Опыт работы
«Развитие познавательных способностей дошкольника, посредством конструирования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Сказка» городского округа город Мантурово Костромской области
Материал подготовила: воспитатель в.квалификационной категории - Курочкина И.С.
2022 год
«Конструируя, ребёнок действует,
как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта»
Жан Пиаже.
В процессе конструирования у ребёнка формируются пространственные представления, речевая и познавательная активность, умение планировать свою деятельность и анализировать предметы окружающего мира.
Цель: создание организационных и содержательных условий для реализации воспитательных задач посредством технического конструирования.
Задачи:
1.Сформировать знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине , о материалах, с которыми они работают.
2.Совершенствовать умения работать с разными видами конструктора.
3.Развивать умение работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность.
4.Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
5.Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем .
Целевые ориентиры:
-Ребенок владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; способен договариваться, учитывать интересы других;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; развитым воображением
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
-ребенок способен к волевым усилиям;
-ребенок проявляет любознательность.
Программа кружка составлена на основании:
- Закона Российской Федерации «Об Образовании» ,
- Конвенции о правах ребёнка,
- Программы «Детство»,
- Методических рекомендаций «Для педагогов дошкольных образовательных организаций» (автор – Раева Валентина Вячеславовна),
- Устава ДОУ,
- В соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Программа ориентирована на:
- Раскрытие потенциала дошкольника,
- Индивидуально – дифференцированный подход,
- Преемственность дошкольного и школьного образования через адаптацию к учебной деятельности.
Программа кружка предусматривает 1 занятие в неделю , длительность - 30 минут, во второй половине дня.
Тематика занятий дублирует ООП ДОУ.
Срок реализации Программы: 1 год.
В современном мире выбор для конструирования очень велик и разнообразен.
1.Организация предметно – пространственной развивающей среды .
2 . Игровой характер подачи материала .
Конструируем своё имя.
П/и «Мяч в ворота». Игра - инструкция «Объяснялки».
Д/и «Сосчитай пример».
М. п. игра «Новогодняя гирлянда»
Д/игра «Волшебная шляпа».
Сюжетно – ролевая игра «Маленькому кораблю – большое плавание».
3 . Разнообразие форм работы с детьми.
КВН «Зимние забавы»
«Виртуальная экскурсия в мир птиц»
Выставки поделок: «Эти забавные животные», «Цветы для мамы», «Военные машины»
НООД «Спасение планеты Роботов»
Театрализованная деятельность «Теремок»
Способы поощрения детской деятельности
Участие детей в конкурсах:
Кружковая работа предусматривает формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи.
Конкурс «Мастерим дома»
Тема: «Транспорт»
Мастер – класс «Супермашины будущего»
«Семейный Клуб любителей конструирования»
В качестве отслеживания результативности детской деятельности, использую следующие методы мониторинга:
- Наблюдение за процессом конструктивной деятельности.
- Анализ продуктов детской деятельности
- Диагностические карты ( в начале и в конце учебного года)
Работа с педагогами
Литература.
- Бабаева Т.И. , Гогоберидзе А.Г. Программа «Детство» издательство «Детство – ПРЕСС», 2019 г.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования/ Л.С. Выготский. – М.,1956. – 257 с.
- Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей дет.сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.
- Емельянова И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб.метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
- Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: коллективная монография / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ». – 158 с.
- Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» - М. «Линка - Пресс», 2001.
- Литвиненко В.М., Аксенов М.В. « LEGO мастер. Конструктор LEGO» - М.: С-Пб., «Кристалл», 1999.
- М., Парамонова, Л., Урадовенных, Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей // Дошкольное воспитание
- Раева В.В. «Техническое конструирование – тип детского конструирования» Кострома, 2016 г.
- Тихонова Л.И., Селиванова Н.А. «Математика в играх LEGO –конст-руктором» - М.: Владос, 2003.
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей/С.А. Филиппов. – СПб. : Наука, 2010. – 195 с https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-sposobnosti-k-simvolizaci-v-poznavatelnom-razviti-doshkolnikov.html
- Криущенко Т. Освоение и использование знаково-символических средств дошкольниками (публикация).
- http://recitpresco.qc.ca/node/521
- Фильм «История LEGO (The LEGO Story)»
- http://www.vseodetyah.com/article.html?id=1936&menu=parent
- https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-ispolzovanie-magnitnogo-konstruktora-v-konstruktivno-modelnoi-dejatelnosti-detei.html
СПАСИБО, ЗА ВНИМАНИЕ!