ЗАДАНИЯ
теоретического тура
малой краевой олимпиады школьников по биологии.
8 класс
2017-2018 учебный год.
Успеха Вам в работе!
ЗАДАНИЕ № 1.
Задание включает 50 вопросов, к каждому из которых предложены варианты ответов. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.
Максимальное количество баллов - 50
1. Покрытосеменные растения объединяются в семейства на основе:
а. Внутреннего строения стебля;
б. Строения корневой системы;
в. Жилкования листьев;
г. Строения цветка и плода.
2. Так же, как и растения, животные обладают:
а. Подвижностью, ограниченным ростом, способностью размножаться спорами;
б. Обменом веществ, неограниченным ростом, способностью к фотосинтезу;
в. Раздражимостью, ограниченным ростом, автотрофному питанию;
г. Способностью размножаться, обменом веществ, клеточным строением.
3. Функция газообмена у листа возможна благодаря:
а. Устьицам;
б. Чечевичкам;
в. Порам;
г. Чечевичкам и порами.
4. Межклетники губчатой ткани листа заполнены:
а. Водой;
б. Воздухом;
в. Воздухом и парами воды;
г. Углекислым газом и парами воды.
5. Физиологический процесс испарения воды растением называется:
а. Диффузия;
б. Транспирация;
в. Осмос;
г. Корневое давление.
6. Общим признаком для грибов и растений НЕ является:
а. Наличие клеточной стенки;
б. Накопление гликогена;
в. Способность к размножению спорами;
г. Способность к половому размножению.
7. Какой плод изображен на рисунке:
а. Коробочка;
б. Стручок;
в. Боб;
г. Орех.
8. Семядоли – это:
А. Эндосперм;
Б. Первые зародышевые листья;
В. Разросшиеся участки семенной кожуры;
Г. Первые придаточные корешки.
9. Функция корневого чехлика:
а. Рост корня в длину;
б. Защита растущего корня;
в. Механическая защита зрелых корней;
г. Рост корня в толщину.
10. В результате воздействия раствора йода на исследуемые образцы клеток растений, в случае содержания в них крахмала, будет наблюдаться:
а. Синее окрашивание;
б. Розовое окрашивание;
в. Зеленое окрашивание;
г. Обесцвечивание образца.
11. По выражению одного из основоположников микробиологии, французского ученого Луи Пастера, «брожение – это жизнь без кислорода». На Руси этот процесс издревле использовали для приготовления различных продуктов питания и напитков, а также для заготовки овощей впрок. Квашение – это разновидность брожения:
а. Молочнокислого;
б. Маслянокислого;
в. Уксуснокислого;
г. Спиртового.
12. Андроцей - это:
а. Совокупность плодолистиков цветка;
б. Совокупность лепестков цветка;
в. Совокупность чашелистиков цветка;
г. Совокупность тычинок цветка.
13. Растение, представленное на рисунке, относят к:
а. Губоцветным;
б. Розоцветным;
в. Пасленовым;
г. Лилейным.

14. Формула цветка, представленного на рисунке:
а.*Ч2Л4Т6П(2);
б. *Ч4Л4Т4П(2);
в. *Ч2+2Л4Т2+4П(2);
г. *Ч4Л4Т8П(2).
15. Растения, семена которого наиболее богаты белками:
а. Фасоль;
б. Пшеница;
в. Кукуруза;
г. Подсолнечник.
16. На рисунке показан опыт, иллюстрирующий явление:
а. Фотопериодизм;
б. Хемотропизм;
в. Геотропизм;
г. Фотонастия.
17. Для дыхания растений необходимы условия:
а. Углекислый газ и вода;
б. Кислород;
в. Кислород и вода;
г. Углекислый газ и кислород.
18. Рост стебля дерева в толщину происходит за счет:
а. Луба;
б. Камбия;
в. Ксилемы;
г. Флоэмы.
19. Клубень картофеля, на самом раннем этапе своего развития, является:
а. Плодом;
б. Побегом;
в. Корнеплодом;
г. Верхушкой бокового корня.
20. В благоприятных условиях спора бактерии:
а. Погибает;
б. Делится, образуя 3 – 6 новых спор;
в. Прорастает в новую бактериальную клетку;
г. Сливается с другой спорой с последующим делением.
