СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по биологии. 9 класс. задания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

олипиадные задания по биологии для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по биологии. 9 класс. задания»

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2017-2018 учебный год.

Муниципальный этап

9 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 40 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Ботаническая наука, изучающая мхи, называется

а) альгология;

б) бриология;

в) лихенология;

г) птеридология.

2. Самое большое количество видов включает класс

а) Насекомые

б) Хрящевые рыбы

в) Земноводные

г) Птицы

3. Отличие зерновки от семянки -

а) сухой плод;

б) околоплодник кожистый;

в) плод не вскрывается после созревания;

г) околоплодник срастается, с кожурой семени.

4. Главное отличие бактериальной клетки от клеток других организмов:

а) наличие одного или нескольких жгутиков;

б) отсутствие оформленного ядра;

в) наличие клеточной мембраны (стенки);

г) постоянная форма.

5. Чтобы предотвратить порчу продуктов питания под действием бактерий, необходимо:

а) исключить попадание на продукты спор бактерий;

б) обеспечить неблагоприятные условия для жизни этих организмов;

в) предотвратить попадание на продукты прямых солнечных лучей;

г) ограничить доступ воздуха к продуктам.

6. Гриб пыльная головня поселяется на:

а) листьях злака;

б) стебле злака;

в) корнях злака;

г) соцветии злака.

7. Сапротрофные бактерии осуществляют:

а) хемосинтез;

б) брожение;

в) хемосинтез, фотосинтез;

г) гниение, брожение.

8. Гриб лишайника получает от водоросли:

а) воду;

б) минеральные соли;

в) органические вещества;

г) воздух.

9. Орех — это плод:

а) сухой, односемянный, с кожистым околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой;

б) сухой, односемянный, с кожистым околоплодником, срастающимся с семенной кожурой;

в) сухой, односемянный, с деревянистым околоплодником;

г) сухой, односемянный, с пленчатым околоплодником, срастающимся с семенной кожурой.

10. Основная функция палисадной ткани листа — осуществление:

а) газообмена;

б) транспирации;

в) фотосинтеза;

г) накопления воды.

11. Пробку относят к ткани:

а) проводящей;

б) покровной;

в) образовательной;

г) запасающей.

12. Клубень картофеля на самом раннем этапе своего развития является:

а) плодом;

б) побегом;

в) корнеплодом;

г) верхушкой бокового корня.

13. Растение со следующими признаками: 5 сросшихся в основании чашелистиков, 5 свободных лепестков, много тычинок и верхний гинецей, состоящий из 5 сросшихся плодолистиков, — принадлежит к семейству:

а) Пасленовые;

б) Розоцветные;

в) Крестоцветные;

г) Лютиковые.

14. К двудомным растениям относят:

а) тополь и лещину;

б) лещину и березу;

в) березу и облепиху;

г) облепиху и тополь.

15. Систематическая категория, в которую объединяют классы растений:

а) отряд;

б) тип;

в) отдел;

г) царство.

16. Кочан, который образуется у большинства форм и сортов культурной капусты, представляет собой пример метаморфоза:

а) корня;

б) стебля;

в) листьев;

г) почки.

17. Только для животных характерен процесс:

а) образования на свету органических веществ из неорганических;

б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;

в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;

г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.

18. Размножение инфузории туфельки может происходить в результате:

а) только простого деления;

б) только конъюгации;

в) деления и конъюгации;

г) копуляции, сопровождающейся слиянием гамет.

19. Правильное чередование полового и бесполого размножения наблюдается у:

а) раковинных амеб;

б) радиолярий;

в) фораминифер;

г) солнечников.

20. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей

появилась:

а) пищеварительная система;

б) выделительная система;

в) кровеносная система;

г) нервная система.

21. Наружный скелет членистоногих представлен:

а) кожно-мускульным мешком;

б) хитиновым покровом;

в) известковой раковиной;

г) поперечно-полосатой мускулатурой.

22. Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:

а) сонную болезнь;

б) восточную язву;

в) малярию;

г) кокцидиоз.

23. Регенерация у полипов происходит благодаря делению:

а) кожно-мускульных клеток;

б) нервных клеток;

в) промежуточных клеток;

г) мезоглеи.

24. У свободноживущих плоских червей (Turbellaria) пищеварительная система:

а) замкнутая в виде полости;

б) сквозная в виде трубчатой кишки;

в) замкнутая в виде разветвленной кишки;

г) отсутствует.

