Просмотр содержимого документа
«Опыт работы с детьми ОВЗ»
Опыт работы в организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
МДОУ Детский сад №7 «Родничок»
Подготовили:
учитель-логопед: Качалова А.Г.
педагог-психолог: Мордвинцева В.И.
Август 2022 г.
Инклюзивное (включающее образование, совместное обучение) – форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
В группах нашего ДОУ осуществляется совместное образование обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья организуется в соответствии с адаптированной образовательной программой (АОП).
- Трудности при создании АОП: - Развитие психолого-педагогической компетентности, прежде всего у воспитателя, при появлении в группе ребёнка с ОВЗ. Педагог должен овладеть новыми и специальными знаниями, для успешного обучения и воспитания ребёнка. - На протяжении учебного года чаще всего вносятся коррективы в программу, связанные с достижением зоны ближайшего развития ребёнка.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – наиболее приемлемая и распространённая форма организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, в ходе которого осуществляется взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Особое внимание уделяется вовлечению родителей, как равных участников образовательного процесса. Сопровождение ребёнка с ОВЗ осуществляется только с согласия родителей (законных представителей).
Кто сопровождает ребёнка с ОВЗ в ДОУ:
- медицинский работник
- педагог-психолог
- учитель-логопед
- музыкальный руководитель
- инструктор по физическому воспитанию
- воспитатель
Этапы деятельности специалистов консилиума ДОУ:
- Психолого-медико-педагогическая диагностика
- Проективный этап
- Деятельностный этап
- Аналитический этап
Адаптивная среда
Мультимедийный инструмент «Умное зеркало»
- Занятия разработаны с целью коррекции и устранения дефектов речи. Они развивают артикуляцию, произношение звуков, закрепляют навыки звукового анализа, обогащают лексические темы.
Световой стол для пескотерапии
- Использование метода рисования песком способствует стабилизированию эмоционального состояния ребенка, развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, речи, произвольности внимания и памяти.
Проведение тренингов, практикумов для педагогов
Сухой бассейн используется для снятия мышечного напряжения, развития тактильных ощущени й.
Интерактивный проектор необходим для проведения занятий, демонстрации презентаций.
Оздоровительные технологии
- обеспечение оптимального двигательного режима (утренняя гимнастика, двигательные разминки в режиме дня, в процессе занятий)
- использование разных видов гимнастик для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения (артикуляционная, пальчиковая, для релаксации, двигательная разминка и т.д.)
- формирование представлений о здоровом образе жизни, культурно-гигиенических навыков, обучение приемам массажа и др.
Консультативно-просветительская деятельность
- Консультативная поддержка родителей в вопросах воспитания и обучения детей
- Разработка и доведение до сведения родителей методических рекомендаций по организации детской деятельности дома.
- Приглашение родителей на просмотр коррекционных занятий.
Трудности в организации образовательного процесса Организация коррекционных занятий: - Специалистам необходимо подстраиваться под расписание общеразвивающих занятий и режимные моменты - Очень часто у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень форсированности психических процессов, разный темп усвоения материала. - Дети с ОВЗ обычно соматически ослаблены, довольно часто пропускают занятия по болезни Все эти проблемы решаемы только при вовлечении в коррекционную работу родителей и специалистов, необходимо очень вдумчиво подходить к отбору содержания коррекционной работы.
Спасибо за внимание!