СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание собственной педагогической системы учителя

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлены основные принципы работы как учителя.

Просмотр содержимого документа
«Описание собственной педагогической системы учителя»







Аравина Наталья Владимировна,

учитель биологии и экологии

МБОУ СОШ №1 р.п. Беково

Пензенской области






Моя педагогическая система


























Основой своей преподавательской деятельности считаю научить детей учиться, самостоятельно познавать мир во всем его многообразии, дать полноценное биологическое образование и воспитать Человека с развитым интеллектуальным и духовным потенциалом, нравственно богатым, с активной жизненной позицией. На мой взгляд, биология, как самая жизненная наука, способна научить любить и ценить Жизнь.


Чтобы осмысленно создать свою педагогическую систему, нужно видеть ее Цель, т.е. представлять себе конечный продукт своей деятельности – Выпускника. Каким он должен быть, выходя из школьных стен. На мой взгляд, Выпускник должен:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

        Таково веление времени не только для нашей российской школы, но и практически для любого развитого общества, что, естественно, предполагает определенные требования конструктивного плана к образовательным системам школ. Что же должен сделать учитель, чтобы выпустить качественный продукт своей деятельности?

Это:

- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены,

- предоставлять им возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения,

- дать им возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Цель всей моей методической деятельности, может быть не нова, но, на мой взгляд, актуальна: Сформировать у учащихся определенный набор знаний по биологии, научить их совершенствовать и использовать накопленные знания в жизни. Формирование ключевых образовательных компетенций

Задачи:

- овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями и навыками;

- формирование системы биологических знаний в интеграции с общекультурными знаниями и компетенциями;

- развитие на базе биологических знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

- экологическое воспитание, установление гармоничных отношений с природой, обществом и самим собой;

- развитие личности учащегося в соответствии с современными требованиями.

Имея четкую цель, поставив задачи, я обязательно ориентируюсь на контингент учащихся, уровень их развития, степень сплоченности коллектива, психологические особенности, чтобы определить методы и формы работы . Все классы разные и работать в них приходится, зачастую, по-разному, вариативно. Но всегда в своей деятельности я руководствуюсь определенными принципами, такими, как:

- принцип целенаправленности ( все содержание урочной и внеурочной деятельности должно быть подчинено решению общей цели);

- принцип преемственности (такая организацию видов деятельности, при которой эти виды деятельности станут логическим продолжением ранее проводившейся работы, что позволит закрепить уже достигнутое и поднимет ученика на более высокий уровень развития);

- принцип последовательности и систематичности ( все знаний, уменя, навыкидолжны осваиваться учениками в определенной последовательности и системно, иначе может получиться неразбериха, тем более в таких головах, как у учеников);

- Принцип единства воспитательных воздействий Практика неопровержимо доказала необходимость единства педагогических воздействий на учащихся. Отсутствие этого единства разрушает воспитательную работу, приучает детей рассматривать нормы и правила обучения и поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему разумению.

- принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся. Только индивидуальный и дифференцированный подход поможет развить личность каждого ученика. Распределение учебной нагрузки только с учетом возрастных особенностей позволит эффективно обучать их;

- Принцип стимулирования и активизации деятельности учащихся. сделать труд ребенка желанным и радостным возможно, если включить в их деятельность стимулы: их собственную волю, умение преодолевать себя, свою лень в гармоничном сочетании с пробуждением интереса. Интерес к учебе может проявиться как под влиянием чисто внешних причин: любопытства, увлечения и привлечения новизны дела, так и благодаря развитию внутреннего стремления к радости преодоления и самоутверждения. Педагогу важно уметь стимулировать ученика, чтобы познавательный процесс проходил активно.

- принцип оптимизации, постоянное приведение методов и приемов интеллектуальной, трудовой, любой другой деятельности в соответствие с целями дидактической воспитательной работы, содержанием и реальной психологической ситуацией;

- принцип мотивированности, на мой взгляд, важнейший принцип. В деятельности ученика должен существовать мотив (мотивы), побуждающий к учебной работе, самой сложной работе на свете. И если этот мотив отсутствует, то и желание ребенка учиться тоже исчезает. У каждого учителя свои методы мотивирования, как и у каждого ученика – свои мотивы к учебе. Важно, чтобы мотивы были конструктивные («получить знания, стать умным, поможет в жизни, стану умным и взрослым, пригодятся в освоении профессии и т.п.»). Но зачастую главным мотивом учебной деятельности является получение хорошей оценки – за это ратуют родители, да и вся система нашего образования, в целом. В своей практике я стараюсь убедить детей получать знания «для жизни», мотивируя тем, что биология – это то, без чего в жизни не обойтись. Очень часто, особенно при изучении человека, я им говорю: «Плохо, если ты не знаешь математики, но очень плохо, если ты не знаешь свой организм! Не знаешь, значит, не любишь»;

- принцип взаимодействия учителя и ученика – также основополагающий принцип моей деятельности. Только в сотрудничестве и общении рождается истина.