25. Органами передвижения у многощетинковых червей (класс Polychaeta) являются:

а) параподии;

б) сложные членистые конечности;

в) амбулакральные ножки;

г) мускулистые щупальца.

26. У аскариды:

а) нет полости тела;

б) полость тела заполнена жидкостью;

в) полость тела заполнена паренхимой;

г) полость тела представлена клетками эндодермы.

27. Кровеносная система у нематод:

а) замкнутая;

б) частично замкнутая;

в) незамкнутая;

г) отсутствует.

28. Органами зрения у пауков являются:

а) 1 пара фасеточных глаз;

б) 4 пары простых глаз;

в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;

г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз.

29. Среди куриных птиц (Galliformes) к перелетным относится:

а) белая куропатка;

б) перепел;

в) фазан;

г) рябчик.

30. Бивни слона - это:

а) видоизмененные резцы;

б) видоизмененные клыки;

в) видоизмененные коренные зубы;

г) совершенно особое образование, не имеющее отношения к зубной системе.

31. Лопатка имеет соединение с:

а) ребрами;

б) грудиной;

в) позвонками;

г) ключицей.

32. Изучением работоспособности и утомления мышц занимался:

а) И. П. Павлов;

б) А. А. Ухтомский;

в) И. М. Сеченов;

г) И. И. Мечников.

33. Продолжительность жизни эритроцита составляет примерно:

а) 4 дня;

б) 4 недели;

в) 4 месяца;

г) 4 года.

34. Венозная кровь выходит из сердца через:

а) аорту;

б) легочную артерию;

в) полые вены;

г) легочные вены.

35. Всасывание питательных веществ в кровь осуществляется в:

а) желудке;

б) тонком кишечнике;

в) толстом кишечнике;

г) печени.

36. Первичная моча здорового человека содержит:

а) воду;

б) полипептиды;

в) лимфоциты;

г) верны все ответы.

37. Кости крыши черепа относятся к костям:

а) воздухоносным;

б) губчатым;

в) плоским;

г) трубчатым.

38. Центры слюноотделения находятся в:

а) среднем мозге;

б) мозжечке;

в) промежуточном мозге;

г) продолговатом мозге.

39. Задний мозг состоит из:

а) продолговатого мозга и мозжечка;

б) мозжечка, моста и продолговатого мозга;

в) продолговатого мозга и ядер мозжечка;

г) моста и продолговатого мозга.

40. При передаче звуковых сигналов различные структуры уха колеблются в следующем порядке:

а) наковальня, барабанная перепонка, молоточек, стремя, овальное окно, жидкость во внутреннем ухе;

б) стремя, наковальня, молоточек, барабанная перепонка, овальное окно, жидкость во внутреннем ухе;

в) барабанная перепонка, наковальня, молоточек, стремя, овальное окно, жидкость во внутреннем ухе;

г) барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремя, овальное окно, жидкость во внутреннем ухе.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Выберите основные меры профилактики заболеваний человека, вызываемых грибами:

1) избегать беспорядочных половых связей;

2) не пить некипяченую воду из открытых источников;

3) не брать чужие вещи;

4) соблюдать правила личной гигиены;

5) тщательно мыть овощи и фрукты перед едой;

6) стараться не ходить босиком вне дома.

а) только 1,3;

б) 1,3,4,6;

в) 1,2, 3,6;

г) 2,5,6.

2.Из перечисленных характеристик плода, выберите, те что характеризуют плод СЕМЯНКА:

1) сухой;

2) многосемянный;

3) односемянный;

4) с деревянистым околоплодником;

5) с кожистым околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой;

6) с пленчатым околоплодником, сросшимся с семенной кожурой.

а) только 2, 5,

б) 2,5,6,

в) 1,3,5,

г) 1, 3,5,6

3. Из перечисленных особенностей строения бактерий, выберите, те, которые обеспечивают термофилам способность к выживанию при температурах, достигающих 80 °С:

1) термостабильность белков;

2) маленький размер;

3) анаэробный тип дыхания;

4) наличие жгутиков;

5) особый состав клеточной мембраны;

6) крупный размер.

а) только 1,5,

б) 2,4,6,

в) 1,3,5, 6,

г) 3,4,5

4. Из животных, изображенных ниже, выберите тех, для которых характерно наличие замкнутой кровеносной системы:

1)

2)

3)


4)

5)


6)

а) 3,4,6

б) только 4,6;

в) 2,3,5,6

г) 1,3,6

5. Из всех перечисленных ниже заболеваний человека, выберите болезни, вызываемые жгутиконосцами:

1) малярия;

2) сонная болезнь;

3) лямблиоз;

4) дизентерийный амебиаз;

5) пендинская язва;

6) брюшной тиф.

