СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Онтогенез речевой деятельности 2

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ, ПРЕДДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ЭТАПАХ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ, СПЕЦИФИКА ДОСЛОВЕСНОГО ПЕРИОДА УСВОЕНИЯ РЕЧИ и многое др.

Просмотр содержимого документа
«Онтогенез речевой деятельности 2»

ВОПРОС 11 ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ, ПРЕДДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ЭТАПАХ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или «стадий».

1-й — подготовительный (с момента рождения — до года);

2-й — преддошкольный (от года до 3 лет);

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка. подразделяется на три основных этапа:

1) доречевой этап (первый год жизни), в котором выделяются периоды гуления и лепета, 2) этап первичного освоения языка (дограмматический) – второй год жизни и 3) этап усвоения грамматики (третий год жизни). А.А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация – сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза.

Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком. Крик - первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

В полтора года объем словарного запаса детей составляет 30-50 слов, к концу второго года – не менее 80-100 слов, к трем годам – примерно 500-600 слов.

В преддошкольный период речевого развития у детей проявляются разнообразные фонетические нарушения: многие звуки родного языка они пропускают (не произносят совсем), переставляют, заменяют более простыми по артикуляции. Эти недостатки речи (определяемые понятием «физиологическая дислалия») объясняются возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, а также недостаточным уровнем развития фонематического восприятия (восприятия и дифференциации фонем).

К концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя при этом наиболее простые грамматические категории речи.

Дошкольный этап «речевого онтогенеза» характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи;

после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений; речевые высказывания уже строятся с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если, тот... который и т.д.):

В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, С переходом к дошкольному возрасту, появлением новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми происходит дифференциация функций и форм речи.

к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии и ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды).

В школьный период речевого развития продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается «без усилий», в психологии принято называть критическим периодом, поскольку за пределами этого периода ребёнок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению. Протяжённость критического периода разными исследователями определяется по-разному: наиболее часто выделяют два варианта – от рождения и до 9-11 лет или: от двух лет до периода полового созревания.


ВОПРОС 12 СПЕЦИФИКА ДОСЛОВЕСНОГО ПЕРИОДА УСВОЕНИЯ РЕЧИ


Становление речи у ребенка первого года жизни представляет собой

условно-рефлекторный процесс. Условные сигналы первой сигнальной

системы со всех анализаторов уже в раннем детстве опосредуются речевыми

звуками, словами, соединениями слов.

Для того чтобы ребенок стал

говорить, у него должны достигнуть определенного уровня развития как

речедвигательный и слухо-речевой анализаторы, так и органы артикуляции.

Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой период.

разделяется на четыре

этапа:

I этап (0-3 месяца) характеризуется развитием эмоционально-

выразительных реакций;

II этап (3-6 месяцев) - время появления голосовых реакций, гуления,

лепета;

III этап (6-10 месяцев) - начало развития понимания речи, активного

лепета;

IV этап (10-12 месяцев) - время появления первых слов

2. Специфика детского крика

Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик

ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более

модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем

самым средством коммуникации с окружающими.

До двух месяцев

голосовые выражения дифференцируются благодаря разным интонациям

голоса (крика, плача). В сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребенка .

Период гуления, его основные характеристики

Гуление представляет собой певучее произнесение цепочек гласных

звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласно-подобными звуками

[г, м].Гласно-подобные звуки гуления ближе всего к нейтральному [е] — звуку, при котором язык занимает срединное положение в полости рта. Согласно-подобные элементы обычно палатализованы, т. е. звучат мягко.

Звуки гуления, в отличие от крика - плача, всегда возникают на фоне

эмоционально положительного состояния, комфорта и не связаны с

органическими потребностями. Гуление — это своеобразная «игра» органов

артикуляционного аппарата, необходимая для его развития. До 3 мес.

голосовая активность не зависит от работы слухового анализатора. После 3

мес. произношение осуществляется под контролем слуха. Ребёнок проявляет интерес к собственным вокализациям, прислушиваясь и повторяя их

(феномен аутоэхолалии).

Расцвет гуления падает на 4—6 месяцы жизни.

При нормальном развитии ребенка «гуление» в 6—7 месяцев

постепенно переходит в лепет. В это время дети произносят слоги типа ба-ба,

дя-дя, де-да и т. д., соотнося их с определенными окружающими людьми. В

процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать

интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды

слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается

повторить за взрослыми.

ВОПРОС 13 ЯВЛЕНИЕ ЭХОЛАЛИИ И АУТОЭХОЛАЛИИ

Лепет (по В. И. Бельтюкову) является врожденным

процессом, то есть результатом известных исторически накопленных.

речедвигательных реакций человека, переданных ребенку по наследству, и

состоит из трех этапов: I этап - переданная по наследству программа

артикуляционных движении реализуется независимо от слуха ребенка в виде

гуления, лепета; II этап - в лепет включаются механизмы аутоэхолалии; III

этап - в лепет включаются механизмы эхолалии.

Физиологическая эхолалия, проявляющаяся в повторении слогов, а

затем и слов, предшествуют пониманию слов и их произнесению.


