СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по экологии 9 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

олимпиадные задания по экологии для 9 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по экологии 9 класс»

4



9 КЛАСС экология

ЗАДАНИЕ 1. Задание включает несколько вопросов, к каждому из которых предложено шесть вариантов ответа. На каждый вопрос выберите два ответа, которые считаете наиболее полными и правильными. Около выбранных вариантов ответа следует ставить знак "+ (плюс)". ВНИМАНИЕ! Балл за ответ начисляется только, когда выбраны оба правильных ответа.


  1. Из нижеперечисленных пар выберите те, для которых характерны мутуалистические отношения:

а) ушастая сова и лесная мышь;

б) щука и таймень;

в) человек и его кишечная микрофлора;

г) человек и человеческая аскарида;

д) муравьи и тли;

е) дождевые черви и многоножки.


  1. Какие из перечисленных групп животных характеризуются пойкилотермией:

а) рыбы, земноводные и пресмыкающиеся;

б) птицы;

в) млекопитающие;

г) яйцекладущие и сумчатые млекопитающие;

д) все позвоночные;

е) все беспозвоночные.

  1. К экологической группе гидробионтов принадлежат:

а) личинки ручейников;

б) личинки слепней;

в) личинки мясных мух;

г) личинки комаров;

д) личинки божьих коровок;

е) личинки короедов.


  1. Какие из перечисленных организмов относятся к консументам 2-го порядка:

а) бабочка Махаон;

б) обыкновенная стрекоза;

в) паук крестовик;

г) дождевой червь;

д) медоносная пчела;

е) рыжий таракан.


  1. Для оценки уровня загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах в качестве биоиндикаторов обычно изучают:

а) лишайники;

б) ряску тройчатую;

в) крапиву двудомную;

г) сосну сибирскую;

д) тополь пирамидальный;

е) березу повислую.


  1. В Республике Алтай к особо охраняемым природным территориям (ООПТ) федерального значения относятся:

а) Шавлинский заказник;

б) Сумультинский заказник;

в) Алтайский заповедник;

г) Катунский заповедник;

д) природный парк Ак-Чолушпа;

е) природный парк Белуха.


  1. На территории Республики Алтай в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО включены:

а) Чуйская степь;

б) Телецкое озеро;

в) пещера Тут-Куш;

г) река Катунь;

д) гора Белуха;

е) петроглифы урочища Калбак-Таш.


  1. Кто из млекопитающих, обитающих в горах Алтая, находится под охраной Красной книги Республики Алтай:

а) манул;

б) все виды летучих мышей;

в) соболь;

г) рысь;

д) серый сурок;

е) барсук.


ЗАДАНИЕ 2. Задание включает несколько утверждений, каждое из которых необходимо оценить на правильность (подчеркнуть ДА или НЕТ) и обязательно обосновать свою точку зрения. ВНИМАНИЕ! В этом задании ответы без обоснований не оцениваются!


  1. Интродукция (преднамеренное или случайное расселение животных и растений за пределы их естественного ареала в результате человеческой деятельности) представляет собой абсолютно безвредный процесс.

ДА НЕТ








  1. В зооценозе березового леса наибольшая часть биомассы приходится на березу.

ДА НЕТ








  1. Если наблюдается стабильный рост финансового и промышленного капитала, увеличение валового внутреннего продукта, и как следствие, рост благосостояния людей, то это устойчивое развитие.

ДА НЕТ







  1. На современном этапе эволюции роль бактерий в биосферных процессах ничтожно мала.

ДА НЕТ






  1. Российская Федерация занимает первое место в мире по количеству выбрасываемых в атмосферу парниковых газов.

ДА НЕТ






ЗАДАНИЕ 3.

Задание состоит из нескольких задач. Каждая задача содержит один правильный и три неправильных (ошибочных или неполных) ответа. Вы должны обосновать выбор правильного ответа и отказ от каждого из ошибочных вариантов ответа отдельно. Текст обязательно следует разбить на четыре коротких абзаца – по числу проанализированных вариантов ответа. Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный), потому что [далее следует обоснование]». ВНИМАНИЕ! В этом задании ответы без обоснований не оцениваются!


1. В летний период острый недостаток кислорода может ощущаться в водоемах:

а) с большой плотностью зелёных водорослей;

б) сильно заселённых бурыми водорослями;

в) с быстрым постоянным поверхностным течением;

г) сильно заселённых бактериями и зоопланктоном.

Ответ а



Ответ б



Ответ в



Ответ г





2. В ходе сукцессионного процесса сообщества претерпевают ряд стадий развития от пионерного до климаксового, или коренного. Характерной особенностью климаксового сообщества является:

а) максимальная степень замкнутости биологического круговорота;

б) максимальная продуктивность сообщества;

в) максимальное количество видов в сообществе;

г) максимальное содержание гумуса.

Ответ а




Ответ б




Ответ в





Ответ г




3. Закон толерантности Шелфорда характеризует:

а) зависимость размеров тела теплокровных животных от температурных условий обитания;

б) степень выносливости организма (вида, подвида) к факторам среды;

в) зависимость урожая растений от наличия питательных веществ в почве;

г) зависимость показателей разнообразия сообществ от рельефа территории

Ответ а



Ответ б



Ответ в



Ответ г