а) 1,2,3;

б) 2,3,5;

в) 1,4,5,6

г) только 2,3;

6. Из пересиленных гормонов человека, выберите половые (мужские и женские):

1) тестостерон;

2) адреналин;

3) глюкагон;

4) инсулин;

5) эстроген;

6) кортизол.

а) 1,2,3;

б) 2,3,5;

в) 1,4,5,6

г) только 1,5;

7. В разработку клеточной теории внесли вклад следующие ученые:

1) Р. Вирхов;

2) Э. Геккель;

3) Т. Шванн;

4) М. Шлейден;

5) К. Линней;

6) В.И. Вернадский.

а) 1,2,5,6

б) 1,3,4

в) только 3,4

г) 3,4,5

8. Отличительными осбенностями клетки прокариот являются:

1) ДНК не образует комплексов с белками;

2) Цитоплазма клетки поделена на компартменты;

3) кольцевая ДНК;

4) ДНК образует комплексы с белками

5) ДНК погружена в цитоплазму и не окружена оболочкой;

а) 1,3,5

б) 1, 2, 3

в) 2,4,5;

г) только 2,5

9. К статическим показателям популяции относят:

1) численность;

2) рождаемость;

3) плотность;

4) смертность;

5) темпы роста.

а) 1,3,5

б) 1, 2, 3

в) 2,4,5;

г) только 1,3

10. Выберите из предложенных животных выберите тех, которые могут составить единую пищевую цепь:

1) семена ели;

2) полевой жаворонок;

3) обыкновенная жаба;

4) хохлатая синица;

5) хорь;

6) ястреб- перепелятник.

а) 1,3,5,6

б) 1, 2, 3

в) 1,4,6;

г) только 1,5

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

  1. Первыми организмами на Земле были эукариоты.

  2. Вирусы – одноклеточные организмы, которые являются возбудителями многих инфекционных заболеваний.

  3. Лист – вегетативный орган высших растений, образующийся на стебле, имеющий двустороннюю симметрию и ограниченный рост.

  4. Шляпочные грибы размножаются с помощью семян.

  5. Цветок – генеративный орган, характерный только для покрытосеменных растений.

  6. К кишечнополостным относятся бычий и свиной цепень, аскарида и другие животные.

  7. Тело круглых червей нечленистое, округлое в поперечном сечении.

  8. Класс Ракообразные является самым многочисленным классом типа Членистоногие.

  9. Нервная система делится на центральную и вегетативную.

  10. Кровь – жидкая соединительная ткань, которая циркулирует в замкнутой системе кровеносных сосудов.

  11. В состав клеток всех организмов входят сложные органические вещества.

  12. В результате фотосинтеза в атмосфере появился кислород и сформировался озоновый слой Земли.

  13. Приспособленность организмов к среде обитания – это результат эволюции.

  14. Использованием микроорганизмов для получения витаминов, антибиотиков занимается цитология.

  15. Сукцессия – область распространения жизни, включающая организмы и среду их обитания.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 11. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. [макс. 3 балла] Установите соответствие между животными, приведёнными на картинке (1–6) и продуктами их выделения (А – В):

Организмы:

1)

2)



3)



4)

5)

6)




Продукты выделения:

А. аммиак;

Б. мочевина;

В. мочевая кислота;

2. [макс. 4 балла] На рисунке изображено схематическое строение пищеварительной системы человека Установите соответствие между указанными процессами пищеварения (1-8) и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают (А-Г):

 

Отделы пищеварительной системы

Выполняемые функции




1) Измельчение пищи, формирование пищевого комка

2) всасывание основной части воды

3) расщепление белков и некоторых видов жиров

4) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

5) расщепление клетчатки

6) завершение расщепления белков, углеводов, жиров

7) обработка пищевой массы желчью

8) Расщепление крахмала до сахаров


3. [мах. 4 балла] Установите соответствие между животными, изображенными на рисунке (1 – 8) и ролью, которую они выполняют в пищевой сети экосистемы (А – В). Ответ занесите в таблицу в бланке:

Роль в пищевой сети экосистемы:

А) продуценты;

Б) консументы 1 порядка;

В) консументы 2 порядка;