СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация наставничества как способ повышения профессиональной компетентности молодого учителя (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

2023 год объявлен годом Педагога и Наставника, поэтому тема наставничества является одной из важных в сфере образования.

Просмотр содержимого документа
«Организация наставничества как способ повышения профессиональной компетентности молодого учителя (из опыта работы)»

Организация наставничества как способ повышения

профессиональной компетентности молодого учителя (из опыта работы)


2023 год обьявлен годом Педагога и Наставника, поэтому тема наставничества является одной из важных в сфере образования.

Но, согласитесь, что для нас данная тема не нова. В нашей школе всегда за каждым вновь прибывшим молодым учителем закрепляли опытного учителя. Учитель делился своим накопленным опытом, способствовал профессиональному росту и становлению молодого педагога.

С 2018 по 2022 год мы являлись наставниками молодых учителей, которые впервые переступили порог нашей школы: Тагиевой Э.С. и Шихалевой О.А. Коллеги имели разное образование: среднее профессиональное и курсы по профессиональной переподготовке по специальности «Учитель начальных классов».

Поэтому наша работа наставников была направлена в первую очередь на:

методическое сопровождение,

оказание практической помощи и педагогической поддержки молодым специалистам в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение их педагогического мастерства,

развитие и саморазвитие профессиональной и индивидуальной творческой деятельности молодых коллег через оказание систематической адресной помощи с учетом потребностей и индивидуальных запросов. 

Цель

проектирование образовательного пространства развития профессиональных компетенций молодого специалиста.

Задачи:

1. Повысить методический уровень педагога.

2. Создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности.

3. Развить потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.

Очевидно, что молодые учителя имели определенные профессиональные затруднения.

Для достижения цели и поставленных задач мы использовали разнообразные

Формы работы:

  1. Индивидуальные, коллективные консультации.

Изучение нормативно-методической документации по предметам, по деятельности классного руководителя, знакомство с электронными пакетами документов для учителей предметников.

Изучение содержания учебных программ и пояснительных записок к ним, нормативных документов по организации учебного процесса, локальных актов школы.

Ознакомление с ФГОС НОО и ООО.

Составление календарно-тематического планирования по предметам. Поурочное планирование.

Практические рекомендации «Подготовка учителя к уроку». Структура урока. Постановка цели и задач урока.

Современные педагогические технологи. Виды уроков. Использование разнообразных форм работы на уроке.

Использование средств наглядности у младших школьников на уроках.

Оформление личных дел учащихся.

Заполнение социального паспорта класса.

Планирование воспитательной работы в классе, оформление плана воспитательной работ. Составление характеристики класса.

Заполнение электронной школы и ведение электронного журнала.

Педагогическая диагностика готовности учащихся 1 класса к овладению грамотой и математикой (организация проведения диагностики и обработка результатов). Консультации по текущим вопросам организации учебного и воспитательного процесса в классе и школе.

  1. Взаимопосещение уроков. Анализ уроков. Диагностика затруднений молодого специалиста, пути их преодоления. Практические рекомендации.

Затруднения:

- в составлении поурочных планов (соответствие структуры урока его типу);

- в использовании разнообразных форм работы на уроках;

-в распределении времени на этапах урока;

-в оценивании;

Для устранения указанных затруднений были проведены практические занятия:

-«Составление и разработка технологических карт к урокам»;

-«Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся»;

-«Самоанализ урока. Организация парной и индивидуальной работы с учащимися»;

-«Использование современных образовательных технологий в учебном процессе».

3. Организация и планирование дистанционного и электронного обучения

2020 год внес свои коррективы в процесс обучения. Дистанционное и электронное обучение было новым форматом и для наставников. Поэтому мы учились вместе с молодыми коллегами.

Конспекты уроков, подбор видеоуроков, презентаций, тестов

Организация обратной связи с учениками: фото в группе, аудио, видеозаписи

Формы проверки выполненных заданий.

Организация работы классного руководителя (дистанционно)

Организация внеурочной деятельности (дистанционно)

  1. Мастер-классы, семинары, открытые занятия.

Участие в ежегодных школьных методических неделях по предметам.

Неделя по русскому языку в начальной школе Творческий конкурс «Русский язык в ребусах и загадках» 13.11.2019

Неделя по математике в начальной школе Конкурс «Веселые задачи» 09.12.2019

Конкурс поделок «Занимательные числа и фигуры» 12.12.2019

«Использование приёма шесть шляп» Внеурочное занятие по РТС. 12.11.2021

Открытый урок литературного чтения «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 07.12.2021


«Решение текстовых задач арифметическим способом» 5.12.2022

«Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Лес и человек». (Окружающий мир) 15.11.2021

Принимали активное участие в работе творческой группы по организации и проведению ежегодной станционной игры «И край мой мне любых земель дороже».

5.Теоретические выступления.

Молодые коллеги принимали активное участие в работе ШМО учителей начальных классов, где выступали по темам:

«Инновации в выявлении и поддержке одаренных детей». Протокол №3 от 16.12.2021

«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» Протокол №5 от 25.03.2021

«Творческое развитие обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности» Протокол № 4 от 10.02.2022

«Формирование читательской компетенции младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках в условиях реализации ФГОС». Протокол № 6 от 19.05.2022

в городском семинаре «Системный подход к формированию функциональной грамотности в условиях реализации ФГОС»: Эффективные технологии формирования читательской грамотности. мастер-класс «Приём «Письмо по кругу», «Использование приёма шесть шляп» (Приказ от 15.02.22 № 49) 25.02.2022

Лауреат муниципального конкурса «Учитель года - 2021», приказ УО от 21.12.2020 № 814

Основные виды деятельности:

1.Организация помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов МБОУ.

2. Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых уроков.

3. Привлечение молодых специалистов к подготовке и организации педсоветов, семинаров, к работе творческих групп.

4. Посещение уроков молодых специалистов.

5. Отслеживание результатов работы молодого специалиста, педагогическая диагностика.

6. Самообразование.

Коллеги работали над методическими темами:

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС НОО»

«Психологические приёмы работы с текстом на уроках чтения в начальной школе»

По своим темам они выступли на ШМО, давали открытые уроки, публиковали материалы на личных сайтах https://infourok.ru


Курсы

«Повышение результативности обучения с помощью методики развития эмоционального интеллекта детей» ООО «ЦОО Нетология-групп» 2019 г

«Организация воспитательной работы в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» ООО ИИТО «Кластер» 2019 г

«Методика преподавания математики в начальной школе: от ФГОС до Монтессори» ООО «ЦОО Нетология-групп». 2021 г

«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». ООО «Центр инновационного образования и воспитания» 2021 г

«Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС» ООО "Центр повышения квалификации и переподготовки "Луч знаний" 2021 г


«Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Центр дополнительного профессионального образования «Экстерн», г.Санкт-Петербург 2020 г


«Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО» ООО «ВНОЦ «СОТех» 2021 г.



Анализируя работу с молодыми специалистами, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствовала успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающего педагога, помогла преодолеть возникающие трудности, повысить уровень профессионализма.

Это был наш первый опыт наставничества. Мы учились вместе с молодыми коллегами.

Основное затруднение при организации наставничества возникало при взаимопосещении уроков (расписание, загруженность, замены).

Организация наставничества отражена в отчетах по работе с молодыми специалистами.


Из опыта предложение: оформлять отчет в виде технологической карты; подробно фиксируя формы работы, даты и темы, анализ посещенных уроков.