21. Характерной чертой строения клеток многих грибов является:
а. Наличие хитина в оболочке;
б. Содержание крахмала в вакуолях;
в. Отсутствие рибосом в цитоплазме;
г. Содержание гликогена в пластидах.
22. Разнообразие окраски водорослей объясняется:
а. Мимикрией;
б. Маскировкой;
в. Особенностями размножения;
г. Различиями в приспособленности к фотосинтезу.
23. Основным запасным веществом у животных и грибов является:
а. Гликоген;
б. Крахмал;
в. Глюкоза;
г. Пектин.
24. Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а. Жгутиконосцы;
б. Корненожки:
в. Солнечники;
г. Споровики.
25. Основная функция сократительных вакуолей у простейших:
а. Защита от хищников;
б. Передвижение;
в. Поддержание постоянства концентрации солей в клетке;
г. Привлечение другой особи того же вида.
26. Какой органоид клетки по своей функции можно сравнить с кровеносной системой животных:
а. Клеточную мембрану;
б. Эндоплазматическую сеть;
в. Вакуоль;
г. Рибосому.
27. Выберите организм, самый близкий к роду Хламидомонада:
а. Эвглена зеленая;
б. Хлорелла;
в. Ночесветка;
г. Вольвокс.
28. Рисунок иллюстрирует пример проявления у организмов жизненного свойства:

а. Обмен веществ;
б. Раздражимость;
в. Размножение;
г. Движение.
29. Кольчатые черви отличаются от круглых червей наличием:
а. Выделительной системы;
б. Нервной системы;
в. Пищеварительной системы;
г. Кровеносной системы.
30. Пищеварительная система аскариды напоминает длинную трубочку. Укажите по порядку отделы этой трубочки:
а. Рот, глотка, зоб, средняя, задняя кишка;
б. Рот, глотка, пищевод, средняя, задняя кишка, анальное отверстие;
в. Рот, пищевод, глотка, средняя, прямая кишка, анальное отверстие;
г. Рот, пищевод, желудок, задняя кишка, анальное отверстие
31. Планула – это:
а. Головастик;
б. Личинка медузы;
в. Личинка моллюска;
г. Личинка печеночного сосальщика.
32. Органы слуха и равновесия у рака расположены:
а. В основании длинных усиков;
б. В основании коротких усиков;
в. На основании клешней;
г. На брюшке.
33. Особенность пищеварительной системы паука:
а. Замкнутость;
б. Наличие печени;
в. Желудок с хитиновыми зубцами;
г. Частично наружное пищеварение.
34.Крылья насекомых представляют собой:
а. Органы вторичного происхождения, создаваемые из веществ, поглощенных взрослой особью;
б. Выросты кишечника;
в. Видоизменные конечности;
г. Выросты покровов.
35. Двойное дыхание характерно для:
а. Рыб;
б. Земноводных;
в. Пресмыкающихся;
г. Птиц.
36. Лучевая симметрия тела характерна:
а. Для большого прудовика;
б. Майского жука;
в. Бычьего цепня;
г. Медузы аурелии.
37. Для класса насекомые характерны органы чувств:
а. Зрение, обоняние, осязание;
б. Слух, обоняние;
в. Обоняние, зрение, вкус;
г. Зрение, обоняние, осязание, вкус, слух.
38. Что называется зоопланктоном:
а. Водоросли, живущие в толще воды;
б. Мелкие беспозвоночные, живущие в толще воды;
в. Беспозвоночные пресных вод;
г. Беспозвоночные населяющие водоемы.
39. Одним из основных признаков Хордовых является:
а. Наличие сердца;
б. Центральная нервная система в виде трубки;
в. Жаберное дыхание;
г. Легочное дыхание.
40. Сложное костное образование пряжка имеется у представителей класса:
а. Птицы;
б. Костные рыбы;
в. Земноводные;
г. Пресмыкающиеся.
41. Мочевой пузырь отсутствует у:
а. Земноводных;
б. Птиц;
в. Пресмыкающихся;
г. Млекопитающих.
42. В крови здорового человека содержится наименьшее количество следующих форменных элементов:
а. Эритроцитов;
б. Лейкоцитов;
в. Тромбоцитов;
г. Количество видов форменных элементов в крови человека различается незначительно.
