СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и эффективность работы с родителями в доу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация и эффективность работы с родителями в доу»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Дом - это основа истинной добродетели.

Если правильным ценностям не научат в семье, то, вероятно, им не научат совсем

Гордон Б. Хинкли


За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Проблемы развития и воспитания детей дошкольного возраста изучали многие отечественные и зарубежные учёные, исследователи пришли к выводу, что ни одна из проблем не может быть успешно решена детским садом без сотрудничества с семьей.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения, прежде всего это сотрудничество и взаимодействие. Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; взаимодействие - это представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности. Пример открытости демонстрирует педагог, личной готовностью открыть самого себя он "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение. "Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса - прежде всего дети. И не только потому, что они узнают что-то новое, важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами. Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом. В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми. Родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей и тогда вместо претензий к педагогу, у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе, а это - первые ростки сотрудничества.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Содержание работы с родителями реализуется в ДОУ через разнообразие форм. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.

В практике МДОУ № 8 «Росинка» г. Нягани используется организация клубов для родителей. В детском саду с 2008 года работает клуб «Моя семья». Он является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги ДОУ, объединяют свои усилия и обеспечивают эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь детей в детском саду и дома. Задачи клуба: создать единое воспитательно-образовательное пространство «детский сад - семья», повысить педагогическую компетентность родителей, приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы, создать условия для реализации собственных идей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению родителей, педагогов, детей. Клуб делится на боки:

  • Блок «Молодая семья». Цель: способствовать укреплению молодой семьи, улучшению внутрисемейных отношений, повышать педагогическую компетентность родителей, дать представление о законодательной основе и функциональных обязанностях взрослых членов семьи.

  • Блок «Учусь быть родителем». Цель: сплотить родителей в коллектив единомышленников и сделать их союзниками в решении воспитательно-образовательных задач. Расширить педагогические знания родителей, способствовать улучшению взаимопонимания между родителей и детей в семье.

  • Блок « Успешный родитель». Цель: помочь родителям найти ответы на вопросы направленные на обобщение полученных знаний, на подготовку родителей к новой социальной роли – «родитель школьника».

Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребёнка, а родителями – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникших трудностей воспитания. Заседание клубов для родителей проводятся регулярно, выбор темы для обсуждения обуславливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей теме, но и приглашают различных специалистов.

С большим успехом в детском саду проводится работа в кружке для родителей «Поиграем вместе».

Цель кружка: Повышение успешности общения через процесс взаимодействия ребенка и взрослого в игровой деятельности.

Задачи:

1.Помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной игровой, двигательной, конструктивной и творческой деятельности.

2. Способствовать развитию у детей и родителей умения настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной деятельности.

3.Развивать у ребенка психические процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение.

4.Развивать у ребенка ориентировку в пространстве, силу, ловкость, смелость.

5.Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитание чувства благодарности к родителям при совместной деятельности.

Ожидаемый результат: 1. Разработка пакета рекомендательных документов по организации взаимодействия ДОУ «родителей в форме работы кружка. Поиграем вместе».

2.Обобщение опыта работы кружка «Поиграем вместе» на заседании городского метод объединения по программе «Развитие»

3. Разработка рекомендаций по взаимодействию взрослого и ребенка (в форме памятки)

4.Получение положительного отклика от общения ребенка со сверстниками, взрослыми детского сада и родителями.



Требования по проведению заседаний кружка:

1.Подбор материала с учетом возраста детей.

2.Использовать в работе все средства: музыкальное сопровождение произведения художественной литературы (стихи, сказки, загадки, потешки, игрушки, спортивный инвентарь и т. д.)

3.Для поддержания интереса родителей и детей к предлагаемому виду деятельности – проигрывание игр и упражнений педагогом заранее.

4.Предварительный подбор дидактического и раздаточного материала.

5.Добрая, доверительная обстановка в ходе заседаний кружка

Как показали наши исследования, использование нетрадиционных форм наряду с традиционными формами взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует их разнообразию, повышению эффективности работы с родителями .

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей будет эффективнее: - если нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными формами;

- если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.

Список литературы
  1. •  Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М., 1986.

  2. •  Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. N 6. С. 66 - 70.

  3. •  Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 - 58.

  4. •  Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.

  5. •  Белова Л.В. В семье будущий первоклассник. - М, 1980.

  6. •  Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.

  7. •  Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. -М., 1994.

  8. •  Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М., 1987.

  9. •  Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск, 1993.

  10. •  Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

  11. •  Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9. С. 23 - 31.

  12. •  Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.

  13. •  Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. -М., 1978.

  14. •  Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

  15. •  Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей // Дошкольное воспитание. 2000. N 3. - С. 87 - 91.

  16. •  Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2002. - 192 с.

  17. •  Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.

  18. •  Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. - М, 1994.

  19. •  Закон Российской Федерации . - М.: ООО : ООО , 2003. - 78 с. - (Образование в документах и комментариях).

  20. •  Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. - М., 1983.

  21. •  Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М., 1979.

  22. •  Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. - М, 1995.

  23. •  Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе. - М., 1984.

  24. •  Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.

  25. •  Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.

  26. •  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр , 2000. - 416 с.

  27. •  Коломинский Я.М., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988.

  28. •  Концепция дошкольного воспитания (1989) // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр , 2000. - С. 389 - 399.

  29. •  Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. / Сер. . - М., 1987. - N 5.