СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорная таблица "Методы обучения. Средства обучения. Формы организации обучения".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опорная таблица "Методы обучения. Средства обучения. Формы организации обучения".»

Опорная таблица по теме «Методы обучения»

Метод - дидактическая категория, включающая способ достижения цели учебного занятия.


Классификация различных подходов и методов

Подход и автор

Методы

1.Перцептивный подход

Авторы: Н.М. Верзилин, Е.И. Петровский

1.Словесный метод. Источником выступает устное или письменное слово. (Учебники и учебные пособия, речь, письмо и т.д.)

2.Наглядный метод. Источником выступает наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия. (Макеты, наглядные пособия, таблицы, схемы, модели, приборы, технические средства)

3.Практический метод. Предназначен для формирования практических умений и навыков. (Моделирование, экспериментирование, игры, упражнения, опыты)

2.Гностический подход

Авторы: И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин

1.Объяснительно-иллюстративный. Преподаватель сообщает готовую информацию, а обучающиеся её воспринимают.

2.Репродуктивный. Учитель объясняет знания в готовом виде, а обучающиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по его заданию.

3.Проблемное изложение. Учитель ставит проблему и сам её решает, обучающиеся следят ща логикой изложения, доказательств и т.д.

4.Эврестический. Обучающиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему - частично.

5.Исследовательский. Обучение предусматривает творческое усвоение учащимися знаний.

3.Субъектно-объектный подход

Автор: Е.Я. Голант

1.Активные методы. Методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом

2.Пассивные методы. Форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя.

4.Бинарный подход

Автор: М.И.Махмутов

1.Методы преподавания » информационно-сообщающие, инструктивно-практические, объяснительные, объяснительно-побуждающие, побуждающие;

2.Методы учения » исполнительные, продуктивные, продуктивно-практические, частично-поисковые, поисковые.

5.Логический подход

Автор: А.Н.Алексюк

1.Дедуктивный. Общее Частное

2.Индуктивный. Частное Общее

6.Управленический подход

Авторы: М.А. Данилов, Б.П. Есипов

Выбор метода в рамках данного подхода обусловлен типом урока и соответствующей ему структурой.

7.Целостный подход

Автор: Ю.К. Бабанский

1.Методы организации и осуществления УПД:

-методы получения новых знаний;

-методы выработки умений и накопления опыта учебной деятельности;

-методы закрепления и повторения материала.

2.Методы стимулирования и мотивации УПД:

-методы эмоционального стимулирования;

-методы развития познавательного интереса;

-методы формирования ответственности и обязательности;

-методы психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

3.Методы контроля и самоконтроля за эффективность УПД:

-повседневное наблюдение за учебной работой учащихся;

-устный и письменный опросы;

-контрольная работа;

-проверка домашнего задания.



Инновационные методы

Имитационные методы

Неимитационные методы

Игровые методы

Неигровые методы

-проблемные семинары;

-тематические дискуссии;

-проблемные лекции;

-круглые столы;

-эвристические методы: «мозговая атака», эвристические вопросы, микрооткрытия, многомерные матрицы, свободные ассоциации, инверсия, погружение, эмпатия.

-организационно-деятельностные игры;

-ролевые игры;

-деловые игры;

-дидактические (учебные) игры.

-анализ и обсуждение конкретных ситуаций;

-решение ситуационных задач;

-разбор инцидентов;

-разбор папки с деловой документацией.



Опорная таблица по теме «Средства обучения»

Средства обучения – это материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса.

Критерий классификации

Описание средств обучения

Пример

1.По составу объектов

1.Материальные СО

Учебники и учебные пособия, макеты, модели.

2.Идеальные СО

Речь, письмо, компьютерные программы

2.По субъекту деятельности

1.Средства преподавания

Те материальные объекты и идеальные средства, которые использует учитель в процессе информирования учащихся, организации их познавательной деятельности, для контроля и закрепления материала

2.Средства учения

Дидактические материалы, карты, схемы, таблицы, лабораторное оборудование, оборудование мастерских и т.п.