43. Функции носителей наследственной информации выполняют:
а. Белки;
б. Жиры;
в. Углеводы;
г. Нуклеиновые кислоты.
44. Из органических веществ клетки, только для белков характерна функция:
а. Защитная;
б. Строительная;
в. Энергетическая;
г. Ферментативная.
45. Физиологические растворы хлорида натрия (поваренной соли) могут применяться в качестве средства для коррекции состояния при обезвоживания организма, для растворения некоторых лекарственных препаратов и др. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор:
а. Сморщиваются;
б. Набухают и слипаются;
в. Слипаются друг с другом;
г. Остаются без внешних изменений.
46. Характерным признаком эпителиальной ткани является:
а. Наличие в ней кровеносных сосудов и нервных окончаний;
б. Быстрая регенерация поврежденных клеток;
в. Наличие плотной клеточной оболочки;
г. Развитие из эктодермы.
47. Какой из вариантов перелома трубчатой кости может привести к артериальному кровотечению?
а. Трещина;
б. Перелом без смещения;
в. Перелом с осколками;
г. Осколочный перелом со смещением осколков.
48. Человеческий инсулин, необходимый для лечения больных сахарным диабетом, сейчас производят в промышленных масштабах при помощи бактерии Escherichia coli. Этого удалось добиться, применив метод:
а. Искусственного мутагенеза;
б. Клеточной гибридизации;
в. Генной инженерии;
г. Клонирования.
49. Наиболее быстро развиваются в крупных промышленных городах болезни:
а. Желудочно-кишечного тракта;
б. Верхних дыхательных путей;
в. Кожи;
г. Опорно-двигательного аппарата.
50. Количество костей при рождении человека составляет 270 шт. В процессе взросления оно сокращается до 205-207. Это явление связано с тем, что в процессе взросления некоторые кости человека:
а. Срастаются;
б. Редуцируются;
в. Разделяются на несколько костей;
г. Количество костей уменьшается из-за того, что у людей выпадают зубы.
ЗАДАНИЕ № 2.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.
Максимальное количество баллов - 30
(по 2 балла за каждое тестовое задание).
К характерным признакам семейства бобовые относятся:
На корнях развиваются клубеньки;
Только травянистые растения;
Венчик цветка состоит из паруса, весла и лодочки;
Плод – стручок или стручочек;
Плод – боб.
а. 1,3,5; б. 2,5; в. 3,4,5; г. 2,3,4.
Органами, служащими для вегетативного размножения растений, являются:
Семя.
Клубень.
Корневище.
Плод.
а. 1, 4; б. 2, 4; в. 2, 3; г. 1, 3.
3. Растения хвоща полевого (Equisetum arvense) могут иметь побеги:
1. Надземные фотосинтезирующие.
2. Надземные спороносные, лишенные зелёной окраски.
3. Подземные клубневидные.
4. Подземные длиннокорневищные.
а. Только 1, 3; б. Только 1, 2, 3; в. Только 2, 3, 4; г. 1, 2, 3, 4.
4. В семенах растений могут запасаться:
1. Белки.
2. ДНК.
3. Крахмал.
4. Глюкоза.
5. Жиры.
а. 1, 2, 5; б. 1, 2, 4; в. 2, 4, 5; г. 1, 3, 5.
5. Среди перечисленных растений гаплоидный эндосперм имеют:
1. Ель;
2. Томат;
3. Сосна;
4. Рожь;
5. Тюльпан.
а. 4,5; б. 2,4,5; в. 2,5; г.1,3.
6. Жаберный тип дыхания могут использовать некоторые:
Плоские черви.
Круглые черви.
Кольчатые черви.
Моллюски.
а. 1, 4; б. 3, 4; в. 2, 3; г. 1, 3.
7. Сходство клеток животных и бактерий в том, что они имеют:
1. Оформленное ядро.
2. Цитоплазму.
3. Митохондрии.
4. Плазматическую мембрану.
5. Рибосомы.
а. 1,2, 5; б. 1, 3, 4; в. 2, 4, 5; г. 1,2.
8. Симметрия тела, характерная для животных:
1. Радиальная (лучевая) симметрия.
2. Асимметрия.
3. Двусторонняя.
4. Поступательная.
5. Сферическая.
а. 1,2,3; б. 3,5; в. Все, кроме 5; г. 1,2,3,4,5.
