СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье ставится задача рассмотреть эффективность исследовательской и проектной деятельности как пути развития самостоятельного мышления ребенка и как следствие повышении качества образования.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»

Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе

Штепа Юлия Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32»

В статье ставится задача рассмотреть эффективность исследовательской и проектной деятельности как пути развития самостоятельного мышления ребенка и как следствие повышении качества образования. Особое внимание обращается на рас­крытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им возможностей к самореа­лизации, формирование жела­ния и умения учиться, форми­рование у младших школьников целостной учебной деятельности. На основе анализа представлены различные виды работ: игры, задания, упражнения, которые дадут возможность максимально раскрыть детский потенциал и развивать креативное, поисковое мышление.

Ключевые слова: исследовательская и проектная деятельность, метод проектов, современная система образования, качество образования.

В наши дни меняется траектория развития основной школы, которая должна отвечать актуальным вызовам времени. Уходят те времена, когда ученик был пассивным участником образовательного процесса, теперь главная задача учителя научить ребенка проявлять самостоятельность в обучении и развивать свои творческие способности. В новых педагогических технологиях ак­цент с информирующей функции педагога, переносится на функции координатора, кон­сультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся.

Надо отметить, что об этом говорили многие великие люди ещё много лет назад: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Адольф Дистервег. "Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу". Японская мудрость «Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет». Тадеуш Котарбиньский.

Одной из ступеней к этому, является исследовательская и проектная деятельность. Сам метод проектов зародился во второй половине XIX века, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Метод был направлен на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применить эти знания на практике.

Отсюда большое внимание уделялось самообразованию, в частности, умению выявлять и формулировать проблемы, находить нужную информацию, предлагать способы решения проблем, аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом проблема должна быть взята из реальной жизни, значимой для ребенка. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

В России метод проектов внедрялся в педагогическую практику с 1905 по 1931 годы известным российским педагогом Шацким. Цель проектной деятельности он видел в стимулировании ученика к самостоятельной творческо-поисковой деятельности, в соединении теоретических знаний с практическими умениями. В 30-х годах в связи с переходом на предметное обучение проектная деятельность была подвергнута критике со стороны партии и правительства СССР. Возрождение интереса к проектной деятельности возникает в середине 90-х годов ХХ века. В настоящее время в материалах по модернизации структуры и содержания среднего общего образования отмечается важная роль проектной деятельности в образовании школьников. В частности, указывается на необходимость включения проектной деятельности в учебный процесс не только среднего и старшего звена обучения, но и младшего звена.

Единственным местом, где прижился проектный метод стали высшие учебные заведения, та самая дипломная работа, без которой невозможно получить диплом о высшем образовании.

Основная цель исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе - рас­крытие индивидуальности обучаемого и в приобретении им возможностей к самореа­лизации, осмыслении знаний об окружаю­щей действительности, формирование жела­ния и умения учиться, т.е. создание подлин­ной познавательной мотивации, необходимой на последующих ступенях обучения, форми­рование у младших школьников целостной учебной деятельности.

Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главная задача – увлечь детей, выбрать проблему, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Важно, чтобы родители не отталкивали детей, но и не давали прямых ответов, а пытались натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Если посмотреть вокруг себя, то можно смело сказать, что проектная деятельность с нами на протяжении всего нашего педагогического пути.

У учителя – каждые четыре года новый проект. В первом классе мы берём малышей, и…
ставим перед собой цели и задачи, выдвигаем гипотезу
изучаем теоретический материал
внедряем его на практике
подводим итоги
проводим рефлексию, и снова в путь.

Методическая тема самообразования? Тоже проект. И каждый раз, рефлексируя, мы выбираем лучшее и снова отправляемся в путь.

Основной проект каждого ученика, это – Портфолио. При работе с которым, дети учатся ставить краткосрочные цели (от четверти к четверти, или от триместра к триместру) среднесрочные цели (от начала учебного года к его окончанию) долгосрочные (на все четыре года обучения).

А научно-практическая конференция? Тоже своего рода проект.

Практическое задание «МОСТ»
Правила игры: учитель выстраивает учащихся в две колонны, представив каждую половиной моста. Два участника должны пройти по этому мосту, лицом к колонне, ставя свои ноги между ногами детей в колонне. Участники колонны должны поддерживать своих проходящих.
Цель: 1. Кто быстрее?
2. Кто дружнее?
3. Зачем нам это взрослым людям?