- принцип создания ситуации успеха . В наше нелегкое время перемен от человека требуется постоянно доказывать свою состоятельность, демонстрировать лучшие качества, проявлять волевые черты характера, лидерские наклонности. От молодежи это требуется в гораздо большей степени, т.к. прокладывать свою тропу в жизни им труднее. Редко кто из них наделен этими свойствами с рождения. Многих приходится учить добиваться успеха, а не избегать неудачи. Психологи считают, что люди, мотивированные на успех:

- ставят перед собой положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех;

- предпочитают ставить задачи повышенной степени трудности;

-отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов, у них установка – на успех;

- умеют организовывать свою деятельность;

- активно включаются в деятельность;

- сама деятельность вызывает положительные эмоции;

- рассчитывают на одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели;

- характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания;

- интерес в случае неудачи только возрастает.

Еще существует категория людей, мотивированных на избегание неудачи, и поэтому успеха не добивающиеся. Обществу такие люди не интересны.

Поэтому на своих уроках я учу детей добиваться успеха, причем разными формами (нацеливание на успех дела: «Я уверена, что вы напишете хорошо!»; привитие принципа «На ошибках нужно учиться!»; использование на уроках разных форм работы (дифференцированных), в которых можно добиться успеха; похвала; авансирование и др).

Руководствуясь своими принципами, я выбираю наиболее приемлемые методы педагогической деятельности. И чаще всего использую те, которые в большей степени являются развивающими. Биология – это такая наука, в которой приемлемы все методы обучения, как теоретические, так и практические. На каждом уроке ведущий для меня объяснительно-иллюстративный. Но чаще всего я использую целый комплекс методов с учетом возраста и особенностей учащихся. В моем арсенале – частично-поисковый метод (особенно часто использую при актуализации знаний и закреплении нового материала), исследовательский (особенно важен во внеурочной научной деятельности учащихся и при работе в малых группах).

Но особенно интересен для меня и моих учащихся проблемный метод. Я хочу отметить следующие достоинства проблемного обучения:1) проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;

2) учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

3) учит преодолевать встречающиеся затруднения;

4 делает учебный материал более доказательным;

5) делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

6) способствует превращению знаний в убеждения;

7) вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

8) формирует и развивает познавательные интересы;

9) формирует творческую личность.

В последнее время я часто использую эту методику в старших классах, особенно при изучении экологии. Умело поставленная проблема не только может активизировать познавательный потенциал учащихся, но и научит их находить свои пути решения проблемы. Например, при решении проблемы «Нужно ли государству участвовать в планировании семьи?», получила много нестандартных, аргументированных вариантов, которые можно отправлять на сайт Президенту России.

И еще одна методика, которую я начинаю внедрять на своих уроках. Это обучение в сотрудничестве, работа в малых группах . Такие уроки провожу (в текущем году) в 10, 9 и 6 классах. Очень эффективно проходит эта методика при выполнении практических заданий – каждая группа получает свое задание, выполняет его, а затем делится результатом со всем классом. Таким образом я расширяю варианты лабораторных работ, что только помогает усвоению материала. Суть методики в том, что за конечный результат отвечает вся группа – принцип взаимодействия, сотрудничества и взаимопомощи. Если подводят члены группы – страдает результат. Но если группа поработала слаженно – «5» у всех, даже у тех, у кого их никогда не было. Ситуация успеха. Такая форма работы показала себя эффективной и при проведении конференций в старших классах, когда каждая группа готовила отчет по определенной тематике. Самое интересное – рассадка детей не такая, как обычно, затылок в затылок, а лицом друг к другу, что постепенно (не сразу) приучает по-новому общаться друг с другом в процессе учебной деятельности.

На уроках использую разнообразные приемы обучения такие как развитие критического мышленияя, анализ ситуации, развивающее мышление, решение ситуативных задач, игровые ситуации и т.д.

Основной формой педагогического общения служит диалог, т.к. именно такой способ предполагает взаимодействие.

