СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Омонимы урок русского языка 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Омонимы урок русского языка 5 класс»

«Создаём» термины   «homos – одинаковый» + « onyma » - имя  = ОМОНИМЫ Слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но при этом имеют разные лексические значения.

«Создаём» термины

«homos – одинаковый» + « onyma » - имя

=

ОМОНИМЫ

Слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но при этом имеют разные лексические значения.

Выберите слово, которым называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник.

Выберите слово, которым называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник.

Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой трубой: жарить, кушать или варить?

Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой трубой: жарить, кушать или варить?

Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой-либо деятельностью: конек, собачка или кошечка ?

Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой-либо деятельностью: конек, собачка или кошечка ?

 Упр. 355. Выпишите словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что они обозначают.  Скосил траву – скосил глаза Косяк лошадей – косяк двери Заплетала косу – точил косу – на песчаную косу

Упр. 355. Выпишите словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что они обозначают.

  • Скосил траву – скосил глаза
  • Косяк лошадей – косяк двери
  • Заплетала косу – точил косу – на песчаную косу
Сравните слова за ́ мок – замо ́ к компания – кампания мой (портфель) – мой (пол)  Почему эти пары слов нельзя назвать омонимами?

Сравните слова

за ́ мок – замо ́ к

компания – кампания

мой (портфель) – мой (пол)

Почему эти пары слов нельзя назвать омонимами?

«Создаём» термины з а мок – зам о к  одинаково пишутся  «homos – одинаковый» «grapho — пишу» «homos » «grapho » омо графы омографы

«Создаём» термины

з а мок – зам о к

одинаково пишутся

«homos – одинаковый»

«grapho — пишу»

«homos » «grapho »

омо

графы

омографы

«Создаём» термины к о мпания – к а мпания одинаково произносятся  «homos – одинаковый» «phone – звук» «homos » «phone » омо фоны омофоны

«Создаём» термины

к о мпания – к а мпания

одинаково произносятся

«homos – одинаковый»

«phone – звук»

«homos » «phone »

омо

фоны

омофоны

«Создаём» термины мой (портфель) – мой (пол) совпали только в одной форме  «homos – одинаковый» форма омоформы

«Создаём» термины

мой (портфель) – мой (пол)

совпали только в одной форме

«homos – одинаковый»

форма

омоформы

Прочитайте стихотворения. Выпишите: 1) омофоны, 2) омографы, 3) омоформы Кумушки Серая ворона  Чёрного ворона  Утром ругала, присев на сучок.  Новость о том разнесли во все стороны  Сплетницы-кумушки —  Сорок сорок. Рыбачка Вместо озера – пруд. Вместо удочки – прут. Так и знайте: сама Я поймаю сома!.. Петя мечтает ...Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло – Хорошо бы это было! 1) омофоны: пруд – прут, сама – сома; 2) омографы: воро́на – во́рона; 3) омоформы: мыло (сущ.) – мыло (глаг.), сорок (числ.) – сорок (сущ.).

Прочитайте стихотворения.

Выпишите: 1) омофоны, 2) омографы, 3) омоформы

Кумушки

Серая ворона Чёрного ворона Утром ругала, присев на сучок. Новость о том разнесли во все стороны Сплетницы-кумушки — Сорок сорок.

Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!..

Петя мечтает

...Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было!

1) омофоны: пруд – прут, сама – сома;

2) омографы: воро́на – во́рона;

3) омоформы: мыло (сущ.) – мыло (глаг.), сорок (числ.) – сорок (сущ.).

Какие цели ставили на уроке? Удалось ли их достичь? Составьте схему по теме «Омонимы». ОМОНИМЫ общее различное часть речи лексическое значение написание произношение ВИДЫ ОМОНИМИИ ОМОФОНЫ ОМОФОРМЫ ОМОГРАФЫ одинаково произносятся совпадают в одной форме одинаково пишутся
  • Какие цели ставили на уроке? Удалось ли их достичь?
  • Составьте схему по теме «Омонимы».

ОМОНИМЫ

общее

различное

часть речи

лексическое значение

написание

произношение

ВИДЫ ОМОНИМИИ

ОМОФОНЫ

ОМОФОРМЫ

ОМОГРАФЫ

одинаково произносятся

совпадают в одной форме

одинаково пишутся