Диагностика ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Системный подход к формированию ИКТ - компетентности педагога предполагает, помимо содержательной части, обоснованный по составу мониторинг. Главной целью планомерного динамического отслеживания ИКТ - компетентности является диагностика динамики развития ИКТ - компетентности и внесение своевременных корректив в процесс обучения. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемой технологии обучения педагогов, используемых методик, служит выбору обоснованных путей устранения недостатков образовательной траектории, является основой для принятия эффективных управленческих решений.
Концепция мониторинга построена на основе научных разработок Л.В.Кочегаровой, и выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов в области информатизации:
информационная функция - позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;
контрольно-корректирующая или диагностическая - обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ - компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых;
мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.
Определение ИКТ - компетенции педагогического работника.
Поставить в соответствие название программы и определение.
А) Для создания и обработки текстовой информации | | Microsoft Power Pint |
Б) Для создания презентаций используется: | Microsoft Word |
В) Для обработки информации в табличной форме | Microsoft Excel |
2. Устройствами ввода информации являются:
А) Сканер Б) Принтер В) Монитор Г) Клавиатура
3. Выберите верный алгоритм копирования фрагмента текста
А) выделить фрагмент, копировать, установить курсор, вставить
Б) установить курсор, выделить фрагмент, вырезать, вставить
В) установить курсор, выделить фрагмент, копировать, вставить
Г) выделить фрагмент, вырезать, установить курсор, вставить
4. При наборе текста в текстовом редакторе, клавиша Еnter используется для
А) перехода на новый абзац
Б) вставки рисунка
В) перехода на новую страницу
Г) открытие нового документа
5. Адресом электронной почты в сети Internet может быть:
А) User at host Б) [email protected] В) @mail.ru Г) rrr@@mgru.msk.ru
6. Поисковая система это:
А) сайт, позволяющий осуществлять поиск информации на основе ключевых слов, определяющих область интереса пользователя
Б) программа тестирования компьютера
В) протокол передачи почтовых сообщений
Г) программа передачи гипертекстовой информации
7. Выберите из списка адрес Федерального портала «Российское образование»:
А) http://window.edu.ru/
Б) http://www.rusedu.ru/
В) http://www.school.edu.ru/
Г) http://www.edu.ru/
8. Для того, чтобы удалить пустую строку в текстовом документе нужно нажать клавишу.
А) Пробел Б) Enter В) Delete Г) Insert
9. На основе чего строится любая диаграмма?
А) книги редактора электронных таблиц
Б) графического файла
В) текстового файла
Г) данных таблицы
10. Что из перечисленного не является характеристикой ячейки в редакторе электронных таблиц?
А) имя Б) адрес В) размер Г) значение
11. Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов – это…
А) информационно-коммуникационная технология
Б) дистанционные образовательные технологии
В) информационная технология
Г) открытое образование
12. Какова продолжительность непрерывной работы с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой для учащихся 5-7 классов (в соответствии с требованиями САНПИН)?
А) Не более 10 минут.
Б) Не более 15 минут.
В) Не более 20 минут.
Г) Не более 25 минут.
Д) Продолжительность применения данных технических средств не ограничена.
Выберите несколько правильных ответов ( вопросы 13 -18)
13. Выберите правильные ответы: «Гиперссылкой может быть...»
А) Текст Б) Графическое изображение В) Папка Г) Архив
14. Что из перечисленного включает в себя информационная образовательная среда образовательного учреждения?
А) Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы.
Б) Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы.
В) Систему духовно-нравственных ценностей.
Г) Систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.
15. Что может выступать в качестве рабочего места учителя как пользователя ИОС?
А) Отдельное рабочее место в Информационном центре, библиотеке, медиатеке и т. п.
Б) Отдельный компьютер в любом месте школы для доступа к информационному пространству школы
В) Компьютерный класс с 10 – 15 рабочими местами учеников и ПК учителя
Г) Один или несколько компьютеров на рабочих местах в учительской
Д) Отдельный компьютер на рабочих местах сотрудников администрации
Е) Отдельный компьютер с мультимедиапроектором и другим подключенным оборудованием в предметном кабинете
16. К компетенциям учителя в сфере информационных и коммуникационных технологий относятся:
А) наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ;
Б) умение конструировать логически понятную педагогическую систему, позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательного процесса;
В) владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс;
Г) наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
17. Какими средствами может быть реализована коммуникативная деятельность учащихся в дистанционном обучении?
