«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 рабочего поселка Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края»
«СЧАСТЬЕ ДЕТЕЙ – В НАШИХ РУКА»
(из опыта работы педагога)
Детский сад № 4 «Солнышко»
« Инклюзивное образование крайне важно для всех членов общества: и для людей с ограниченными возможностями здоровья, и для детей, у которых нет таких
проблем со здоровьем»
Выдержка из выступления президента РФ Путина В.В.
на форуме общероссийского общенародного фронта
«Качественное образование во имя страны»
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей
с ОВЗ в РФ , является Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, регламентирующий право детей с ОВЗ и инвалидностью на образование и обязывающий нас создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф, ст. 2 п.16:
« Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
За последние годы у нас было несколько детей с ОВЗ и инвалидов:
- 2014 год – 3 ребенка
- 2015 год – 4 ребенка
- 2016 год – 3 ребенка
- 2017 год – 5 детей
- 2018 год - 20 детей
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
Оказание комплексной психолого-педагогической помощи по внедрению в среду типично развивающихся сверстников в виде психолого-педагогической коррекции и социальной
реабилитации детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата;
Комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной командой специалистов
и определение возможностей и потребностей ребенка в психологической,
коррекционно-педагогической и социальной помощи
Разработка и составление индивидуальной развивающей программы,
с учетом социальной ситуации развития ребенка
Консультирование и обучение родителей по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи
Проведение коррекционно-развивающего обучения в форме
индивидуальных, групповых занятий
Подготовка, методическое руководство и оказание помощи педагогам
общеобразовательных учреждений по включению детей с ограниченными
возможностями в общеобразовательную среду
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Внесение изменений в локальные акты учреждения (Устав, Коллективный договор, должностные инструкции)
Подборка федеральных государственных актов, документов по организации образования
детей с ОВЗ.
Разработка новых локальных актов (договор с родителями детей с ОВЗ, анкеты для мониторинга, положение о консультационном пункте,
Издание приказов :
ПМПК и пр)
(об утверждении ИПРА, графиков работы, приёма граждан, проведении мониторинга, утверждении положений и пр)
КАДРОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- На сегодняшний день ДОУ полностью укомплектовано педагогами, способными решать вопросы образования детей с ОВЗ.
- В штат учреждения введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, тьютора. Все имеют высшее педагогическое образование и дополнительное образование по направлению деятельности.
- Проведена максимальная работа по организации прохождения педагогами курсов повышения квалификации.
КАДРОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Специалисты и руководитель, дополнительно имеют удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации по организации работы с детьми с ОВЗ.
- Десять педагогов, все специалисты и я прошли курсовую подготовку по направлению «Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что очень важно при организации работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Инклюзивного образования реализуется
комплексный подход. С каждым ребенком
работает многопрофильная команда:
Заведующий ДО
Старший воспитатель
Воспитатель
Дети и родители
Педагог - психолог
Инструктор по физической культуре
Учитель-логопед
Муз. руководитель
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
- Организует взаимодействие педагогов,.
- Разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка.
- Проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми.
- Организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска.
- Повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада.
- Проводит консультативную работу с родителями.
РАБОТЫ РЕБЯТ
УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД
Проводит:
- речевое обследование детей.
- Индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь).
- Подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов),
- Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Инструктор по физической культуре:
- Осуществляет укрепление здоровья детей, применяя здоровье сберегающие технологии.
- Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
- Консультирует родителей и педагогов по вопросам физического развития детей.
Музыкальный руководитель
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
ЗАНЯТИЯ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
Воспитатели групп проводят занятия по развивающим и коррекционным программам, применяя к детям с ОВЗ принципы группового и индивидуального подхода.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА
С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ
Приобщение родителей к педагогическому процессу
Разнообразные занятия совместной деятельности детей с ОВЗ и родителей
Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ
Понимания
и такта
в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ
Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения
Информационно-педагогические материалы, выставки детско-родительских работ
Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения
У КАЖДОГО ИЗ НАС ЕСТЬ ТО,
ЧТО МЫ МОЖЕМ ДАТЬ ДРУГИМ!
КАЖДЫЙ ИЗ НАС
МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ МИР!