На современном этапе «эпоха мела и разговора» давно закончилась. Изучение материала только по таблицам и муляжам тоже ушли в прошлое. Современные дети – дети компьютерных технологий. Поэтому, чтобы быть ими понятой, интересной, чтобы сделать процесс обучения современным, я очень много работаю с компьютером. На уроках (почти на каждом) использую разные виды информационно-коммуникационных технологий (см. п.41). привлекаю к построению урока и самих учащихся. У нас правило – любой доклад, сообщение, выступление на семинаре сопровождается компьютерной презентацией, и все творческие работы сдают в напечатанном виде. Часто дети сами приносят мне свои презентации для урока, когда найдут что-то интересное. У меня накоплена целая детская медиатека.

Я работаю в современном, хорошо оборудованном кабинете биологии, где есть все необходимые технические и наглядные средства обучения, по словам учеников, «есть на что посмотреть, что разобрать и что потрогать». На своих уроках, да и после уроков я стараюсь использовать весь арсенал этих средств обучения( современные таблицы, муляжи, чучела, модели, раздаточный материал, кодоскоп, лабораторное оборудование). Но самое главное, что есть в кабинете – интерактивный комплекс. Практически каждый урок мы уделяем несколько минут работе с электронными образовательными модулями, которые я беру из Интернета. Это и интересно, и познавательно, и привлекает к предмету, что для меня очень важно.

Для проведения уроков и использую разнообразные формы их организации и проведения в соответствии с возрастном и возможностями учеников. Чаще всего я кооперирую их, но иногда отдельными видами охвачен весь урок, например, экскурсия, как при изучении нового материала, так и при закреплении изученной темы; конференция, семинар. Не люблю проводить диспуты, хотя они многому учат. Дело в том, что при споре возникают отрицательные эмоции разного плана, а я нацеливаю учащихся на благоприятный эмоциональный фон.

Часто на уроках сочетаю такие формы, как беседа, диалог, т.е. направленные на общение с учащимися. При закреплении темы в младших классах использую игры – они немного расслабляют обстановку. Для развития творческого начала провожу деловые игры, например «Заседание антропологического общества» при изучении эволюции человека.

Для контроля знаний также работаю разными способами: зачет (в старших классах),дифференцированные карточки-задания, интерактивные тесты на компьютере и фронтально – на доске, компьютерные тренажеры, а также традиционный опрос, который стараюсь разнообразить (например, опрос-цепочка, «сто вопросов от класса» и др.).

Результаты обучения, а именно повышение качества знаний учащихся (табл. 1) и сложившийся благоприятный психологический климат на уроках (табл. 7,8), свидетельствуют о том, что мои методические принципы, приемы и методы оказываются эффективными.

У меня сложилась своя система подготовки учащихся к ЕГЭ. Во-первых, это постепенная подготовка учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, начиная с 6 класса (разработка тестов, отработка понятий, законов, закономерностей). Во-вторых, углубленное повторение базовых тем курса, изучение вопросов, выходящих за рамки школьной программы при тесном сотрудничестве (применяется как индивидуальный подход, так и работа в малых группах). В-третьих, разработка тестового материала в форме ЕГЭ по каждой теме курса и проработка его с учащимися. Возможно, такой подход дает высокие результаты моих учащихся при сдаче экзамена. (см. табл.2)

За время педагогической деятельности выработались определенные принципы при подготовке в к олимпиадам и научной работе. Я веду большую «селекционную» работу, начиная с 5 класса. Сначала приобщаю детей к предмету, заинтересовываю, а потом готовлю каждого по индивидуальной программе. Как правило, таких учеников немного, но они уникальные – участвуют в олимпиадах, показывая высокие результаты, как на муниципальном, так и на региональном уровнях, и ведут научные исследования. И биология становится делом их жизни.

«Учить учиться всю жизнь» - это известная истина. Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Для меня большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность, которая предполагает ознакомление с современными научными технологиями, знание образовательных программ, изучение и применение лучшего педагогического опыта коллег.

Эффективность применения мною методик преподавания подтверждается ежегодным выбором большим количеством учащихся именно биологии для переводной и итоговой аттестации.

Таким образом, с годами осознаешь, что труд твой не пропал даром, что предмет твой удостоен внимания многих. Вот поэтому я считала, считаю, и буду считать, основным своим назначением учить детей любить природу, сформировать у ребенка важнейшие личностные качества и умения: самостоятельность, ответственность, внимание. Верю, что именно посредством обучения и воспитания учитель формирует компетентную личность, успешную не только в своей жизни, но и ответственную за успех страны.