А) Web-форум
Б) Медиапроект
В) Web-доска объявлений
Г) Чат-конференция
18. Компьютерные презентации бывают
А) линейные Б) интерактивные В) показательные Г) циркульные
19. Установите соответствие информации, представленной в двух множествах:
А) Электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося | | Сетевое обучение |
Б) Обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий | Мобильное обучение |
В) Обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети | Автономное обучение |
Г) Обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети | Электронное обучение |
20. Поставить в соответствие название программы и определение.
А) Графический редактор | | компьютерная программа, предназначенная для обработки различных данных, представленных в табличной форме |
Б) Электронные таблицы | компьютерная программа создания и редактирования изображений (рисунков, фотографий и др.) |
В) Текстовый редактор | компьютерная программа, обеспечивающая доступ и перемещение в глобальной компьютерной сети Интернет |
Г) Браузер | компьютерная программа, используемая для создания, редактирования и форматирования документов |
СПЕЦИФИКАЦИЯ ТЕСТА
ДИСЦИПЛИНА – Основы компьютерной грамотности.
ЦЕЛЬ – Определение ИКТ – компетенции педагогического работника.
КОЛИЧЕСТВО ЗАДАНИЙ – 20
ФОРМА ЗАДАНИЙ – закрытые – 17
- с одним правильным ответом - 11
- с несколькими правильными ответами – 6
установление соответствий – 3
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ – 20 минут
РАЗРАБОТЧИК – Корякина Татьяна Михайловна, учитель.
КЛЮЧ
К ТЕСТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИКТ – КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА»
А - 2, Б - 1, В – 3.
Г
А
А
Б
А
Г
В
Г
В
В
В
А, Б
А, Б, Г
А, В, Г, Е
А, В, Г
А, В, Г
А, Б
А – 1, Б – 4, В – 3, Г – 2
А – 2, Б – 1, В -4, Г – 3
ОЦЕНКА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
| Не использую | Использую редко | Использую часто |
Использование ИКТ в повседневной практике учителя |
Текстовый редактор. | | | |
Электронные базы данных | | | |
Электронные таблицы | | | |
Программы для создания презентаций | | | |
Распечатка дополнительных материалов и упражнений | | | |
Программы для работы с видео, звуком и графикой | | | |
Электронная почта | | | |
Поиск информации в Интернет | | | |
Интернет-форум | | | |
Электронные тесты | | | |
Компьютерное моделирование | | | |
Обучающие программы | | | |
Цифровые энциклопедии и словари | | | |
Обучающие игры | | | |
Интерактивные доски, видеопроекторы | | | |
Реализация профессиональных задач педагога |
Делаю поурочное планирование с использованием ИКТ | | | |
Готовлю уроки с использованием ИКТ учениками | | | |
Подбираю программное обеспечение для учебных целей | | | |
Ищу учебные материалы в Интернет | | | |
Использую ИКТ для мониторинга развития учеников | | | |
Эффективно использую ИКТ для объяснений на уроке | | | |
Использую ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями | | | |
Использую Интернет-технологии (например, электронную почту, форумы и т.п.) для организации помощи ученикам | | | |
Могу оценить пригодность веб-сайта для его использования в преподавании и делаю это | | | |
Использую учебные задания следующих типов: |
Работа над сочинением (докладом, выступлением) с помощью текстового редактора. | | | |
Компьютерная презентация доклада на уроке. | | | |
Учебные задания, для выполнения которых используются мультимедийные технологий, например, видеофильмы, анимации | | | |
Учебные задания, для выполнения которых используются сетевые средства организации совместной работы школьников. Например, для обсуждения проблемы применяется Интернет-форумы. | | | |
Учебные задания, для представления результатов которых школьники создают Интернет-сайты. | | | |
Учебные задания, для выполнения которых используются компьютерные и визуальные лаборатории. | | | |
Учебные задания с использованием электронных учебников. | | | |
Тестирование с помощью специальных программных средств. | | | |
Учебные задания, для выполнения которых используется графические редакторы. | | | |
Учебные задания, для выполнения которых используются электронные таблицы | | | |
Работа с цифровыми тренажерами. | | | |
Работа с цифровыми инструментами (сканерами, цифровыми фото- и видеокамерами, микроскопами, музыкальными клавиатурами и т.п.) | | | |
Работа над долгосрочным (более 2-х недель) учебным проектом | | | |
Работа над краткосрочным проектом | | | |
Поставьте значок «+» в столбцах, содержащих положительный ответ
Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к урокам с использованием Интернет – ресурсов | |
Использование презентаций, мультимедийных пособий и др. на уроках с обучающимися | |
Разработка уроков для обучающихся по разным направлениям с использованием информационных технологий | |
Использование сети Интернет для самообразования | |
Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе | |
Наличие собственного сайта (нет; да (укажите адрес)) | |
Наличие опыта в области использования ИКТ | |