СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОП 10 Организация туристской индустрии Лекция 1.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

09.11.2020 ГД 114  Задание: Изучить материалы лекции, выполнить краткий конспект, ответить на приведенные вопросы. Срок исполнения 10.11.20г. Выполненное задание прошу выслать по адресу:[email protected]

Просмотр содержимого документа
«ОП 10 Организация туристской индустрии Лекция 1.»

Лекция 1.

Тема 1.1. Терминология и понятийный аппарат туризма (2 часа)

План:

1. Сущность понятия «туризм»

2. Критерии определения понятия «туризм»

3. Туризм как система

4. Цель и функции туризма

5. Путешествие и туризм: сходство и различие

1. Сущность понятия «туризм»

Туризм - сложный социально-культурный и экономический феномен современности,

различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. Туризм -

сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. В современной научной литературе описано немало подходов к определению понятия "туризм". Все они наиболее подробно рассматриваются в работах И.В. Зорина и В.А. Квартальнова. Можно только сказать, что существуют географический, экономический, маркетинговый, промышленный и другие подходы.

В России это понятие закреплено законодательно. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г № 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяет туризм как "временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно- спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания".Наиболее авторитетное издание по туристской терминологии - "Энциклопедия туризма" И.В. Зорина и В.А. Квартальнова дает следующие определения туризма и туристской деятельности.

1.Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

2.Временный выезд людей с постоянного места жительства в вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания (Рекомендательный законодательный акт "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма", 1994 г.).

3.Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, в целях отдыха, деловых и прочих (Статистическая комиссия ООН, 1993 г.).

4.Особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретных объектов или удовлетворения специализированного интереса.

5.Вид путешествия, совершаемого для отдыха, образовательных, деловых, любительских

или специализированных целей.

6.Движение (перемещение), нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте интереса. Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.) провозгласила: "Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений".

7.Форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально- гуманитарные функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную и

спортивную.

8.Популярная форма организации отдыха, проведения досуга.

9.Отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного проживания, а также сегмент рынка, на котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства с целью предложения своей продукции и услуг туроператорам.

10.Совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению туристско-экскурсионного, курортного и гостиничного дела. Термин туризм (tourism) первым употребил В. Жекмо в 1830 г. Слово "туризм" происходит от французского "tour", что значит "прогулка". До недавнего времени в каждой стране понятия "туризм" и "турист" определялись по-своему. В нашей стране в связи с тем, что туризм и санаторно-курортные учреждения управлялись разными системами, понятие "турист" ограничивалось участниками туристских путешествий и походов и отделялось от понятия "отдыхающий" в санаториях, пансионатах и домах отдыха. В других странах различные виды рекреационной деятельности также часто определялись различными терминами. С развитием туризма в современном мире, особенно международного, и с созданием международных туристских организаций возникла необходимость дать общепринятое определение понятию "туризм".

Одно из первых и наиболее точных определений туризма дали профессора Бернского

университета В. Хунзикер и К. Крапф, позднее оно было принято Международной ассоциациейнаучных экспертов по туризму. Эти ученые определили туризм как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды.

По одному из первых официальных определений, принятому ООН в 1954 г., туризм - активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. Более широкую характеристику понятия представила Академия туризма в Монте-Карло: "Туризм - общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания".

На Всемирной конференции по туризму (Мадрид, 1981 г.) туризм определяется как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта. При этом следует заметить, что туристскими поездки будут только при соблюдении временного (более суток) и пространственного (перемещение в другое место) критериев.

В Гаагской декларации по туризму (1989г.) туризм определяется как свободное перемещение людей от места их проживания и работы, а также сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникших в результате этого перемещения. С юридической точки зрения туризм - совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам. С позиций экономической науки туризм - большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках народного хозяйства отдельной страны, связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом, а также сфера экономической деятельности, включающая производство и реализацию туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами.

В социально-культурной сфере туризм - межличностная деятельность особого рода, превратившаяся в условиях интернационализации жизни в форму использования свободного времени, в средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.

Как вид досуговой деятельности туризм - временное перемещение людей с места своего

постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное от основной работы время с целью удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, познании, оздоровлении, а также для решения профессиональных или каких-либо других проблем, но без оплачиваемой работы в посещаемом месте. В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Международной организацией туризма при ООН (ЮНВТО) и широко используемое в международной практике:

"Туризм есть деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями". В этом определении заложены три критерия: выезд за пределы обычной среды; временный характер передвижения; цели поездки.

А.Ю. Александрова предлагает разделить все существующие определения туризма на две

группы:

- узкоспециализированные (отраслевые), предназначенные для выполнения частных задач, т. е. используемые в правовом регулировании, статистическом учете, социальной политике и т. д.;

- концептуальные, служащие основанием для первой группы и отражающие внутреннее

содержание туризма.

