Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Синеборская средняя общеобразовательная школа»
Педагогический опыт Малышевой Полины Анатольевны, учителя английского языка
первой квалификационной категории
Основная информация:
- Место работы: МБОУ «Синеборская СОШ»
- Образование: высшее; в 2004 году окончила ХГУ им. Н.Ф. Катанова
- Специальность: «Филология»
- Квалификация: учитель французского и английского языков
- Должность: учитель английского языка
- Стаж работы: 12 лет
- Стаж работы в данном ОУ: 3 года
- Квалификационная категория: первая
Мое педагогическое кредо:
- «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (В. Ключевский)
- Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. ( Федор Иванович Янкович де Мириево)
- «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» (Л.Н. Толстой)
Требования ФГОС второго поколения:
- Основные задачи учителя иностранного языка: формирование у ученика способности к:
- а) коммуникации;
- б) поиску информации на иностранном языке;
- в) самостоятельному углублению знаний;
- г) восприятию чужой культуры, толерантному и уважительному отношению к ней.
Критерии владения иностранным языком:
- а) способность ученика к решению конкретной коммуникативной задачи;
- б) умение работать с иноязычной литературой;
- в) способность к самостоятельному поиску и усвоению знаний.
Сформировать вышеперечисленные способности (компетенции) у учащихся можно только на основе системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход реализуется через:
Способ диалектического обучения,
который был запатентован
в Международном центре педагогического изобретательства
Патентное свидетельство № 126
от 29 марта 1996 года.
Авторы СДО:
Гончарук Анатолий Иосифович
и
Зорина Валентина Лазаревна
Способ диалектического обучения позволяет:
- избавить учащихся от перегрузок, изнурительных скучных уроков;
- повысить уровень профессиональной компетентности учителя в области философии, логики, психологии, методики преподавания учебных дисциплин, формирования УУД;
Способ диалектического обучения позволяет:
- реализовать ФГОС нового поколения, достичь предполагаемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) ;
- формировать:
Цель:
Формирование УУД средствами технологии СДО на уроках
английского языка.
Достоинства Способа диалектического обучения:
Урок в логике СДО соответствует требованиям современного урока:
- Тему урока формулируют сами учащиеся
(Логические схемы, проблемные вопросы, подведение под понятие и т.д.);
2. Цели и задачи формулируют сами учащиеся
(проблемные вопросы, заявка на оценку):
переход от внешнего принуждения к самопринуждению;
3. Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели:
переход от ставки на память и сообщенные знания (зубрежка) к ставке на мышление и выводные знания (развитие);
Достоинства Способа диалектического обучения:
4. Учащиеся осуществляют учебные действия через индивидуальный труд, простую и сложную кооперации:
переход от двумерной деятельности к трехмерному труду;
5. Учащиеся осуществляют контроль, применяя разные формы (самооценка, взаимооценка);
6. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (проблемные вопросы):
переход от простого (формального) воспроизводства к расширенному (реальному) воспроизводству знаний;
Достоинства Способа диалектического обучения:
7. Учащиеся дают оценку деятельности по её критериям:
переход от необъективной оценки знаний, выводимой учителем, к материализованной (объективной) самооценке учащихся;
8. Проводится рефлексия;
9. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей:
переход от непосредственного обучения (автократия) опосредствованному обучению (демократия).
Дидактический инструментарий технологии СДО:
- Круги Эйлера
- Проблемные вопросы
- Сборник понятий
- Логическая схема
- Тесты (субтесты)
Уникальные возможности тестов в системе СДО:
- Возможность проверки не только уровня знаний, но и уровня мышления.
- Возможность составления по любому учебному материалу, теме.
- Возможность использования тестовых заданий для закрепления изученного материала на уроке.
Субтест
Дидактический инструментарий СДО способствует:
- 1) развитию учащихся;
- 2) формированию инициативного специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию;
- 3) развитию логики и мышления;
- 4) формированию коммуникативной компетенции.
А также:
- может использоваться не только для закрепления изученного материала и контроля знаний, но и для расширенного воспроизводства знаний;
- может применяться на различных этапах урока;
- актуален для разных типов урока.
Результаты
- Изучена теория и технология Способа диалектического обучения;
- Апробированы приемы и формы работы в логике СДО;
- Разработаны системы диагностических заданий (субтесты),
- Технологические карты уроков в логике СДО;
- Карточки проблемных вопросов;
- Участие в работе зональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС средствами СДО»;
- Участие в заочной научно-практической конференции «Реализация ФГОС средствами СДО»;
- Разработана программа Университета непрерывного образования «Формирование познавательных УУД средствами СДО на уроках английского языка»;
- Разработана программа в соавторстве Университета непрерывного образования «Система критериального оценивания – инструмент повышения качества филологического образования (СДО)»
Критерии оценки результатов работы
Позитивная динамика учебных достижений
2013-2014 уч. год
% успеваемости
100%
2014-2015 уч. год
% качества
2015-2016 уч. год
100%
64,2
100%
65,6
66,4
Результаты экзаменов
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по английскому языку
2014 год
Общероссийская предметная олимпиада Школьные дни Зимняя сессия
2015 год
1 победитель;
II Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием «Ростконкурс»
2015 год
2 призера (2,3 места);
Всероссийская предметная олимпиада по английскому языку «Русская культура»
1 победитель;
2 призера (2,3 места);
2 призера (2,3 места)
Позитивные результаты деятельности по выполнению функции классного руководителя
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
Обобщение и распространение педагогического опыта
Опыт работы обобщается на разных уровнях:
- С 2015 года - руководитель ШМО классных руководителей;
- С 2015 года - руководитель программ МУНО;
- В 2014 году - участник краевого семинара «Моделирование и анализ урока в системе Способа диалектического обучения» (открытый урок в 9 классе);
- В 2015 году - участник зональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС средствами СДО: опыт, проблемы, перспективы» (мастер-класс: «Развитие познавательных УУД на уроках английского языка»);
- В 2015 году - участник Педагогического форума (мастер-класс: «Развитие познавательных УУД на уроках английского языка»);
- В 2014 году - руководитель проекта «3Д: Дорогой добрых дел»;
- В 2016 году - руководитель проекта «Школьный ералаш».
«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими» Константин Кушнер
Спасибо за внимание!