СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время.»

МАОУ «Голышмановская СОШ №1»











Организация исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время.









Учитель: Наталья Анатольевна Бабурина



2016г











Организация исследовательской деятельности младших школьников во внеурочное время.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле, за околицей,-

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится,

Зато куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется!

(Рыленков Н.)



Всякий ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – проявления исследовательской компетенции. Именно это внутреннее стремление познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи исследовательского обучения:

  • Развитие познавательных потребностей младших школьников.

  • Развитие познавательных способностей младших школьников.

  • Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

  • Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

  • Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Выясним место исследовательской компетентности в различных классификациях ключевых компетентностей. В классификации И.А.Зимней она входит в качестве компонента в «компетенцию, относящуюся к деятельности человека». В классификации А.В.Баранникова ей отводится самостоятельная роль наряду с учебной, социально – личностной, коммуникативной. Хуторской А.В. рассматривает исследовательскую компетентность, как составную часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии».

Таким образом, исследовательская компетентность, по мнению ученых, академиков, - относится к числу ключевых.

Реализация исследовательского обучения в начальной школе осуществляется через надпредметный курс «Я-исследователь» (автор А.И.Савенков) и уроки окружающего мира, литературного чтения, математики и др.

В ходе изучения курса «Я-исследователь» Александра Ильича Савенкова, дети знакомятся с алгоритмом исследовательской деятельности, осваивают понятия «гипотеза», «доказательство», «парадокс», «классификация», «ранжирование».

Программирование учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, возвращаются к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах. При сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

Подпрограмма «Тренинг»

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг»

Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.), овладение умениями аргументировать собственные суждения.

Умение видеть проблемы и выдвигать гипотезы, - тесно связаны с развитием дивиргентного творческого мышления. Учащиеся постепенно овладевают приемами проведения и собственных исследований.

Скажите, присматривались ли вы, как капает дождевая капля?

Мои юные исследователи, изучив литературные произведения по теме, - кто-то согласился с мнением Л.Темина, что упавшие в лужу дождевые капли похожи на ВОДЯНЫЕ ЛИЛИИ, кто-то с мнением Д.Кедрина, - НА СЕРЕБРЯНЫЙ ГВОЗДИК С АЛМАЗНОЮ ШЛЯПКОЙ», а часть детей, с представлением К.Паустовского, что «каждая капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши». Но проведя эксперимент, убедились, что все правы каждый обратил внимание на определенную стадию падения капли: Темин – на начало, Кедрин-на середину, Паустовский – на конец.

В ходе фантастического исследования «Что за птица - СТРАПИФИЦА?», определив, черты каких известных птиц она должна содержать, проанализировав с точки зрения целесообразности , решили, что эта птица с ажурным оперением, как у цапли, зоркими глазами филина , она - прекрасный пловец, как пингвин, имеет быстрые ноги как страуса. И дети очень хотели бы иметь такую птицу у себя дома или в живом уголке в школе.

В любом исследовании учащегося важна «ценностная составляющая», которая будет привноситься в содержание познавательной деятельности школьников тогда, когда педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями или изобретениями в той или иной области познания.

Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способность управлять своей познавательной деятельностью, формирует умение слушать, вести диалог в соответсвии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а значит, и подготовит к взрослой жизни.

Пройдя полный цикл обучения учащихся по программе «Исследователь» могу сделать вывод о том, что в ходе целенаправленной систематической работы дети к концу четвертого класса овладевают основными организационными, интеллектуальными, оценочными, коммуникативными умениями. А развитие общеучебных умений, - путь к функционально грамотной личности. Подтверждением моего мнения являются многочисленные дипломы, грамоты и сертификаты, полученные за представление исследовательских работ на конференциях разного уровня.



Задания позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников

Упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему

Мы рассмотрели некоторые из таких заданий:

_«Посмотри на мир чужими глазами»

_«Составьте рассказ от имени другого персонажа»

_«Составьте рассказ, используя данную концовку»

_«Сколько значений у предмета»

_«Назовите как можно больше признаков предметов»

_«Тема одна – сюжетов много»


Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»

Главная задача данного упражнения заключается в том, чтобы развивать умение смотреть на объекты, события, факты и обстоятельства с разных позиций.

Пример: В вагон трамвая вошёл младший школьник, который не может заплатить за проезд.

Посмотри на эту ситуацию глазами водителя, кондуктора, пассажиров и школьника.

