Н. В. Муравьева МБОУ города Костромы
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»,
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК». 1 КЛАСС
В данной статье представлено описание разработанного дидактического материала по предмету «Русский родной язык» 1 класс.
Ключевые слова: О.М Александрова, «Русский родной язык 1 класс», начальная школа, русский язык.
N.V. Muravyova
Municipal Budget Educational Institution Secondary General Education School №3 Affording Intensive Study of Various Subjects
TEACHING MATERIAL ON THE SUBJECT ‘RUSSIAN MOTHER TONGUE’ FOR THE 1ST GRADE
This article provides a description of the developed teaching material on the subject ‘Russian mother tongue’ for the 1st grade.
Keywords: O.M. Alexandrova, ‘Russian mother tongue’ for the 1st grade, primary school, Russian language.
Дидактические материалы по предмету
«Русский родной язык». 1 класс
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении родного русского языка в начальной школе, являются фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в начальной школе этот предмет является основой овладения родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Владение словом, инструментом общения, является первоосновой интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Поэтому изучение родного языка является эффективным средством развития личности школьника. Актуальность разработки дидактических материалов вызвана необходимостью обеспечения стандартизации содержания образования по предметной области «Родной язык и родная литература», определения общих педагогических подходов к управлению методическим содержанием процесса обучения школьников для реализации предметной области «Родной язык и родная литература». В рамках обязательной части учебного плана при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования) следует учитывать, что учебный предмет предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка, что является необходимостью обеспечения исполнения государственных гарантий реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации во всех общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Рабочая группа учителей начальной школы города Костромы подобрала и разработала систему упражнений по учебному предмету «Русский родной язык 1 класс» для следующих разделов в соответствии с авторской программой О. М. Александровой:
I раздел «Секреты речи и текста»;
II раздел «Язык в действии»;
III раздел «Русский язык: прошлое и настоящее».
У каждого раздела своё содержание.
В первом разделе – «Секреты речи и текста» – представлено содержание, изучение которого позволит расширить представление о секретах диалога, диалоговой форме устной речи, о стандартных оборотах речи для участия в диалоге, о целях и видах вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Второй раздел – «Язык в действии» – ориентирован на формирование
пропедевтической работы по предупреждению ошибок в произношении и сочетаемости слов, смыслоразличительной роли ударении, роли звукописи в стихотворном художественном тексте.
В третьем разделе – «Русский язык: прошлое и настоящее» представлено содержание, изучение которого позволяет раскрыть сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита в игровых формах, в виде уроков-путешествий, дает представление об особенностях оформления книг в Древней Руси: оформлении красной строки и заставок, знакомит со словами, обозначающими предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.).
2) Как называлось то, во что одевались в старину (кокошник, кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.).
Содержание дидактических материалов актуализируют следующие цели изучения русского родного языка:
Включение учащихся в практическую речевую деятельность на родном языке.
Первое знакомство с фактами истории родного языка.
Расширение представлений о различных методах познания языка.
Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа.
Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Организация деятельности обучающихся, формируемые умения:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приемами слушания текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты;
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
Структура параграфа имеет огромное значение в использовании учебного материала. Каждый параграф начинается с основных понятий, которые встретятся и будут использоваться на данных уроках. Притом материала дается в изобилии для свободы выбора учителем.
В учебном пособии представлены упражнения разной степени сложности: репродуктивные, конструктивные, творческие. Используются разные формы работы: в паре, работа в группе. В каждом разделе пособия учащиеся получат возможность научиться работать с разными видами текстов, анализировать, сравнивать и сопоставлять их.
Дидактический материал имеет систему рубрик, которые обогащают пособие дополнительным материалом, что повышает информационную насыщенность параграфа, помогает активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Материалы каждого урока имеют словарные статьи, например, в рубрике « Знаете ли вы?» для определения лексического значения слова, что обогащает словарный запас учащихся. Словарь появляется ни в конце дидактического материала, а по мере появления новых или устаревших слов, диалектизмов и т.д.
Рубрика «Мой Костромской край» даёт информацию о нашей малой Родине, её культуре, истории. И эта рубрика многоаспектна. Она включает информацию и о культурных объектах, и о писателях, художниках, населенных пунктах.
Рубрики «Это интересно», « Давай подумаем», « Раскрась, нарисуй!», « Поиграем» подсказывают, что ведущими видами деятельности в 1 классе являются – игра, занимательные формы работы, творческий поиск информации, практические работы.
В приложении к дидактическому материалу помещены 3 настольные игры. Игра «Растения и животные Красной книги Костромской области» знакомит учащихся с редкими и исчезающими растениями и животными костромского края, заставляет задуматься о влиянии человека на природу, формирует экологическое воспитание. В развивающей игре «Животные леса» каждый участник составляет небольшой рассказ о животном леса. Игру можно организовать как соревнование между двумя командами игроков, так и для индивидуальной работы. Поработать с пазлами, соединяя плод, лист и соответствующее дерево, выбрать лучшего «скороговорщика» можно с помощью материала к настольной игре «Листья и плоды». В период обучения грамоте можно использовать приложение «Буквицы», позволяющее развивать мелкую моторику и расширить знания о родном крае.
Пособие получилось очень красочным, в нем используются фотографии костромских памятников, известных мест в городе, которые хорошо узнаваемы детьми.
В процессе знакомства с языком, литературой и культурой родного края учащиеся откроют для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, почувствуют, какая яркая и разнообразная культурная жизнь существовала во все времена в краю их отцов, дедов и прадедов.
Материал может быть очень полезен учителям, так как представляет собой методический инструментарий урока, который может быть использован и как в урочной, так и в формах внеурочной деятельности.
Литература
Александрова О. М., Кузнецова М. И., Петленко Л. В. Русский родной язык: 1 класс : методическое пособие для общеобразовательных организаций под общей редакцией академика РАО Л. А. Вербицкой. М., 2019
Электронная библиотека современной костромской литературы http://elib-kostroma.ru/