Аутоэхолалия (autoecholalia; ауто- + эхолалия) — многократное однообразное повторение ребенком отдельных слов или предложений своей речи.


Немедленная эхолалия

Немедленная эхолалия означает, что человек повторяет то, что он только что услышал. Например, родители говорят: «Пора мыться в ванной», ребенок может повторить: «Мыться в ванной

Отсроченная эхолалия

Отсроченная эхолалия – это повторение чужих фраз через продолжительный период времени, например, могло пройти несколько минут или целый год с того момента, как фраза была услышана. Эти фразы могут повторяться в любое время и в любом месте.

Существует три возможных причины для отсроченной эхолалии.

1. Самостимулирующее поведение

Отсроченная эхолалия иногда является самостимулирующим поведением, чья единственная цель – удовольствие говорящего.





2. Коммуникация настроения

отсроченная эхолалия часто является импрессионистским способом сообщить о своем настроении. Если мой сын произносит фразу: «Сегодня бассейн закрыт», это значит, что он разочарован, и эта фраза является его способом передать чувство разочарования.

3. Подведение итогов дня

Отсроченная эхолалия также может быть способом обработать воспоминания, которые не дают покоя. Мой сын раньше приходил из детского сада и повторял фразы и предложения, которые он услышал в течение дня: хорошее, плохое и ужасное.


Вопрос 15 СИМПТОМЫ РИСКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ НА РАННИХ СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА


Для предупреждения тяжёлых форм общего недоразвития речи в дошкольном возрасте важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им медико- педагогическая помощь. К группе риска относятся дети первых двух лет жизни, у которых имеется предрасположенность к появлению нарушений речевого развития, Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.

В целях предупреждения ОНР матери следует знать о влиянии эмоционального общения с ребёнком на становление его речи.

Для диагностики необходимо хорошо представлять основные закономерности довербального и раннего вербального развития. Выделяют следующие стадии развития ребенка от рождения до 18 месяцев.


Первая стадия, длящаяся от рождения до 8 недель (2 месяца), характеризуется рефлекторным криком и рефлекторными звуками. Звуки сопровождают в основном соматические реакции ребенка Оценка крика ребёнка имеет важное диагностическое значение. У детей с органическим поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем выявляются расстройства речи, крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскрикиваний, которые ребёнок обычно производит на вдохе, или может отсутствовать вообще.

Вторая стадия характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления и смеха. У детей с органическими поражениями центральной нервной системы крик обычно остаётся однообразным, без интонационной выразительности.

Начиная с 12 недель у большинства здоровых детей частота крика снижается, исчезают примитивные звуки кряхтения и т. п., появляется начальное гуление («гуканье»). Симптомами риска речевых нарушений у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы на этой стадии является отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления; однообразные, редкие и тихие звуки гуления, сопровождаемые хаотическими движениями в конечностях; отсутствие смеха; преобладание назализованных звуков крика.

Особая роль отводиться занятиям по активизации голосовых реакций, которое следует проводить через 20- 30 минут после пробуждения. Перед занятиями необходимо создать у ребенка эмоционально- положительный настрой.

Третья стадия характеризуется появлением лепета. К пяти- шести месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и язычных согласных с гласными ( бааа, мааа, тааа, лааа). представляющего собой повторное произнесение слогов под контролем слуха. Поэтому при врождённой глухоте у ребёнка может отмечаться начальная вокализация на стадии гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и отсутствие лепета.

Четвёртая стадия- расцвет лепета, или стадия канонической вокализации. Именно в этот период звуки лепета начинают напоминать по своим акустическим характеристикам звуки родного языка, и родители нередко смешивают их с началом собственно речевого развития.

Пятая стадия охватывает период от 9 до 18 месяцев.На этой стадии лепетные звуки отличаются большим разнообразием.

К началу этой стадии-к 8- 9 месяцам- происходят качественные изменения в психическом развитии ребенка: интенсивно формируется память-узнавание знакомой ребёнку ситуации, в связи с чем он живо реагирует на новую обстановку. При виде незнакомого человека ребёнок жмется к матери, отворачивается, время от времени с любопытством поглядывая на новое лицо. На этом этапе он крайне болезненно реагирует на разлуку с матерью. При этом стойкие реакции страха, протеста на незнакомую обстановку и новых людей особенно выражены у детей с поражениями центральной нервной системы, повышенной нервной возбудимостью, при врожденной детской нервности (невропатии), минимальной мозговой дисфункции. Стойкость подобных реакций может способствовать отставанию в развитии речи.

Ранняя диагностика речевого развития- основа эффективности лечебно- педагогических профилактических мероприятий.

ВОПРОС 16 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ ГУЛЕНИЯ

У всех нормально развивающихся детей существует определённая последова­тельность в освоении звуковой формы языка и начинается она с гуления.

Период гуления отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем – в 2-3 месяца ребенок проявляет голосовые реакции в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, блъ, у-гу, бу и т.д. Именно они позднее становятся основой для становления членораздель­ной речи. Гуление (по своим фонетическим характеристикам) у всех детей народов мира одинаково.

Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накорм­лен и здоров.