Упражнение «Составьте рассказ от имени другого персонажа»

Так как у каждого персонажа существуют определённые ресурсы

для решения возникшей проблемы, то данное упражнение способствует развитию умения проиграть различные способы её решения.

Пример: Представь, что Крокодил Гена, Фрекен Бок, старуха Шапокляк, Малыш, Карлсон живут все вместе и решили завести домашнего питомца. Какие доводы, и в пользу какого животного они могут приводить?

Упражнение «Сколько значений у предмета»

Уже в 7-8 летнем возрасте можно говорить о стереотипности взглядов на хорошо известные предметы. Учащимся даётся задание, смысл которого заключается в том, чтобы использовать хорошо знакомый предмет по нестандартному назна-чению.

Пример: Как можно использовать следующие предметы: школьный рюкзак, жестяная банка из-под печенья, скрепка, пластиковая бутылка, перчатка.

Упражнение «Назовите как можно больше признаков предметов»

Целью данного упражнения является развитие у учащихся аналитического мышления, путём определения наибольшего количества разных признаков одного предмета.

Пример: Назовите как можно больше признаков следующих предметов: ложка, колокольчик, ручка.

Упражнение «Тема одна – сюжетов много»

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.

Упражнения на умение выдвигать гипотезу

Задание «Давайте вместе подумаем»:

Почему корабль не тонет? Почему самолёт не падает? Почему человек не летает? Почему медведь зимой спит? Почему плачут, когда режут лук?

Упражнение на обстоятельства

При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

Сумка СольПипеткаНосовой платокЗубочисткаАвтомобильМолоток

Упражнение «Найдите возможную причину события»

За нужной книгой мне пришлось идти в районную библиотеку.Не горит лампочка в люстре.

Сегодня в парке весь день звучала музыка.Сегодня понедельник, а мама не пошла на работу.

Наступила зима, а утки не улетели.

Как правильно сформулировать проблему?

грамотная формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «как» и заканчиваться знаком вопроса;

вместо «почему?» употреблять « зачем?»

(с эмоциональной точки зрения вопрос «почему?» вызывает негативные эмоции, а вопрос «зачем?» положительные)

пошаговое уточнение цели (см. упражнения А.И. Савенкова)

Например:

В исследовательской работе ученицы 3 «Б» класса лицея № 378 Кировского района Санкт-Петербурга Лезовой Александры (руководитель Чиркова М.П.) был поставлен проблемный вопрос: « Почему у кошки светятся глаза?» При работе над данным проектом, можно было использовать советы С. Филина и поставить вопрос так: « Зачем у кошки светятся глаза?» При такой постановке вопроса, расширяется исследовательское поле.

Гипотезы, предположения, а также различные провокацион­ные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные экспе­рименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. При каких усло­виях это применимо?

Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно ис­пользуем следующие слова:

Может быть; Предположим; Допустим; Возможно; Что если...

Упражнения на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов: письменный стол; нефтяное месторождение; игрушечный кораблик; апельсин; мобильный телефон; проект постройки дома; чайник; реактивный самолет; букет ромашек; охотничья собака.

Очень эффективно, в плане тренировки умения выдвигать гипотезы, также упражнение, предполагающее обратное дейст­вие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

Приведем еще несколько упражнений: Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть? Почему весной тает снег? Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем? Почему цветы имеют такую яркую окраску? Почему летом снег в горах не тает? Почему бывают наводнения? Почему зимой идет снег, а летом только дождь? Почему Луна не падает на Землю? Почему в космос летают ракеты? Почему самолет оставляет след в небе? Почему многие дети любят компьютерные игры? Почему бывают землетрясения?

Задания на развитие умений задавать вопросы

Для развития умения задавать вопросы используются раз­ные упражнения. Например, известный американский психолог Э. П. Торренс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задать вопросы тому, кто изобра­жен. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке.

Другое задание - «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» Мы кладем на столик, напри­мер, игрушечный автомобиль, куклу и т. п.

Для тренировки могут быть использованы задания, предпо­лагающие исправление чьих-то ошибок-логических, стилисти­ческих, фактических. Приведем смешной детский словарик, со­держащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе про­ведения специального коллективного занятия с младшими школьниками. Список этот взят из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти»: «Строганокто чем строгают. Копаткато чем копают, колотокто чем колотят, цеплято чем цепляют, вертуция то, что вертится. Лизыкто, что лижет. Мазелин то, чем мажут. Кусарики то, что кусают.» [Чуковский К.И. От двух до пяти. -М., 1990. - С. 30).