9. Животные НЕ питаются:
1. Автотрофно.
2. Гетеротрофно.
3. В процессе фотосинтеза.
4. В процессе хемосинтеза.
5. Только сапротрофно.
а. Только 2; б.1,3,4,5; в. 2,5; г. 1,3.
10. Выберите верные утверждения:
1. Высшим ракообразным характерно различное строение конечностей, в зависимости от функции и головогрудь;
2. Развитие многощетинковых червей происходит путем ароморфоза;
существуют свободноживущие формы ленточных червей;
3. Кораллы раздельнополые животные;
4. Малярию могут разносить слепни.
а. 1,2,3; б.1,3,5; в. 1,2,4; г. 3,4,5.
11. Характерными особенностями ракообразных являются:
1. Дыхание жабрами с созданием динамичного тока воды;
2. Две пары антенн;
3. Каждый сегмент тела образован слиянием двух исходных;
4. Способностью выделять едкие вещества;
5. Личинка – науплиус.
а. 1,2,5; б. 1,2,3,4,5; в. 1,3,4; г. 2,4,5.
12. Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны:
1. Приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха.
2. Выработать механизмы защиты от высыхания.
3. Приспособиться к возросшей силе тяжести.
4. Изменить характер передвижения.
5. Усложнить органы чувств.
а. Только 1,2; б. Только 2,3,4; в. Только 2,4,5;
г. Только 1,3,4,5; д. 1,2,3,4,5.
13. Ферменты – это биологические макромолекулы, которые:
Содержатся только в ядрах клеток.
Постоянно присутствуют в клетках.
Катализируют биохимические реакции.
Содержатся только в цитоплазме клеток.
Находятся преимущественно в рибосомах.
а. 1,4; б.1,5; в. 2,3; г.2,5; д. 3,5.
14. Характерные особенности лимфы:
1. Разновидность соединительной ткани;
2. Образуется из плазмы крови;
3. Возвращает в кровь белки, воду, соли;
4. Способна образовывать тромбы;
5. Повышено содержание антител и фагоцитов.
а. Только 2; б. 1,3,4,5; в. 2,5; г.1,3.
15. Глотательный рефлекс может быть охарактеризован как:
1. Пищевой;
2. Защитный;
3. Безусловный;
4. Врожденный;
5. Приобретенный.
а. Только 1,4; б. Только 2,5; в. 1,2,4; г.1,3,4; д. 2,4,5.
ЗАДАНИЕ № 3.
Вам предлагают тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».
Максимальное количество баллов– 30 баллов.
Среди голосеменных часто встречаются травянистые растения.
Морковь является двулетним растением.
Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции, так как в их цикле развития преобладает спорофит.
Образовательной тканью растений является верхушечная меристема и камбий.
Развитие из семени – общий признак голосеменных и покрытосеменных растений.
В природе для одуванчика более характерно вегетативное размножение, чем половое.
У семенных растений отсутствуют жгутиковые клетки.
В пресных водоемах можно встретить представителей мохообразных, папоротникообразных и голосеменных растений.
Цианобактерии отличаются от других групп бактерий способностью существовать в среде без кислорода.
Представители царства Грибы могут размножаться всеми известными способами.
Эвглена зеленая способна к фагоцитозу.
Кишечнополостные по способу питания являются фильтраторами.
Организмы, которые способны к фотосинтезу и питаются готовыми органическими веществами, называют миксотрофами.
Как и у всех червей у бабочек отсутствуют ходильные конечности.
Скаты и акулы являются исключительно морскими рыбами.
У головоногих моллюсков отсутствует личиночная стадия развития.
Конечности насекомых состоят из четырех отделов.
У Костных рыб артериальная кровь движется прямо от органов дыхания к тканям тела, не проходя предварительно через сердце.
Температура тела рыбы не зависит от температуры окружающей среды.
Скелет пресмыкающихся приспособлен к жизни на суше в большей степени, чем у земноводных.
По сосудам у позвоночных животных движется вода с растворенными в ней веществами.
Многообразие размеров и форм клеток организма человека можно объяснить спецификой выполняемых ими функций в многоклеточном организме.
Гистологическое изучение тканей млекопитающих животных позволяет утверждать, что для соединительных тканей характерно минимальное количество межклеточного вещества.
Пробка относится к образовательной ткани.
