Просмотр содержимого документа
«Определение уровня сформированности навыков самостоятельной работы у студентов первого курса»
«Определение уровня сформированности навыков самостоятельной
работы у студентов первого курса»
З.Т. Закирова
г. Муравленко
Требования работодателей к современному специалисту, а также внедрение наиболее востребованных, новых и перспективных профессий и специальностей ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой студентов, в том числе и их самостоятельной работой.
Переход на компетентностную модель образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности студентов. Превращение студента из объекта педагогического воздействия в активнодействующего субъекта образовательного процесса, выстраивающего своё образование совместно с преподавателем, является необходимым условием достижения им общих и профессиональных компетенций. Более того, самостоятельная работа студента направлена не только на достижение учебных целей – обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни.
От того, как специалист будет проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, планировать и прогнозировать результаты своей самостоятельной деятельности, зависит его конкурентоспособность на рынке труда, профессиональный рост, социальная востребованность.
Одним из важных этапов организации самостоятельной работы студентов по новым, наиболее востребованным профессиям и специальностям СПО в колледже является определение уровня развития навыков самостоятельной работы студентов нового набора. Для этого методистами было проведено педагогическое исследование студентов по теме «Определение уровня развития навыков самостоятельной работы студентов», составлен опросник из 14 вопросов (см. Приложение №1).
В эксперименте участвовали студенты 1 курсов всех специальностей и профессий, в количестве 113 человек.
Анализ полученных результатов показывает, что большинство студентов испытывает трудности в следующих умениях: составление аннотаций, тезисов; систематизация и классификация фактов, явлений; умозаключения, обобщения на основе анализа собранного материала; проявление инициативы по разным направлениям деятельности (учебной, исследовательской, проектной и др.).
Отсутствие данных умений на первом курсе чаще всего компенсируется определенным запасом школьных знаний, однако по мере усложнения усваиваемого материала и приобщения студентов к различным видам самостоятельной работы, требующим творческого поиска, эти умения становятся главным фактором, определяющим успешность учебной деятельности старшекурсников. Среди факторов, отрицательно влияющих на производительность самостоятельной работы студентов, является несформированность у значительной части студентов общих и специальных учебных умений. Отсутствие которых проявляется прежде всего в неумении студентов оптимально организовать свою самостоятельную работу, что выражается в привычке откладывать выполнение заданного материала на последний момент. Это неизбежно приводит к неравномерности нагрузок и отсутствию систематичности занятий. Поэтому необходимо, чтобы с первого курса в колледже осуществлялась организация самостоятельной работы студентов.
Итак, анализ полученных данных свидетельствует о необходимости улучшения качества организации самостоятельной работы в колледже. Стоит задуматься о новых современных методах и средствах, способствующих активизации мотивации студентов к самостоятельной работе. А студентам необходимо уделять большое внимание своему самообучению, саморазвитию, развивать познавательную самостоятельность, чтобы стать успешным востребованным, конкурентоспособным специалистом на рынке труда.
Литература
1. Галимова, Е. В. Системно-критический анализ – средство повышения эффективности самостоятельной работы [Текст] / Е. В. Галимова, М. Н. Третьякова // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 10. – С. 17-18.
Гареев, Р. А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы [Текст] / Р. А. Гареев // Среднее профессиональное образование. – 2006. – № 5. – С. 9-14.
Георге, И. В. Некоторые аспекты разработки программы самостоятельной работы студентов, направленной на формирование профессиональной компетентности [Текст] // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 3. – С. 49-51.
Горбунова, Л. Н. Организация самостоятельной работы студентов СПО [Текст] / Л. Н. Горбунова // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 8. – С. 149-152.
Колобков, В. Ф. Самостоятельная учебная работа как фактор социально-профессиональной адаптации студентов [Текст] / В. Ф. Колобков // Среднее профессиональное образование. – 2007. – № 2. – С. 45-46.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТА
Уважаемые студенты!
Просим Вас принять участие в исследовании и ответить на вопросы данной анкеты. Исследование проводится с целью определения уровня развития навыков самостоятельной работы студентов. Выберите ответ, который соответствует Вашему мнению.
№ п/п | Владеете ли Вы следующими умениями и навыками? | Я умею (владею) | Я умею (владею) не в полной мере | Я не умею (не владею) |
-
| Готовить реферат, доклад, сообщение | | | |
-
| Составлять конспект | | | |
-
| Составлять план | | | |
-
| Составлять аннотацию | | | |
-
| Составлять тезисы | | | |
-
| Оформлять материал в соответствии с требованиями преподавателя | | | |
-
| Выделять в тексте главное | | | |
-
| Систематизировать и классифицировать факты, явления, точки зрения | | | |
-
| Сравнивать факты, явления, точки зрения | | | |
-
| Делать выводы, обобщения на основе анализа собранного материала | | | |
-
| Самостоятельно выбирать источники информации | | | |
-
| Использовать полученные знания на практике | | | |
-
| Проявлять инициативу по разным направлениям деятельности (учебной, исследовательской, проектной и др.) | | | |
-
| Эффективно планировать и использовать рабочее и личное время | | | |
Спасибо за ответы!