3.Исходя из содержания

1.На уровне урока

Раздаточный материал

2.На уровне учебного предмета

Учебник, дидактический материал

3.На уровне всего процесса обучения

Учебные кабинеты

4.По нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия учащихся

1.Простые средства обучения:

Любые тексты, учебники

-словесные

-визуальные

Плакаты, модели

2.Сложные средства обучения:

Устройства: микроскоп, кодоскоп, фильмоскоп.

Дидактическое обеспечение: диафильмы, слайды, диапозитивы, фото

-механические визуальные приборы



-аудиальные средства обучения


Проигрыватель, магнитофон, радио, записи на дисках

-аудиовизуальные средства обучения



Телевидение, видео, мультимедийные проигрыватели, кинофильмы, телепередачи, записи

-автоматизированные процессы обучения

Компьютер, лингафонный кабинет


Технические средства обучения

Классификация

Виды

1.По функциональному назначению ТСО

-ТС передачи информации;

-ТС контроля;

-ТС обучения и самообучения;

-Тренажёрные ТС;

-Вспомогательные ТС;

-Комбинированные ТС.

2.По принципу устройства и работы

-Механические;

-Электромеханические;

-Оптические;

-Звукотехнические;

-Электронные;

-Комбинированные

3.По роду обучения

-Индивидуальное пользование;

-Групповое пользование;

-Поточное пользование.

4.По логике работы ТСО

-Линейная программа работы;

-Разветвлённая программа работы.

5.По характеру воздействия на органы чувств

-Визуальные;

-Аудиосредства;

-Аудиовизуальные ТСО.

6.По характеру предъявления информации

-Экранные;

-Звуковые;

-Экранно-звуковые.


Опорная таблица по теме «Организационные формы обучения»


Форма организации обучения – дидактическая категория, которая отражает внешнюю сторону организации учебного процесса.


Основание для выделения ФОО

ФОО

1.По характеру управления УПД

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная и коллективная.

2.По месту организации

Аудиторные – внеаудиторная, школьные - внешкольная.

3.По продолжительности проведения

Урок (45 минут); спаренное занятие (90 минут); укороченное спаренное занятие (70-80 минут); уроки без звонка (произвольной продолжительности).


ФОО

Описание

Урок

Систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся ФО деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определённый отрезок времени.

Лекция

Особая конструкция учебного процесса, наиболее экономичный способ передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме.

Семинар

Учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов и рефератов.

В зависимости от способа проведения выделяют несколько видов семинаров. Наиболее распространённый вид – семинар-беседа. Проводится в форме развёрнутой беседы по плану с кратким выступлением и подведением итогов преподавателем.

Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей её решения.

Лабораторно-практические занятия, практикумы

ФОО, при которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы. Основные дидактические цели занятия – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений.

Конференции (учебные)

Организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Зачёт

ФО, близкая по назначению к экзамену. Зачёт можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

Экзамен

ФО, имеющая целью систематизации, выявление и контроль знаний обучающихся.

Факультативные занятия

Предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию обучающихся. Они направлены на расширение научно-технических знаний и практических умения обучаемых.

Консультации

ФО используется для оказания помощи обучающимся по освоению учебного материала. Различают индивидуальную и групповую консультации.

Деловые игры

Форма воссоздания предметного и социального содержания будущей проф.деятельности специалиста, моделирование тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования проф.проблем, противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

Ситуационные занятия (кейс-метод)

ФО, которая предполагает разработку модели конкретных ситуаций, произошедших в реальной жизни и отражающей тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить.



Виды обучения



Виды обучения




В зависимости от подхода

-Дифференцированное обучение. Максимально учитывает возможности и запросы каждого учащегося или отдельных групп. Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий

-Индивидуальное обучение. Педагог обучает каждого ученика или студента отдельно, ориентируясь на его индивидуальный уровень усвоения учебного материала или его способности. Является довольно эффективным видом обучения.




В зависимости от метода

-Объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение. Использует объяснение в сочетании с наглядностью.

-Проблемное обучение. Основано на развитии умения разрешать проблемные ситуации и самостоятельно добывать знания. Это путь творческой активности.

-Программирование, или компьютеризованное, обучение. Учебный материал делится на отдельные порции; учебный процесс состоит из последовательных шагов, каждый из которых завершается контролем.