Лекция 1.
Тема 1.1. Терминология и понятийный аппарат туризма (2 часа)
План:
1. Сущность понятия «туризм»
2. Критерии определения понятия «туризм»
3. Туризм как система
4. Цель и функции туризма
5. Путешествие и туризм: сходство и различие
1. Сущность понятия «туризм»
Туризм - сложный социально-культурный и экономический феномен современности,
различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. Туризм -
сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. В современной научной литературе описано немало подходов к определению понятия "туризм". Все они наиболее подробно рассматриваются в работах И.В. Зорина и В.А. Квартальнова. Можно только сказать, что существуют географический, экономический, маркетинговый, промышленный и другие подходы.
В России это понятие закреплено законодательно. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяет туризм как "временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно- спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания".Наиболее авторитетное издание по туристской терминологии - "Энциклопедия туризма" И.В. Зорина и В.А. Квартальнова дает следующие определения туризма и туристской деятельности.
1.Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
2.Временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания (Рекомендательный законодательный акт "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма", 1994 г.).
3.Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, в целях отдыха, деловых и прочих (Статистическая комиссия ООН, 1993 г.).
4.Особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретных объектов или удовлетворения специализированного интереса.
5.Вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских
или специализированных целей.
6.Движение (перемещение), нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте интереса. Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.) провозгласила: "Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений".
7.Форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально- гуманитарные функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную и
спортивную.
8.Популярная форма организации отдыха, проведения досуга.
9.Отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного проживания, а также сегмент рынка, на котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства с целью предложения своей продукции и услуг туроператорам.
10.Совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению туристско-экскурсионного, курортного и гостиничного дела. Термин туризм (tourism) первым употребил В. Жекмо в 1830 г. Слово "туризм" происходит от французского "tour", что значит "прогулка". До недавнего времени в каждой стране понятия "туризм" и "турист" определялись по-своему. В нашей стране в связи с тем, что туризм и санаторно-курортные учреждения управлялись разными системами, понятие "турист" ограничивалось участниками туристских путешествий и походов и отделялось от понятия "отдыхающий" в санаториях, пансионатах и домах отдыха. В других странах различные виды рекреационной деятельности также часто определялись различными терминами. С развитием туризма в современном мире, особенно международного, и с созданием международных туристских организаций возникла необходимость дать общепринятое определение понятию "туризм".
Одно из первых и наиболее точных определений туризма дали профессора Бернского
университета В. Хунзикер и К. Крапф, позднее оно было принято Международной ассоциациейнаучных экспертов по туризму. Эти ученые определили туризм как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды.
По одному из первых официальных определений, принятому ООН в 1954 г., туризм - активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. Более широкую характеристику понятия представила Академия туризма в Монте-Карло: "Туризм - общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания".
На Всемирной конференции по туризму (Мадрид, 1981 г.) туризм определяется как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. При этом следует заметить, что туристскими поездки будут только при соблюдении временного (более суток) и пространственного (перемещение в другое место) критериев.
В Гаагской декларации по туризму (1989г.) туризм определяется как свободное перемещение людей от места их проживания и работы, а также сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникших в результате этого перемещения. С юридической точки зрения туризм - совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам. С позиций экономической науки туризм - большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках народного хозяйства отдельной страны, связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом, а также сфера экономической деятельности, включающая производство и реализацию туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами.
В социально-культурной сфере туризм - межличностная деятельность особого рода, превратившаяся в условиях интернационализации жизни в форму использования свободного времени, в средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.
Как вид досуговой деятельности туризм - временное перемещение людей с места своего
постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное от основной работы время с целью удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, познании, оздоровлении, а также для решения профессиональных или каких-либо других проблем, но без оплачиваемой работы в посещаемом месте. В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Международной организацией туризма при ООН (ЮНВТО) и широко используемое в международной практике:
"Туризм есть деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями". В этом определении заложены три критерия: выезд за пределы обычной среды; временный характер передвижения; цели поездки.
А.Ю. Александрова предлагает разделить все существующие определения туризма на две
группы:
- узкоспециализированные (отраслевые), предназначенные для выполнения частных задач, т. е. используемые в правовом регулировании, статистическом учете, социальной политике и т. д.;
- концептуальные, служащие основанием для первой группы и отражающие внутреннее
содержание туризма.
Примером концептуального определения туризма можно считать следующее: "Туризм есть совокупность отношений и феноменов, вытекающих из перемещения и нахождения людей вне своего постоянного места жительства по причинам, не связанным с трудовой деятельностью, а с целью удовлетворения культурных, оздоровительных, релаксационных, развлекательных потребностей и ради получения удовольствия, а также по другим причинам, если они не связаны с получением прибыли".