В качестве упражнения для тренировки умения задавать во­просы вполне пригодно задание «найди загаданное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «за­чем». Обязательное правило - в вопросе должна быть не види­мая явно связь. Например, вопрос об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это - «М». Кто-нибудь из участников задает вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ре­бенок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После это­го вопросы продолжаются. Ограничение только одно - нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. На­пример, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».

Игра - «угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?». Ребенок отвечает «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

Образцы вопросов: Какой окрас обычно имеют лисы? Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона (грифона, химеру и т. п.)? Почему космонавт надевает в космосе скафандр? Чем питаются в космосе космонавты? Почему пригородные поезда называют «электричками»?

Что такое конвейер? Почему главную площадь нашей страны называют Красной? Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отве­чающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

Найдите причину события с помощью вопросов. Психолог предлагает детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» («Дети вылепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так I получилось?»; «Сережа готовился к уроку, но когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать ни слова. Как вы думаете, почему?»; «Милицейский вертолет целый день летал над коль - / цевой автодорогой. Как вы думаете, почему?»). Первое задание лучше выполнить коллективно, называя вопросы вслух. Затем лучше всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнит­ся, если попросить детей достичь правильного ответа мини­мальным количеством вопросов.

Игра - «вопросы машине времени». Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, тре­тий из будущего.

Игра - «вопросы незнакомца». Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником (с незнакомым взрослым, с незнакомым маленьким ребенком и др.). Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?

Игра - «вопросы домашних животных». Как ты думаешь, какие вопросы тебе хотели бы задать, если бы могли говорить, домашние животные? Твоя собака, кошка, морская свинка, твой волнистый попугайчик и др.Попугаю Гоше стало скучно в клетке. Он решил задать не­сколько вопросов своему хозяину Сереже. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых вопросы начинаются:

кто... ? что... ? когда... ? где... ? как... ? почему... ?

А вот как дальше? Помоги Гоше задать вопросы хозяину.

Задания на развитие умений давать определения понятиям

приемы, сходные с определением понятий

Описание. Этот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Любая наука широко использует описания. Описать объект значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты? Обыч­но описание фиксирует результаты наблюдений и эксперимен­тов с помощью различных языковых средств, знаков, формул, схем, графиков. Для описания в исследовательской практике применяются как язык, которым мы пользуемся в обычной жиз­ни, так и специальные, искусственные языки.

Примеров описаний много в книгах по разным наукам; на­верное, чаще, чем где-либо, описания используются в биологии. Возьмем для примера сочинения великих ученых, например - труд Чарлза Дарвина «Происхождение видов». Наряду с много­численными научными выводами и умозаключениями здесь отводится большое место описанию разных видов животных и растений.

Вот один из многочисленных примеров описания, содержа­щийся в книге «Жизнь животных» другого известного биолога-А. Э. Брема. Автор описывает волнистых попугайчиков:

((Волнистый попугайчик принадлежит к числу наиболее мелких попугаев, но на взгляд кажется больше, вследствие длинного хвоста. Клюв его в вышину более, чем в длину; верхняя челюсть почти отвесно спускается вниз, в виде длинного крючка; ноги тонкие, довольно высокие; крылья длинные и острые; хвост длинный ступенчатый. Оперенье чрезвычайно мягкое и красиво окрашено в различные оттенки зеленого цвета».

[Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 2. -М., 1992. - С. 159-160]

Интересным упражнением, развивающим способности де­лать описания, может стать задание понаблюдать, а затем опи­сать тех же волнистых попугайчиков. После чего сравнить соб­ственные описания с описанием А. Э Брема. Насколько оно сде­лано точно? Прав ли автор, утверждая, например, что оперение волнистых попугайчиков «...красиво окрашено в различные от­тенки зеленого цвета»?

Еще один пример более детального, подробного описания животного из другого тома этой же книги:

«Благородный олень (Cervus elapus) отличается круглыми стволами и ветвями своих рогов, которые бывают только у самцов. Это красивое, стройное, изящное животное, с широкой грудью и длинной головой, с живыми глазами, имеющими овальные зрачки. Из слезных ямок их вытекает жирная, кашицеобразная масса. Величина оленя— 1,85-2,75 м, причем 75 см занимает хвост, высота плеч 1,2-1,5; общий вес до 72 пуд. самки меньше. Шерсть состоит из ости, серовато-бурой зимой и красновато-бурой летом, и пепельно-серого подшерстка».

[Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 1. -М., 1992. - С. 471]

Очевидно, для того чтобы сделать такое описание, надо быть очень внимательным наблюдателем. Предложите детям сделать собственное описание оленя. Затем в ходе коллектив­ного обсуждения можно сравнить собственные описания между собой и с описанием А. Э. Брема. То же можно проделать и с описаниями других животных, птиц, насекомых, сделанными разными специалистами. Выполняя зту работу, необходимо объяснить детям некоторые простые правила. Любое описание должно быть: полным; точным; кратким.

Еще одно развивающее упражнение - сравнивать собствен­ные описания с описанием этих же предметов не ученых-классиков, а одноклассников. Детям предлагаем описать какой-то предмет (например: камень, стол, дом и др.) или живое суще­ство (например, какую-либо птицу, животное, рыбу и др.), а за­тем сравнить эти описания и выбрать в ходе коллективного об­суждения наиболее полное, точное и при этом краткое. Детям младшего школьного возраста, подросткам, а нередко старшеклассникам нелегко давать определения понятиям, но, как показала наша экспериментальная работа, при целенаправленных педагогических усилиях описания у них получаются вполне достойными внимания. Полученный детьми в результате этой работы опыт станет хорошей базой для развития умений наблюдать, подмечать главное и в дальнейшем, на этой основе, ясно и четко формулировать понятия.

Характеристика. Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это де­лается с помощью описания.

Например, ребенок пытается охарактеризовать жирафа: «Жираф - добродушное животное, у него добрые глаза, рожки у него совсем маленькие, и он никого никогда не обижает». Мно­жество характеристик людей, животных, сказочных героев со­держится в самых разных книгах для детей. Знакомство с таки­ми характеристиками позволит детям освоить этот прием. Эту работу, так же, как и предыдущие упражнения, можно рассмат­ривать как пропедевтическую, позволяющую формировать уме­ния давать определения понятиям.

Приведем в качестве примера интересную выдержку из ха­рактеристики того же жирафа, данной уже упоминавшимся био­логом А. Э. Бремом в его книге «Жизнь животных»:

«Жирафы. В Средней Африке, на огромном пространстве от знойных песков Сахары до владений свободных буров, водится одно очень странное животное, которое арабы называют «серафе» (милая), а ученые camelopardalis (верблюдо-пантера). Обыкновенно же оно известно под именем жирафа, что представляет испорченное слово от того же «серафе».

Оба названияи арабское, и латинское как нельзя лучше характеризуют жирафа. Действительно, это, с одной сторо­ны, чрезвычайно добродушное, мирное, кроткое, пугливое жи­вотное, которое старается жить в мире не только с подобны­ми себе, но и с другими животными. С другой стороны, во всем животном царстве нет ни одного представителя с более странной фигурой тела...»

[Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 1. -М., 1992. -С. 418]

Приведем еще один пример составления характеристики. На этот раз воспользуемся материалом из художественной книги Е. Чарушина «Про Томку». Охотник выбирает себе щен­ка - будущего помощника на охоте. Вот как он характеризует щенков: «Щенки небольшие только что научились ходить. Который-то из них, думаю, мне будет помощник на охоте? Как узнатькто толковый, а кто не годится? Вот один щенокест да спит. Из него лентяй получится.Вот злой щеноксердитый. Рычит и со всеми лезет драться, и его не возьму не люблю злых. А вот еще хуже он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять».

Перед нами краткие, но очень информативные характери­стики щенков, полученные охотником в результате наблюдений. Дальше автор описывает, как охотник проводит простой и очень интересный эксперимент, чтобы лучше узнать понравившегося ему щенка: «В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-ни­будь погрызть. Один щенок грыз деревяшку, я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует? Щенок начал искать. Других ценят всех обнюхал — не у них ли деревяшка? Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял. Я обрадовался. Ну, думаю, вот это охотник. От такого и дичь не спрячется». Этот отрывок, как видим, замечателен не только тем, что ав­тор показывает нам прекрасный пример краткого описания ха­рактеристик нескольких щенков, а еще и рассказывает о том, как можно провести эксперимент. Ведь выбиравший щенка охотник провел настоящее исследование, выбирая щенка. Он понаблю­дал за каждым щенком, дал каждому характеристику - опреде­лил основные, характерные черты щенков. Он провел экспери­мент с тем щенком, который его заинтересовал, и убедился в том, что он может стать настоящим охотничьим псом.Коллективная беседа по поводу данного отрывка и исполь­зование в этих целях аналогичных текстов позволят на доступ­ных детям примерах рассказать о том, как люди проводят ис­следования.