В большинстве случаев при первых проявлениях гуления его родители начинают разго­варивать с младенцем. Ребёнок подхватывает услышанные им звуки из речи взрослых и повторяет их. В свою очередь взрослый повторяет за ребенком его «речевые» реакции. Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию всё бо­лее сложных предречевых реакций ребенка

Уже к 6 месяцам звуки, произно­симые детьми, начинают напоминать звуки их родного языка

Через 2-3 месяца речевые проявления ребенка получают новое «качество». Появляется своеобразный эквивалент слова, а именно – замкнутая пос­ледова-тельность слогов, объединенная акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных орга­нов. Псевдослова не имеют еще предметной отнесен­ности (первой и основной составляющей значения полноценного слова) и служат исключительно для выражения той или иной «витальной» потребности или еще не полностью осознанного «оценочного» отношения к внешнему миру.



ВОПРОС 17 ФОНЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕПЕТА

При нормальном развитии ребенка «гуление» в 6-7 месяцев постепенно перехо­дит в лепет. В это время дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя. де-да и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подра­жать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается по­вторить за взрослыми.

В 8,5-9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с раз­нообразными интонациями. Но не у всех детей этот процесс одно­значен: при снижении слуховой функции гуление «затухает», и это нередко является диагностическим симптомом

В возрасте 10-12 месяцев ребёнок все существительные (которые являются практически единственной представленной в «грамматике» ребенка частью речи) употребляет в именительном падеже в единственном числе. Попытки связать два слова во фразу (Мама, дай!) появляются позднее (примерно в полтора года). Затем усва­ивается повелительное наклонение глаголов (Иди-иди! Дай-дай!).

«Приостановка» фонетического развития в этот период «речевого онтогенеза» (на срок в 3-4 ме­сяца) связана со значительным увеличением числа слов активного словаря и, что особенно важно, с появлением первых настоящих обоб­щений. В речи ребенка появляется языковой знак. Слово начинает выступать как структурная единица языка и речи.

Усвоение ребёнком последовательности звуков в слове есть резуль­тат выработки системы условных связей. Ребёнок подражательным пу­тем заимствует определённые звукосочетания (варианты звукопроизнесения) из речи окружающих лю­дей.

По данным ряда исследований, фонематический слух формируется в очень раннем возрасте (Т.А. Чистович, М.И. Швачкин и др.).

Педагогические наблюдения показывают, что дети не сразу овладевают пра­вильным воспроизведением знаков языка: Чем проще по звучанию и структуре слово, тем легче оно запоминается ребенком. В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов:

а) имитация (воспроизведение) речи окружающих;

б) условия, в которых воспитывается ребенок (психологическая обстановка в семье, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное обще­ние с взрослыми).


ВОПРОС 19 ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ УСВОЕНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ РЕБЕНКА


Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой речи.

Вначале Звуки, слоги и слова окружающих воспринимаются недифференцированно (не осознается разница между ними), т.е. нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают один звук с другим, плохо понимают речь.

Слабые критическое отношение и слуховое внимание к речи окружающих и к своей собственной тормозят развитие звуковых дифференцировок и их устойчивость в процессе восприятия и воспроизведения. Поэтому же дети не замечают своих недочетов, которые затем приобретают характер привычки, преодолеваемой впоследствии со значительным трудом.

Экспрессивная речь развивается на основе подражания взрослым. Это наиболее легкий путь, так как при подражании новые связи как бы образуются за счет работы взрослого, под действием его примера. Происходит прямое усвоение навыка путем непосредственного повторения речи окружающих. От стадии бессознаельного и малоосознанного подражание постепенно переходит в сознательное.

Первоначально под воздействием раздражителей внутренней среды организма наряду с разными движениями тела у младенца возникают мышечные сокращения и в органах речи, в результате чего образуется звук (гуление, лепет). Эти безусловные звуковые рефлексы, постепенно совершенствуясь, сначала включаются в первую сигнальную систему, а затем со второго года — и во вторую, уже как элементы речи.

С возрастом ребенка подражание становится все более и более сознательным: дошкольник стремится говорить, "как взрослые". Здесь действуют сложные условные связи, во многом зависящие от прежнего опыта ребенка. Этот опыт то содействует, то тормозит, то корректирует подражание.

Вследствие взаимодействия двигательных и слуховых раздражителей ребенок, произнося звук, ощущает артикуляцию и одновременно слышит произносимое, что уточняет артикуляцию. Поэтому, кто хорошо слышит речь, тот, как правило, хорошо говорит, и наоборот, кто плохо слышит, тот плохо и говорит. Так как со слуходвигательными восприятиями связаны и зрительные, то они также содействуют развитию произношения.

важное положение, выдвинутое А.Н.Гвоздевым: определяющую, главную роль, затрудняющую формирование у детей звукопроизношения, играет недостаточно еще развитая речевая моторика. В то же время ( на третьем году) слух ребенка уже достаточно развит для тонких звуковых восприятий. Таким образом, слух является ведущим анализатором в усвоении речи окружающих. Вместе с тем он же становится контролирующим регулятором собственного произношения, что усиливает развитие фонематического слуха.