Приведем теперь классическое определение: "Туризм - временное перемещение людей с
места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или профессионально-деловых, но без занятия в месте временного пребывания работой, оплачиваемой из местного финансового источника".На наш взгляд, для достаточно четкого определения сущности туризма достаточно выделить три его аспекта:
во-первых, туризм следует рассматривать как вид досуговой деятельности отдыхающих, т. е. туристов;
во-вторых, это специфический вид бизнеса: совокупностью отраслей, специализирующихся на обслуживании туристов;
в-третьих, туризм - сфера деятельности предприятий и отраслей сферы обслуживания и
материального производства, обслуживающих туристский рынок.
2. Критерии определения понятия «туризм»
В процессе развития туризма появлялись различные толкования этого понятия. Тем не менееособую значимость имеют следующие критерии
Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место,
находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.
Пребывание в другом месте. Главное условие - место пребывания не должно быть местом
постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не может быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот аспект следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и его нельзя классифицировать как занятие туризмом. Еще одно условие - путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, пребывающее или планирующее быть в определенном месте год и более, с точки зрения туризма считается мигрантом или постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.
Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть критерия в том, что главной целью поездки не должна быть деятельность, оплачиваемая из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом. Это относится не только к международному, но и туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом данного места.
Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, - базовые. Но есть особые
категории перемещающихся людей, в отношении которых приведенные критерии недостаточны.
К ним относятся беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, формально не въезжающие в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы. Приведем определение, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в
области туризма: "Туризм есть совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью". Это определение имеет значительное сходство с тем, которое дали профессора Бернского университета В. Хунзикер и К. Крапф.
Концептуальными характеристиками (критериями) туризма, на наш взгляд, являются:
- временной - перемещение, ограниченное определенными временными рамками от 24 часов до полугода или года;
- пространственный - перемещение граждан в пространстве с места (или страны) постоянного проживания в некое иное место (или страну), контрастирующее с местом жительства;
- целевой (мотивационный) - туризм предполагает осуществление поездок граждан с четко определенными целями; - деятельностный - исключает возможность трудовой деятельности в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного бюджета.
Эти критерии позволяют не только определить рамки туризма, но и провести грань между
туризмом и другими видами деятельности, такими как рекреация, путешествие, отдых, миграция.
3. Туризм как система
Многие отечественные и особенно зарубежные специалисты рассматривают туризм с точки зрения системного подхода ( рис.1). По мнению швейцарского ученого К. Каспара, в основе системы туризма лежат две субсистемы: субъект туризма (турист как потребитель туристских услуг) и объект туризма, состоящий из трех элементов - туристского региона, туристских предприятий и туристских организаций.
Рис. 1. Модель туризма как системы
Анализируя понятие "туризм" с использованием системного подхода, выделим концепцию Н. Лейпера (профессора Мейсенского университета Окленда). Он считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов: географического компонента, туристов и туристской индустрии.
Географический компонент включает три основных составляющих:
регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации.. Дестинацией называется территория, предлагающая определенный набор услуг, отвечающих потребностям туриста, удовлетворяющих его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т. д., и являющаяся целью его путешествия. Следовательно, дестинация, чтобы быть таковой, должна обладать: определенным набором услуг; достопримечательностями; информационными системами.
Дестинация имеет определенный цикл развития:
- активное развитие - увеличение количества туристов, рост инвестиций и доходов от туризма;
- насыщение и стабилизация - увеличение количества рабочих мест, изменение в архитектурном облике, экологической ситуации, социокультурной среде, появление новых жителей;
- упадок - сокращение количества туристов; рост безработицы, перепрофилирование основных турцентров; снижение доходности туризма.
Дестинация может быть первичной или вторичной. Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиентов интерес посетить ее, и главная цель при этом -
удовлетворение интереса за определенный, достаточно длительный промежуток времени
(например, за неделю). Вторичная дестинация (остановка в пути) представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Основная задача вторичной дестинации - удовлетворение желаний туристов в течение одного-двух дней.
Выделяют несколько типов туристских дестинаций.
К первому относятся города-столицы, которые чаще всего обладают значительным туристским потенциалом, т. е. располагают богатыми культурно-историческими ресурсами и развитой туристской инфраструктурой. Второй тип образуют два подтипа: центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры и центры для организации туров, располагающие развитой сетью туристских предприятий и
разнообразным историко-культурным потенциалом.
Третий тип образуют специально построенные для целей туризма центры (тематические парки, туристские города, курорты и т. д.).
Многие специалисты предлагают для определения туризма сформулировать следующие
постулаты:
- турист - тот, кто стремится удовлетворить свою естественную потребность в путешествиях.
