характерным признакам семейства бобовые относятся:

  1. На корнях развиваются клубеньки;

  2. Только травянистые растения;

  3. Венчик цветка состоит из паруса, весла и лодочки;

  4. Плод – стручок или стручочек;

  5. Плод – боб.


а. 1,3,5; б. 2,5; в. 3,4,5; г. 2,3,4.


  1. Органами, служащими для вегетативного размножения растений, являются:

  1. Семя.

  2. Клубень.

  3. Корневище.

  4. Плод.


а. 1, 4; б. 2, 4; в. 2, 3; г. 1, 3.


3. Растения хвоща полевого (Equisetum arvense) могут иметь побеги:

1. Надземные фотосинтезирующие.

2. Надземные спороносные, лишенные зелёной окраски.

3. Подземные клубневидные.

4. Подземные длиннокорневищные.


а. Только 1, 3; б. Только 1, 2, 3; в. Только 2, 3, 4; г. 1, 2, 3, 4.


4. В семенах растений могут запасаться:

1. Белки.

2. ДНК.

3. Крахмал.

4. Глюкоза.

5. Жиры.


а. 1, 2, 5; б. 1, 2, 4; в. 2, 4, 5; г. 1, 3, 5.


5. Среди перечисленных растений гаплоидный эндосперм имеют:

1. Ель;

2. Томат;

3. Сосна;

4. Рожь;

5. Тюльпан.


а. 4,5; б. 2,4,5; в. 2,5; г.1,3.



6. Жаберный тип дыхания могут использовать некоторые:

  1. Плоские черви.

  2. Круглые черви.

  3. Кольчатые черви.

  4. Моллюски.


а. 1, 4; б. 3, 4; в. 2, 3; г. 1, 3.


7. Сходство клеток животных и бактерий в том, что они имеют:

1. Оформленное ядро.

2. Цитоплазму.

3. Митохондрии.

4. Плазматическую мембрану.

5. Рибосомы.


а. 1,2, 5; б. 1, 3, 4; в. 2, 4, 5; г. 1,2.


8. Симметрия тела, характерная для животных:

1. Радиальная (лучевая) симметрия.

2. Асимметрия.

3. Двусторонняя.

4. Поступательная.

5. Сферическая.


а. 1,2,3; б. 3,5; в. Все, кроме 5; г. 1,2,3,4,5.


9. Животные НЕ питаются:

1. Автотрофно.

2. Гетеротрофно.

3. В процессе фотосинтеза.

4. В процессе хемосинтеза.

5. Только сапротрофно.


а. Только 2; б.1,3,4,5; в. 2,5; г. 1,3.


10. Выберите верные утверждения:

1. Высшим ракообразным характерно различное строение конечностей, в зависимости от функции и головогрудь;

2. Развитие многощетинковых червей происходит путем ароморфоза;

существуют свободноживущие формы ленточных червей;

3. Кораллы раздельнополые животные;

4. Малярию могут разносить слепни.


а. 1,2,3; б.1,3,5; в. 1,2,4; г. 3,4,5.



11. Характерными особенностями ракообразных являются:

1. Дыхание жабрами с созданием динамичного тока воды;

2. Две пары антенн;

3. Каждый сегмент тела образован слиянием двух исходных;

4. Способностью выделять едкие вещества;

5. Личинка – науплиус.


а. 1,2,5; б. 1,2,3,4,5; в. 1,3,4; г. 2,4,5.


12. Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны:

1. Приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха.

2. Выработать механизмы защиты от высыхания.

3. Приспособиться к возросшей силе тяжести.

4. Изменить характер передвижения.

5. Усложнить органы чувств.


а. Только 1,2; б. Только 2,3,4; в. Только 2,4,5;

г. Только 1,3,4,5; д. 1,2,3,4,5.


13. Ферменты – это биологические макромолекулы, которые:

  1. Содержатся только в ядрах клеток.

  2. Постоянно присутствуют в клетках.

  3. Катализируют биохимические реакции.

  4. Содержатся только в цитоплазме клеток.

  5. Находятся преимущественно в рибосомах.


а. 1,4; б.1,5; в. 2,3; г.2,5; д. 3,5.


14. Характерные особенности лимфы:

1. Разновидность соединительной ткани;

2. Образуется из плазмы крови;

3. Возвращает в кровь белки, воду, соли;

4. Способна образовывать тромбы;

5. Повышено содержание антител и фагоцитов.


а. Только 2; б. 1,3,4,5; в. 2,5; г.1,3.


15. Глотательный рефлекс может быть охарактеризован как:

1. Пищевой;

2. Защитный;

3. Безусловный;

4. Врожденный;

5. Приобретенный.


а. Только 1,4; б. Только 2,5; в. 1,2,4; г.1,3,4; д. 2,4,5.


ЗАДАНИЕ № 3.


Вам предлагают тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

Максимальное количество баллов– 30 баллов.


  1. Среди голосеменных часто встречаются травянистые растения.

  2. Морковь является двулетним растением.

  3. Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции, так как в их цикле развития преобладает спорофит.

  4. Образовательной тканью растений является верхушечная меристема и камбий.

  5. Развитие из семени – общий признак голосеменных и покрытосеменных растений.

  6. В природе для одуванчика более характерно вегетативное размножение, чем половое.

  7. У семенных растений отсутствуют жгутиковые клетки.