Загадки как определения понятий

Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серь­езное задание. Отгадка загадки - это ее определяемая часть, а формулировка - это вторая половина определения, его опреде­ляющая часть.

Приведем несколько примеров загадок-определений:

Щеки красные, нос белый, В темноте сижу день целый, А рубашка зелена, Вся на солнышке она.[редиска)

Кафтан на мне зеленый, А сердце, как кумач. На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч.(арбуз)

Отцвел желтенький цветок, Остался беленький пушок.(одуванчик)

Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи!(собака)

Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.(сорока)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Ъусинки-дробинки.(горох)

Цветет он майскою порой, Его найдешь в тени лесной, На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят (ландыш)

Стоят в поле сестрички; Желтый глазок, белые реснички, (ромашки)

Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной. (еж)

Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком — Он поделится медком.(пчела)

Хорошим пропедевтическим заданием для развития умения давать определения понятиям и при этом развивающим продук­тивность, оригинальность, гибкость мышления может стать за­дание сочинения загадок, в том числе и юмористических. Можно сочинять аналогичные тем, что представлены выше, можно при­думывать и совсем новые.

Кроссворды. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении по­нятий. На это занятие мы также привыкли смотреть как на простую забаву. А между тем в кроссвордах мы сталкиваемся с самыми разными определениями различных предметов, явле­ний, событий. Особенно ценно, что эти определения мы не мо­жем рассматривать в каком-то контексте, они предстают перед нами сами по себе. И нам приходится не только мыслить логи­чески, но и активизировать собственные знания, а часто и вооб­ражение.

Игра - «трудные слова». Существует много других заданий и упражнений для тренировки умений давать определения поня­тиям. Например, поделим детей на две-три подгруппы. Затем каждой подгруппе дается задание придумать по три «трудных слова». Слова должны быть необычными, такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому, кроме них, неиз­вестно.

Этим словам подгруппа дает четкие определения. После че­го предлагает другой подгруппе ответить, что означают эти сло­ва. И просит дать их определения. На обдумывание можно дать 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает один балл. В роли арбитра выступает психолог.

Задания на развитие умения наблюдать.

Наблюдение, пожалуй, — самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, что и отличает наблюдение от простого созерцания. Для того чтобы ребенок научился пользоваться этим методом исследования, у него необходимо развивать внимание и наблюдательность. Этому помогут следующие упражнения:

«Рассматривание» Педагог ставит перед детьми какую-нибудь вещь. Это может быть яркая интересная игрушка, предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет воспринимается и запоминается легче. Дети внимательно и спокойно рассматривают его. Затем педагог убирает предмет и просит детей вспомнить и назвать все его детали, после чего предмет вновь предъявляется детям и проводится коллективное обсуждение того, что назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.

Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

«Кто пропал?»Педагог выставляет перед детьми несколько предметов (игрушек) и просит запомнить их. Затем детям предлагается закрыть глаза, а в это время ведущий убирает один или несколько предметов (игрушек). Дети должны назвать недостающие предметы.

Другой блок заданий для развития внимания и наблюдательности — парные картинки, содержащие различия. Заданий подобного рода сейчас много в детских книжках, журналах и газетах. Их можно использовать в данных целях.

Задания на развитие умения проводить эксперименты

Эксперимент — важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает прямо или косвенно воздействие человека на объект. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме.

Мысленный эксперимент. Английский психолог, специалист в области обучения одаренных малышей Джоан Фримен предлагает решить в ходе мысленных экспериментов следующую задачу:

Что будет, если все станут выше ростом?

Что можно сделать из куска бумаги?

Подобные задачи могут решать дети разного возраста и даже взрослые. Уровень требуемых ответов может быть разным. По аналогии с этими заданиями можно предложить рассказать о возможных вариантах использования воды, глины, электричества и др.

Американские специалисты, работающие с одаренными детьми, предлагают такие вопросы:

На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?

Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?