Желания и потребности туриста будут определять место назначения, которое он решит посетить, и деятельность, в которой он собирается принять участие;
- туристский бизнес предполагает деятельность с целью извлечения прибыли по производству и реализации продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности туристов;
- для сферы гостеприимства туризм в основном выступает как позитивный фактор, позволяющий открывать новые рабочие места и увеличивать доходы региона, однако он может оказать негативное воздействие на окружающую среду; - туризм рассматривается национальными администрациями как фактор развития экономики, нередко без учета возможных негативных последствий (прямой и косвенный ущерб).
Исходя из этого, туристскую деятельность можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, представляющих собой результат взаимодействия туристов, туристских предприятий, сферы гостеприимства, администрации в процессе привлечения, размещения и обслуживания посетителей. Тогда туризм определяется как совокупность составляющих: продуктов, сервиса, объектов показа и производственных единиц, предлагаемых индивидуальным потребителям или группам потребителей, временно оставляющих место постоянного проживания и направляющихся в определенные туристские пункты назначения (дестинации).
4. Цель и функции туризма
Цель туризма - один из главных и определяющих его признаков. В классической теории
туризма признается всего шесть общих целей, по которым туризм отграничивается от
путешествий вообще:
- оздоровительная (восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение);
- познавательная (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, прошлом и настоящем человечества, истории и культуре других стран и народов);
- спортивная (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и
любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей);
- профессионально-деловая (бизнес-поездки, участие в конференциях, конгрессах, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение);
- религиозная (паломнические, культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов);
- гостевая и ностальгическая (посещение родственников, мест исторического проживания).
Вместе с тем специалистами ЮНВТО разработана стандартная классификация целей поездок, основные из которых:
- досуг, рекреация и отдых;
- деловые и профессиональные цели;
- посещение знакомых и родственников;
- лечение;
- религиозные и паломнические;
- прочие цели (например, транзит).
При этом поездки с целью досуга, рекреации и отдыха составляют 50%; деловые и профессиональные поездки - 30%; знакомых и родственников посещают 10% туристов. Туризм выполняет и разнообразные функции:
- восстановительная - освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности;
- развивающая - предоставление возможностей для развития личности (расширение кругозора, творческой и организаторской деятельности);
- развлекательная - предоставление отдыхающим возможности развлечься; сюда также относят знакомство с местностью, ее жителями, организацию концертов, спортивных и других мероприятий, активный отдых;
- экономическая - проявляется через спрос и потребление туристов, а потребности туристов подразделяются на основные, специфические и дополнительные; эта функция обеспечивает восстановление трудоспособности, занятость населения, прибыль;
- социальная - рост уровня жизни населения, распределение бюджета и рациональноеиспользование свободного времени.
Некоторые специалисты предлагают несколько иной перечень функций туризма. При этом его общая сущность как явления сохраняется. Так, А.С. Запесоцкий полагает, что важнейшие функции туризма - оздоровительная, развивающая, социально-статусная, социально-экономическая, интеграционная.
- Оздоровительная. Разнообразие впечатлений и удовлетворение рекреационных потребностей людей положительно сказывается на их физиологическом, психическом состоянии, работоспособности и социальной активности.
- Развивающая. Вовлечение туристов в обучающие и культурно-познавательные программы создает условия для повышения их интеллектуального уровня, расширения кругозора.
- Социально-статусная. Туризм становится важным показателем общественного статуса человека, индикатором качества его жизни.
- Социально-экономическая. Туризм, будучи одной из крупнейших и наиболее динамичных отраслей, занимает второе место по доходам после добычи и переработки нефти. Он обеспечивает занятость 6% работающего населения Земли. Эта функция проявляется и в том, что люди, отдыхая, таким образом восстанавливают свою трудоспособность, что имеет не только социальное значение, но и прямой экономический эффект.
- Интеграционная. Туризм способствует развитию международных экономических отношений, возникновению ряда международных межправительственных и неправительственных организаций и союзов.
Контрольные вопросы и задания:
1. Каковы причины существующего многообразия определений понятия «туризм»?
2. Какие критерии заложены в определении туризма, приводимом в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»?
3. Перечислите основные характеристики и критерии туризма.
4. В чем заключается сущность системного подхода к определению туризма?
5. Перечислите основные функции туризма и укажите примеры наиболее возможных
вариантов их реализации.
6. Каково экономическое и политическое значение туризма?
7. Назовите основные функции социального воздействия туризма.
8. В чем заключается сущность гуманитарного воздействия туризма?
9. Приведите примеры негативного и позитивного воздействия туризма.
10. По каким признакам проводится классификация туризма?
11. Какие выделяют виды и категории туризма?
12. Кратко охарактеризуйте основные виды туризма, выделяемые на основе целей
путешествия.
13. Выявите и обоснуйте основные критерии, отличающие туризм от путешествия.