  8. В пресных водоемах можно встретить представителей мохообразных, папоротникообразных и голосеменных растений.

  9. Цианобактерии отличаются от других групп бактерий способностью существовать в среде без кислорода.

  10. Представители царства Грибы могут размножаться всеми известными способами.

  11. Эвглена зеленая способна к фагоцитозу.

  12. Кишечнополостные по способу питания являются фильтраторами.

  13. Организмы, которые способны к фотосинтезу и питаются готовыми органическими веществами, называют миксотрофами.

  14. Как и у всех червей у бабочек отсутствуют ходильные конечности.

  15. Скаты и акулы являются исключительно морскими рыбами.

  16. У головоногих моллюсков отсутствует личиночная стадия развития.

  17. Конечности насекомых состоят из четырех отделов.

  18. У Костных рыб артериальная кровь движется прямо от органов дыхания к тканям тела, не проходя предварительно через сердце.

  19. Температура тела рыбы не зависит от температуры окружающей среды.

  20. Скелет пресмыкающихся приспособлен к жизни на суше в большей степени, чем у земноводных.

  21. По сосудам у позвоночных животных движется вода с растворенными в ней веществами.

  22. Многообразие размеров и форм клеток организма человека можно объяснить спецификой выполняемых ими функций в многоклеточном организме.

  23. Гистологическое изучение тканей млекопитающих животных позволяет утверждать, что для соединительных тканей характерно минимальное количество межклеточного вещества.

  24. Пробка относится к образовательной ткани.

  25. В дыхательных путях происходит согревание воздуха, так они содержат железы, выделяющие слизь.

  26. Рибосомы имеются в клетках всех живых организмов.

  27. Яркую окраску имеют насекомые, хорошо защищенные от хищников.

  28. Нервная система позвоночных животных формируется из того же зародышевого листка, что и эпидермис.

  29. У жителей высокогорья кровь более вязкая, чем у жителей равнин.

  30. Постоянная температура тела у высших позвоночных поддерживается за счет высокого уровня метаболизма.


ЗАДАНИЕ № 4.


Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями.

Максимальное количество баллов – 26,5.


1. Установите соответствие между растениями (1-6) и соответствующими им систематическими группами (А-Е). Ответы внесите в матрицу ответов.

Максимальное количество баллов3.



Систематическая группа

Растения

А

Отдел Мхи

1


Б

Отдел бурые водоросли

2


В

Отдел Голосеменные

3


Г

Отдел Эвгленовые

4


Д

Отдел Папоротники

5


Е

Отдел Зеленые водоросли

6





2. На рисунках изображены видоизменения побегов. Соотнесите рисунки (А-Д) со списком видоизменений (1-2). Ответы внесите в матрицу.

Максимальное количество баллов – 2,5.



Рисунок

Видоизменный побег

А


1

Луковица

Б


2

Ус

В


3

Корневище

Г


4

Клубнелуковица

Д


5

Колючка


3. Установите соответствие между одноклеточными организмами (А-В) и особенностями их строения (1-10). Ответы внесите в матрицу ответов.

Максимальное количество баллов - 5.


Одноклеточные организмы

Особенности строения

А

Инфузория-туфелька

1

Содержит особый пигмент - хлорофилл

Б

Хламидомонада

2

Ядерное вещество расположено в цитоплазме

В

Клубеньковая бактерия

3

Сократительная вакуоль с приводящими каналами участвует в удалении излишков воды



4

Споры отличаются высокой жизнестойкостью и хорошо переносят неблагоприятные условия



5

В передвижении участвуют реснички



6

Является симбиотическим организмом



7

Жгутики выполняют функцию передвижения



8

Питательные вещества расщепляются в пищеварительной вакуоли



9

Светочувствительный глазок необходим для перемещения в освещенные места



10

Половой процесс сопровождается обменом малыми ядрами



4.Установите соответствия между животными (А-Г) и особенностями строения (1-10), для которого они характерны. Ответы внесите в матрицу.

Максимальное количество баллов - 5.


Животные

Особенности строения

А

Белая планария

1

Трехкамерное сердце

Б

Паук-крестовик

2

Замкнутый двуветвистый кишечник

В

Озерная лягушка

3

Четыре пары простых глаз

Г

Лошадь Пржевальского

4

Гермафродиты



5

Теплокровные животные



6

Имеется туловищный отдел позвоночника



7

Пищеварение происходит внутри организма и вне его



8

Орган слуха представлен средним и внутренним ухом



9

Нервная система узлового типа



10

Зубы дифференцированные


5. Установите соответствие между особенностью (А-Е) и видом ткани (1-6), для которого она характерна. Ответы внесите в матрицу.

Максимальное количество баллов - 3.


Особенность

Вид ткани

А

Осуществляет перистальтику желудка

1

Гладкая мышечная ткань

Б

Функциональной единицей является мотонейрон

2

Поперечно-полосатая мышечная

В

В дыхательных путях удаляет микробы и пыль

3

Ресничный эпителий

Г

Клетки секретируют гормоны

4

Железистая эпителиальная

Д

Управляет всеми процессами в организме

5

Соединительная

Е

Межклеточное вещество хорошо развито

6

Нервная



6. Найдите к каждому из растений соответствующие цветки, их диаграмму и плод.

Дайте название семейства. Соответствующие цифры внесите в матрицу ответов.

Максимальное количество баллов – 8.