Примером концептуального определения туризма можно считать следующее: "Туризм есть совокупность отношений и феноменов, вытекающих из перемещения и нахождения людей вне своего постоянного места жительства по причинам, не связанным с трудовой деятельностью, а с целью удовлетворения культурных, оздоровительных, релаксационных, развлекательных потребностей и ради получения удовольствия, а также по другим причинам, если они не связаны с получением прибыли".

Приведем теперь классическое определение: "Туризм - временное перемещение людей с

места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или профессионально-деловых, но без занятия в месте временного пребывания работой, оплачиваемой из местного финансового источника".На наш взгляд, для достаточно четкого определения сущности туризма достаточно выделить три его аспекта:

во-первых, туризм следует рассматривать как вид досуговой деятельности отдыхающих, т. е. туристов;

во-вторых, это специфический вид бизнеса: совокупностью отраслей, специализирующихся на обслуживании туристов;

в-третьих, туризм - сфера деятельности предприятий и отраслей сферы обслуживания и

материального производства, обслуживающих туристский рынок.

2. Критерии определения понятия «туризм»

В процессе развития туризма появлялись различные толкования этого понятия. Тем не менееособую значимость имеют следующие критерии

Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место,

находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

Пребывание в другом месте. Главное условие - место пребывания не должно быть местом

постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не может быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот аспект следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и его нельзя классифицировать как занятие туризмом. Еще одно условие - путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, пребывающее или планирующее быть в определенном месте год и более, с точки зрения туризма считается мигрантом или постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть критерия в том, что главной целью поездки не должна быть деятельность, оплачиваемая из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом. Это относится не только к международному, но и туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом данного места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, - базовые. Но есть особые

категории перемещающихся людей, в отношении которых приведенные критерии недостаточны.

К ним относятся беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, формально не въезжающие в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы. Приведем определение, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в

области туризма: "Туризм есть совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью". Это определение имеет значительное сходство с тем, которое дали профессора Бернского университета В. Хунзикер и К. Крапф.

Концептуальными характеристиками (критериями) туризма, на наш взгляд, являются:

- временной - перемещение, ограниченное определенными временными рамками от 24 часов до полугода или года;

- пространственный - перемещение граждан в пространстве с места (или страны) постоянного проживания в некое иное место (или страну), контрастирующее с местом жительства;

- целевой (мотивационный) - туризм предполагает осуществление поездок граждан с четко определенными целями; - деятельностный - исключает возможность трудовой деятельности в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного бюджета.

Эти критерии позволяют не только определить рамки туризма, но и провести грань между

туризмом и другими видами деятельности, такими как рекреация, путешествие, отдых, миграция.

3. Туризм как система

Многие отечественные и особенно зарубежные специалисты рассматривают туризм с точки зрения системного подхода ( рис.1). По мнению швейцарского ученого К. Каспара, в основе системы туризма лежат две субсистемы: субъект туризма (турист как потребитель туристских услуг) и объект туризма, состоящий из трех элементов - туристского региона, туристских предприятий и туристских организаций.

Рис. 1. Модель туризма как системы

Анализируя понятие "туризм" с использованием системного подхода, выделим концепцию Н. Лейпера (профессора Мейсенского университета Окленда). Он считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов: географического компонента, туристов и туристской индустрии.

Географический компонент включает три основных составляющих:

регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации.. Дестинацией называется территория, предлагающая определенный набор услуг, отвечающих потребностям туриста, удовлетворяющих его спрос на перевозку, ночлег, питание, развлечения и т. д., и являющаяся целью его путешествия. Следовательно, дестинация, чтобы быть таковой, должна обладать: определенным набором услуг; достопримечательностями; информационными системами.

Дестинация имеет определенный цикл развития:

- активное развитие - увеличение количества туристов, рост инвестиций и доходов от туризма;

- насыщение и стабилизация - увеличение количества рабочих мест, изменение в архитектурном облике, экологической ситуации, социокультурной среде, появление новых жителей;

- упадок - сокращение количества туристов; рост безработицы, перепрофилирование основных турцентров; снижение доходности туризма.

Дестинация может быть первичной или вторичной. Первичная дестинация своей привлекательностью вызывает у клиентов интерес посетить ее, и главная цель при этом -

удовлетворение интереса за определенный, достаточно длительный промежуток времени

(например, за неделю). Вторичная дестинация (остановка в пути) представляет собой место, в котором неизбежна остановка на пути к первичной дестинации. Основная задача вторичной дестинации - удовлетворение желаний туристов в течение одного-двух дней.

Выделяют несколько типов туристских дестинаций.

К первому относятся города-столицы, которые чаще всего обладают значительным туристским потенциалом, т. е. располагают богатыми культурно-историческими ресурсами и развитой туристской инфраструктурой. Второй тип образуют два подтипа: центры целенаправленного развития местных обычаев и культуры и центры для организации туров, располагающие развитой сетью туристских предприятий и

разнообразным историко-культурным потенциалом.

Третий тип образуют специально построенные для целей туризма центры (тематические парки, туристские города, курорты и т. д.).