В дыхательных путях происходит согревание воздуха, так они содержат железы, выделяющие слизь.
Рибосомы имеются в клетках всех живых организмов.
Яркую окраску имеют насекомые, хорошо защищенные от хищников.
Нервная система позвоночных животных формируется из того же зародышевого листка, что и эпидермис.
У жителей высокогорья кровь более вязкая, чем у жителей равнин.
Постоянная температура тела у высших позвоночных поддерживается за счет высокого уровня метаболизма.
ЗАДАНИЕ № 4.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями.
Максимальное количество баллов – 26,5.
№ 1. Установите соответствие между растениями (1-6) и соответствующими им систематическими группами (А-Е). Ответы внесите в матрицу ответов.
Максимальное количество баллов – 3.

Систематическая группа | Растения |
А | Отдел Мхи | 1 | |
Б | Отдел бурые водоросли | 2 | |
В | Отдел Голосеменные | 3 | |
Г | Отдел Эвгленовые | 4 | |
Д | Отдел Папоротники | 5 | |
Е | Отдел Зеленые водоросли | 6 | |
№ 2. На рисунках изображены видоизменения побегов. Соотнесите рисунки (А-Д) со списком видоизменений (1-2). Ответы внесите в матрицу.
Максимальное количество баллов – 2,5.

Рисунок | Видоизменный побег |
А | | 1 | Луковица |
Б | | 2 | Ус |
В | | 3 | Корневище |
Г | | 4 | Клубнелуковица |
Д | | 5 | Колючка |
№ 3. Установите соответствие между одноклеточными организмами (А-В) и особенностями их строения (1-10). Ответы внесите в матрицу ответов.
Максимальное количество баллов - 5.
Одноклеточные организмы | Особенности строения |
А | Инфузория-туфелька | 1 | Содержит особый пигмент - хлорофилл |
Б | Хламидомонада | 2 | Ядерное вещество расположено в цитоплазме |
В | Клубеньковая бактерия | 3 | Сократительная вакуоль с приводящими каналами участвует в удалении излишков воды |
| | 4 | Споры отличаются высокой жизнестойкостью и хорошо переносят неблагоприятные условия |
| | 5 | В передвижении участвуют реснички |
| | 6 | Является симбиотическим организмом |
| | 7 | Жгутики выполняют функцию передвижения |
| | 8 | Питательные вещества расщепляются в пищеварительной вакуоли |
| | 9 | Светочувствительный глазок необходим для перемещения в освещенные места |
| | 10 | Половой процесс сопровождается обменом малыми ядрами |
№ 4.Установите соответствия между животными (А-Г) и особенностями строения (1-10), для которого они характерны. Ответы внесите в матрицу.
Максимальное количество баллов - 5.
Животные | Особенности строения |
А | Белая планария | 1 | Трехкамерное сердце |
Б | Паук-крестовик | 2 | Замкнутый двуветвистый кишечник |
В | Озерная лягушка | 3 | Четыре пары простых глаз |
Г | Лошадь Пржевальского | 4 | Гермафродиты |
| | 5 | Теплокровные животные |
| | 6 | Имеется туловищный отдел позвоночника |
| | 7 | Пищеварение происходит внутри организма и вне его |
| | 8 | Орган слуха представлен средним и внутренним ухом |
| | 9 | Нервная система узлового типа |
| | 10 | Зубы дифференцированные |
№ 5. Установите соответствие между особенностью (А-Е) и видом ткани (1-6), для которого она характерна. Ответы внесите в матрицу.
Максимальное количество баллов - 3.
Особенность | Вид ткани |
А | Осуществляет перистальтику желудка | 1 | Гладкая мышечная ткань |
Б | Функциональной единицей является мотонейрон | 2 | Поперечно-полосатая мышечная |
В | В дыхательных путях удаляет микробы и пыль | 3 | Ресничный эпителий |
Г | Клетки секретируют гормоны | 4 | Железистая эпителиальная |
Д | Управляет всеми процессами в организме | 5 | Соединительная |
Е | Межклеточное вещество хорошо развито | 6 | Нервная |
№ 6. Найдите к каждому из растений соответствующие цветки, их диаграмму и плод.
Дайте название семейства. Соответствующие цифры внесите в матрицу ответов.
Максимальное количество баллов – 8.