(Предполагаемый ответ: Мост - это цели и задачи конференции: Объединить, сплотить, обменяться информацией (теорией), найти изюминку для последующей работы. Колонны – это участники конференции. Работа в колонне – это практическая работа. Итоги: печатные издания, грамоты, дипломы. Рефлексия – спасибо за совместную работу (Новые знакомства, яркие впечатления, совместная работа)!

Иследовательско-проектная деятельность помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества учащихся: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда. Формирует убеждение, что результат дела зависит от его личного вклада.

Ребята стараются не подвести учителя, верят в себя и свои способности, учатся свободно мыслить, не боятся высказать своё мнение, выступать на публике. Конечно, необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой деятельности. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять творческие идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. У детей виден интерес к познанию всего, что их окружает.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по проектно - исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:

  • загадок, ребусов, шарад, задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей,

  • игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Незнайки (помоги задать вопрос, изучить, исследовать, описать и т.п.);

  • связи материала с наглядно – образным игровым материалом;

  • игр – исследований;

  • ролевых игр;

  • игр – путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий;

  • фантастические путешествия на другие планеты и т.д.

Упражнения по активизации познавательной деятельности школьника

Развитие умений видеть проблемы:

Упражнение “Посмотри на мир чужими глазами”. Учитель читает детям неоконченный рассказ. “Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…” Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; вороной, сидящей на дереве.

Упражнение “Тема одна – сюжетов много”. Задание: Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема “Осень”, “Город”, “Лес”… можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях, школьников, идущих в школу и т. д.).

Упражнение “Составь рассказ, используя данную концовку”. Задание: “…Так я и не выучил стихотворение”. “…Сидевший в клетке попугай не обратил на это никакого внимания”.

Развитие умений выдвигать гипотезы:

Задание “Давайте вместе подумаем”. Почему у белого медведя нос чёрный?
Гипотезы (предложенные детьми):
1. Может быть, чтобы быть заметным и его боялись окружающие?
2. Наверное, потому что всё время держит его по ветру, чтобы дорогу запоминать?
3. Предположим, чтобы медвежата его видели.

Упражнения на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? Например: соль, сахар, мобильный телефон.

Упражнения типа “Найди возможную причину события”.
Машина резко затормозила.
Молоко прокисло.

Развитие умений задавать вопросы:

Задание “Найди загадочное слово”. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Игра “Угадай, о чем спросили”. Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например: на карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Подбор литературы по заданной теме. Рассмотри выставку книг на доске. На каждой книге ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают: об использовании человеком науки и техники; об истории человечества; об исследователях и учёных. Ориентировка в словаре, справочной литературе.

В своей педагогической практике исследовательско-проектную деятельность, я чаще всего использую на следующих предметах: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология. Очень редко: русский язык, математика.

Для ученика проект – это
Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала;
Деятельность, которая позволяет
проявить себя,
попробовать свои силы,
приложить свои знания,
принести пользу,
показать публично достигнутый результат.
Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся
Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы

Для учителя проект - это

Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета, хотя на мой взгляд ….
Форма организации учебного процесса.
Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений.
Педагогическая технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.
Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь.

В своей работе каждый из вас имеет множество проектов, при чём удачных, уверенна у всех призовые места… Поэтому я не буду вам рассказывать о своих проектах, а хочу пожелать Вам новых побед. Уверенна, наш самый главный проект - Наша Профессия, «Великая Профессия - учитель!»

Библиографический список.

1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. М.: издательство «Просвещение»,1988

2.Братанова,Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А.Братанова // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 41.

3. Горшкова О.Д. Развивающие упражнения по математике для учащихся начальной школы. Белгород: 1998

4. Каирова, Л.А.. К вопросу о формировании исследовательской культуры учителя / Л.А.Каирова.// Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 15.

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: издательство «Учебная литература», 2006

7. Тимофеева В.П.. Исследовательская работа в начальной школе /В.П.Тимофеева // Начальная школа. – 2008. - № 2. – С. 9. Характеристика внедрения передового опыта