Многие специалисты предлагают для определения туризма сформулировать следующие

постулаты:

- турист - тот, кто стремится удовлетворить свою естественную потребность в путешествиях.

Желания и потребности туриста будут определять место назначения, которое он решит посетить, и деятельность, в которой он собирается принять участие;

- туристский бизнес предполагает деятельность с целью извлечения прибыли по производству и реализации продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности туристов;

- для сферы гостеприимства туризм в основном выступает как позитивный фактор, позволяющий открывать новые рабочие места и увеличивать доходы региона, однако он может оказать негативное воздействие на окружающую среду; - туризм рассматривается национальными администрациями как фактор развития экономики, нередко без учета возможных негативных последствий (прямой и косвенный ущерб).

Исходя из этого, туристскую деятельность можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, представляющих собой результат взаимодействия туристов, туристских предприятий, сферы гостеприимства, администрации в процессе привлечения, размещения и обслуживания посетителей. Тогда туризм определяется как совокупность составляющих: продуктов, сервиса, объектов показа и производственных единиц, предлагаемых индивидуальным потребителям или группам потребителей, временно оставляющих место постоянного проживания и направляющихся в определенные туристские пункты назначения (дестинации).

4. Цель и функции туризма

Цель туризма - один из главных и определяющих его признаков. В классической теории

туризма признается всего шесть общих целей, по которым туризм отграничивается от

путешествий вообще:

- оздоровительная (восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение);

- познавательная (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, прошлом и настоящем человечества, истории и культуре других стран и народов);

- спортивная (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и

любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей);

- профессионально-деловая (бизнес-поездки, участие в конференциях, конгрессах, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение);

- религиозная (паломнические, культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов);

- гостевая и ностальгическая (посещение родственников, мест исторического проживания).

Вместе с тем специалистами ЮНВТО разработана стандартная классификация целей поездок, основные из которых:

- досуг, рекреация и отдых;

- деловые и профессиональные цели;

- посещение знакомых и родственников;

- лечение;

- религиозные и паломнические;

- прочие цели (например, транзит).

При этом поездки с целью досуга, рекреации и отдыха составляют 50%; деловые и профессиональные поездки - 30%; знакомых и родственников посещают 10% туристов. Туризм выполняет и разнообразные функции:

- восстановительная - освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности;

- развивающая - предоставление возможностей для развития личности (расширение кругозора, творческой и организаторской деятельности);

- развлекательная - предоставление отдыхающим возможности развлечься; сюда также относят знакомство с местностью, ее жителями, организацию концертов, спортивных и других мероприятий, активный отдых;

- экономическая - проявляется через спрос и потребление туристов, а потребности туристов подразделяются на основные, специфические и дополнительные; эта функция обеспечивает восстановление трудоспособности, занятость населения, прибыль;

- социальная - рост уровня жизни населения, распределение бюджета и рациональноеиспользование свободного времени.

Некоторые специалисты предлагают несколько иной перечень функций туризма. При этом его общая сущность как явления сохраняется. Так, А.С. Запесоцкий полагает, что важнейшие функции туризма - оздоровительная, развивающая, социально-статусная, социально-экономическая, интеграционная.

- Оздоровительная. Разнообразие впечатлений и удовлетворение рекреационных потребностей людей положительно сказывается на их физиологическом, психическом состоянии, работоспособности и социальной активности.

- Развивающая. Вовлечение туристов в обучающие и культурно-познавательные программы создает условия для повышения их интеллектуального уровня, расширения кругозора.

- Социально-статусная. Туризм становится важным показателем общественного статуса человека, индикатором качества его жизни.

- Социально-экономическая. Туризм, будучи одной из крупнейших и наиболее динамичных отраслей, занимает второе место по доходам после добычи и переработки нефти. Он обеспечивает занятость 6% работающего населения Земли. Эта функция проявляется и в том, что люди, отдыхая, таким образом восстанавливают свою трудоспособность, что имеет не только социальное значение, но и прямой экономический эффект.

- Интеграционная. Туризм способствует развитию международных экономических отношений, возникновению ряда международных межправительственных и неправительственных организаций и союзов.

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы причины существующего многообразия определений понятия «туризм»?

2. Какие критерии заложены в определении туризма, приводимом в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»?

3. Перечислите основные характеристики и критерии туризма.

4. В чем заключается сущность системного подхода к определению туризма?

5. Перечислите основные функции туризма и укажите примеры наиболее возможных

вариантов их реализации.

6. Каково экономическое и политическое значение туризма?

7. Назовите основные функции социального воздействия туризма.

8. В чем заключается сущность гуманитарного воздействия туризма?

9. Приведите примеры негативного и позитивного воздействия туризма.

10. По каким признакам проводится классификация туризма?

11. Какие выделяют виды и категории туризма?

12. Кратко охарактеризуйте основные виды туризма, выделяемые на основе целей

путешествия.

13. Выявите и обоснуйте основные критерии, отличающие туризм от путешествия.