СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы " Развитие творческих способностей младших школьников на уроках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта тема в настоящее время является актуальной так, как сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом обществе и быть полезными этому обществу. 

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы " Развитие творческих способностей младших школьников на уроках"»

Муниципальное бюджетное образовательное учереждение гимназия №3 г. Пролетарска















Из опыта работы обобщение по теме:

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках»













Учитель начальных классов

МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска

Вербова Галина Николаевна





















«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» - Л.Н.Толстой.



Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках». Считаю, что эта тема в настоящее время является актуальной так, как сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом обществе и быть полезными этому обществу. Поэтому цель моей работы состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Изучив методическую литературу, я убедилась, что теория Занкова как бы подсказывает путь, как учить детей без принуждения, как помочь им раскрыть свои способности. Эту задачу я тесно связываю с развитием творческих способностей детей и считаю, что система развивающего обучения открывает для этого огромные возможности. Творческая активность развивается в процессе деятельности, поэтому на уроках использую проблемные, активные формы и методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе. Всю работу по развитию творческих способностей веду в системе на протяжении трех лет с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в атмосфере сотрудничества с учениками. Мною используются различные формы работы (групповая, парная, индивидуальная), что позволяет активизировать творческую деятельность учащихся на уроке, учесть их индивидуальные особенности, воспитать культуру общения. Так уроки литературного чтения предполагают вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не, только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения.

Проводя уроки чтения, стараюсь разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. Подбираю творческие задания, чтобы они были ориентированы на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Это речевые разминки, задания на смекалку, различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразование читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры, головоломки, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки и т.д.

Особенно ребятам нравится рецензировать иллюстрации своих одноклассников, несмотря на то, что это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делаем это так:

- каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации;

-школьники обмениваются рисунками;

-получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти

этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;

- сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик составляет устную рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту;

-отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст.

Работы моих учеников участвуют в конкурсах разного уровня.

Кукарекин Никита участвовал в номинации «Художественное слово» районного фестиваля детско-юношеского творчества «Мы- за будущее без пожаров» награжден памятным подарком.

Черникова Екатерина, Рацева Софья, Жезлова Полина, Бархатова Кристина, Кононов Михаил награждены благодарственными письмами за участие в шестом детско-юношеском творческом конкурсе «Чтобы счастлива, сильна была любимая страна!», награждены благодарственными письмами.

Стихотворение Николайко Светланы участвовало на интернет-портале Академия Развития Творчества «АРТ-талант» во Всероссийском творческом конкурсе для дошкольников и учащихся 1-8 классов «Звонкая весенняя капель» и заняло II место.

ВЕСНА

Весною всё прекрасно:

Природа и друзья,

И небо голубое,

И яркая заря.

И пенье птиц чудесно,

Цветенье ранних груш,

Жужжанье пчёл мохнатых

И вишни сладкий дух.

Творческая работа Кононова Михаила на интернет-портале Академия Развития Творчества «АРТ-талант» во Всероссийском творческом конкурсе для 1-11 классов «Родные края» заняла I место. Вот несколько строк. «Самым красивым и удивительным наш край становится весной, когда Сальские степи превращаются в цветущий ковёр из разноцветных лазориков и диких ирисов. Родиной тюльпанов считают Голландию, но в гражданскую войну попал в наши степи с белой армией голландский офицер Лефебр. Выкопал он несколько луковиц и увёз в Голландию, где селекционеры превратили манычские лазорики в королевские тюльпаны….. Можно бесконечно рассказывать о моей малой родине, об удивительном крае, где я живу. Я счастлив, что живу на Донской земле, в красивейших Сальских степях, на берегу огромного Маныча, в маленьком и уютном городе Пролетарске, который я очень люблю!»

Арутюнян Ани два года участвует в научно-практической конференции «Сократ», которая проводится в гимназии. Её сочинение «Родные края» заняло I место. К этой работе Ани сделала фильм «Пролетарск моими глазами» в программе киностудия Windows Live.

Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Обучение творчеству детей главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом.

На уроках русского языка использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

- эвристический;

- проблемный;

- модельный.

Именно эти методы обучения позволяют предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска. Для развития творческих способностей использую творческие задания:

1.Эвристическая задача

2. Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов.

3.Составление опорных сигналов. Чтобы закрепить языковую закономерность и окончательно освоить её, не боясь ошибки в дальнейшем, учащийся должен «увидеть» правило в системе небольшого количества ярких и запоминающихся знаков, схем. Этому и служит прием составления схем. Я не даю их в готовом виде, т.к. их использование малопродуктивно. Ребята составляют их сами.

4.Опора на языковой текст. Без него невозможно научить детей по-настоящему чувствовать язык, видеть средства его выразительности.

На уроках математики использую следующие виды работ: 
1. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю — не верю». 
2. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Игра «Внимание» или, например, такие задания: 
*Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?). 
* Чем отличаются картинки? 
* Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры). 
*Продолжи линию. 
* Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д. 
Для развития воображения: 
* Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка. 
*Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось. 
* Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур. 
* задачи — шутки, задания со спичками (А.Т.Улицкий, Л. А. Улицкий «Игры со спичками). 
3. Решение частично-поисковых задач разного уровня. 
Здесь детям даются задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания. 
Это задания на выявление закономерностей: 
*Раздели фигуры на группы. 
*Найди «лишний» рисунок. 
*Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку. 
*Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники. 
*По какому принципу объединили данные фигуры и др. 
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений. 
4. Решение творческих задач. 
Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. 
Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: Монгольская игра «Танграм» ( составление прямоугольника из треугольников и четырёхугольников) 
Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

Большой интерес вызывает у учеников подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов по познанию мира. Часто на уроках использую групповую форму работы направленную на исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность строится в соответствии со следующими методическими приемами: 
1.Выдвижение проблемы. 
2.Постановка предположений. 
3.Обсуждение гипотез. 
4.Сравнение полученных выводов с текстом учебника или рассказом учителя. 
5.Поиск эмоциональных опор (рассматривание иллюстраций). 
6.Совместное составление графического плана-опоры. 
При таком построении ребенок не боится высказывать ошибочное мнение, допустить ошибку в рассуждении, так как он имеет возможность под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправить ее. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей. 

Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word и Power Point. С помощью программы Word дети готовят сообщения к урокам русского языка, риторики, математики и окружающего мира.

Результативность моей деятельности подтверждает, что решаемые мной проблемы направлены в нужном направлении.

В рамках ФГОС веду комплексный подход к оценке результатов обучающихся. Мониторинг личностных результатов учеников фиксирую в портфолио достижений, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.