Организация единого образовательного пространства семьи и детского сада при подготовке детей к детскому саду
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Он обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов (1).
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир (3).
Взаимопонимание родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования к партнерским отношениям.
Для достижения таких взаимоотношений выбрано несколько направлений. Это информационно аналитическое направление. Анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи» дает нам возможность изучить семью, выяснить образовательные потребности родителей, установить контакт с членами семьи воспитанника, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно анализировать особенности структуры родственных связей каждого малыша, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику общения с каждым родителем.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Наглядно – информационное направление – для решения этой проблемы детский сад создает свой сайт, на котором родители задают вопросы и получают квалифицированные ответы по волнующим их проблемам, в том числе и по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Одной из новых форм отношений детского сада и семьи является организация детско-родительского клуба. Один из циклов занятий этого клуба посвящен будущим мамам. На заседания приходят беременные женщины, для которых проводятся специальные занятия, где они поют народные и колыбельные песни, занимаются дыхательной гимнастикой, учатся общаться с будущим малышом. На следующем этапе - мамы приходят с маленькими детьми на занятия и игры в детский сад. Конечно, хорошо, когда к занятиям психолога и музыкального работника присоединяется их будущий воспитатель, таким образом, происходит знакомство ребенка и мамы с человеком, которому они доверят своего малыша. С мамами и папами дети знакомятся с пространством детского сада. Всё это позволяет малышам ещё до поступления в детский сад привыкнуть к новой среде, начать обучаться навыкам общения с взрослыми и сверстниками. А главное, что рядом мама, которая в любой момент поможет, что вселяет в ребенка уверенность и спокойствие.
Следующим этапом становится приглашение родителей и детей в групповую комнату. Дети, попадая в знакомую среду, увереннее будут чувствовать себя в дальнейшем.
А в конце мая проводится родительское собрание. Это одно из самых важных родительских собраний. Родители знакомятся с образовательной деятельностью детского сада, проблемами адаптации ребенка и путями ее решения, режимом и питанием детей в детском саду. Родителей очень тревожат проблемы адаптации ребёнка к саду, что и как должен уметь ребёнок, как и во что лучше одеть. Это далеко не полный перечень тем, затрагиваемых на родительском собрании. Важно объяснить родителям, что они первые воспитатели своих детей и несут за них ответственность, а дошкольное учреждение готово предоставить им всестороннюю помощь в образовании и воспитании. Важно объяснять родителям, что педагоги работают, опираясь на индивидуальность каждого ребёнка, поэтому дать точный ответ об окончании и успешности адаптации очень сложно.
Адаптация – это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.
Залог успешного посещения ребенком детского сада – контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
Учитывая возникающие трудности у родителей, в некоторых детских садах проводятся дни открытых дверей. Благодаря этой работе родители могут познакомиться с учреждением, условиями содержания, образования и развития детей. Во время беседы с представителями администрации детского сада, родители могут понять, соответствуют ли их ожидания условиям, предлагаемым учреждением. Случается, что требования, предъявляемые родителями к организации деятельности ребенка в детском саду, не отвечают его возрастным потребностям (2). Так, родители могут быть нацелены на интенсификацию интеллектуального развития ребенка, и недооценивать значение ролевой игры, продуктивной деятельности, формирования коммуникативных навыков. В этом случае целесообразно посещение родителями групповых бесед, тренингов, направленных на повышение родительской компетентности в вопросах психологии и обучения ребенка раннего возраста. Такие беседы – тренинги могут проводиться с родителями задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение в психолого-педагогических центрах округа. Задача дошкольного учреждения – достижение взаимопонимания между родителями и сотрудниками ДОУ с целью создания единого пространства «семья – детский сад», обеспечение преемственности в требованиях, предъявляемых к ребенку, понимании задач воспитания и обучения.
Литература:
1. Галина Копцова 13 мая 2011 «Организация работы с родителями в современном ДОУ.
2. Марина Ланцер, психолог - Адаптация к детскому саду www. mamapapa. ru
3. Татьяна Жигун 15 ноября 2011 «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.