Эксперименты с реальными объектами. Самые интересные эксперименты — это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Т.А.Егорова для работы с малышами предлагает эксперимент «Где что лежит». Задача воспитателя – доказать идею о том, что проще найти ту вещь, которая лежит на своём месте. Педагог кладёт одну книгу на полку с игрушками, другую — в уголок книги. Двум детям предлагает найти эти книги. После того как дети нашли книги, педагог спрашивает, какую книгу быстрее найти (ту, которая находится в уголке книги, т. к. она там должна лежать). Затем делается вывод, что вещи должны лежать на своём месте.

Приведу несколько простых ситуаций, описывающих экспериментирование, доступное младшим школьникам.

Эксперимент «Определяем плавучесть предметов». Детям предлагается собрать несколько разных предметов, например: деревянный брусок, чайная ложка, игрушечная металлическая тарелочка, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый мячик и др. Когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить. После того как первый опыт закончен, эксперимент продолжается. Необходимо изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? А что произойдет, если мы соединим плавающий и неплавающий предметы? Они будут пла­вать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?

Эксперимент «Как вода исчезает?». Приведем пример другого эксперимента с водой — исследование процесса «исчезновения» воды. Детям известно, что вода может впитываться, а может испаряться. Попробуем изучить экспериментально эти ее свойства. Возьмем разные предметы, например: губку, газету, кусочек ткани (полотенце), полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Теперь аккуратно, ложкой будем понемногу поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? Перечислим. Теперь из тех, что впитывают, что лучше впитывает: губка, газета, ткань или дерево? Если воду плеснуть на часть каждого из этих предметов, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода? Продолжим эксперимент по «исчезновению» воды. Нальем воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыту. Границу, до которой налита вода, мы чем-нибудь отметим, например фломастером. Оставим воду на один день и посмотрим — что же произошло? Какая-то часть воды исчезла, испарилась. Отметим новую границу и вновь через день проверим уровень воды. Вода неуклонно испаряется. Она не могла вытечь, она не могла впитаться. Она испарилась и улетела в воздух в виде маленьких частиц.

Эксперименты с лучом света. Для этого эксперимента понадобится настольная лампа или фонарик. Попробуем определить, как разные предметы пропускают свет. Приготовим листы бумаги (чертежная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др.), полиэтилен разной плотности, кусочки различной ткани. Перед проведением опыта попробуем гипотетически предположить, пропускает ли тот или иной предмет свет. Затем начинаем наш эксперимент и опытным путем находим те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают.

Много интересных опытов можно провести с магнитом и металлами, с отражением, с домашними животными. Это лишь несколько примеров экспериментов, доступных детям. В настоящее время издается много книг с описанием подобных методик. Их вполне можно использовать для развития у ребенка интереса к экспериментированию и навыков проведения экспериментов.

Задания на развитие умения делать выводы и умозаключения

Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения по аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:

«Что на что похоже?» Педагог предлагает детям подумать на что похожи узоры на ковре, очертания облаков, автомобили и т.д..

Упражнения, направленные на поиск предметов, имеющих общие признаки и поэтому способных считаться аналогичными, несколько сложнее: Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.). Усложним задание: назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми. Аналогичное задание: назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный и т.п.

Приведу пример задания, позволяющего детям сделать собственные выводы по проблеме

«Как люди смотрят на мир». Основная задача педагога — помочь детям в ходе собственных коллективных рассуждений сделать вывод.

Педагог предлагает группе такую задачу: на листе бумаги (или мелом на доске) нарисованы несложные композиции из геометрических фигур или линий, не изображающие ничего конкретного; детям нужно рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?» Педагог фиксирует ответы по принципу — чем больше вариантов решений, тем лучше. При правильной организации занятия ответов будет множество. Отмечая самые неожиданные, самые оригинальные и интересные ответы, не следует скупиться на похвалы, это будет придавать уверенность каждому ребенку, поможет смело высказывать самые разные идеи. Когда ответов накопилось множество, можно подвести итог. Ведущий задает вопрос: «Кто же был прав?» При умелом педагогическом руководстве дети быстро придут к заключению, что каждый ответ можно считать правильным, — «правы были все, но каждый по-своему».

Чтобы сделать заключение можно воспользоваться несложным педагогическим приемом, которое А.И. Савенков называет «подведением под идею». Нужно подвести детей к умозаключению о том, что раз правы все, то можно сказать: «Разные люди на мир смотрят по-разному». Очень важно, чтобы дети почувствовали, как делается умозаключение