Организация наставничества как способ повышения
профессиональной компетентности молодого учителя (из опыта работы)
2023 год обьявлен годом Педагога и Наставника, поэтому тема наставничества является одной из важных в сфере образования.
Но, согласитесь, что для нас данная тема не нова. В нашей школе всегда за каждым вновь прибывшим молодым учителем закрепляли опытного учителя. Учитель делился своим накопленным опытом, способствовал профессиональному росту и становлению молодого педагога.
С 2018 по 2022 год мы являлись наставниками молодых учителей, которые впервые переступили порог нашей школы: Тагиевой Э.С. и Шихалевой О.А. Коллеги имели разное образование: среднее профессиональное и курсы по профессиональной переподготовке по специальности «Учитель начальных классов».
Поэтому наша работа наставников была направлена в первую очередь на:
методическое сопровождение,
оказание практической помощи и педагогической поддержки молодым специалистам в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение их педагогического мастерства,
развитие и саморазвитие профессиональной и индивидуальной творческой деятельности молодых коллег через оказание систематической адресной помощи с учетом потребностей и индивидуальных запросов.
Цель:
проектирование образовательного пространства развития профессиональных компетенций молодого специалиста.
Задачи:
1. Повысить методический уровень педагога.
2. Создать условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности.
3. Развить потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.
Очевидно, что молодые учителя имели определенные профессиональные затруднения.
Для достижения цели и поставленных задач мы использовали разнообразные
Формы работы:
Индивидуальные, коллективные консультации.
Изучение нормативно-методической документации по предметам, по деятельности классного руководителя, знакомство с электронными пакетами документов для учителей предметников.
Изучение содержания учебных программ и пояснительных записок к ним, нормативных документов по организации учебного процесса, локальных актов школы.
Ознакомление с ФГОС НОО и ООО.
Составление календарно-тематического планирования по предметам. Поурочное планирование.
Практические рекомендации «Подготовка учителя к уроку». Структура урока. Постановка цели и задач урока.
Современные педагогические технологи. Виды уроков. Использование разнообразных форм работы на уроке.
Использование средств наглядности у младших школьников на уроках.
Оформление личных дел учащихся.
Заполнение социального паспорта класса.
Планирование воспитательной работы в классе, оформление плана воспитательной работ. Составление характеристики класса.
Заполнение электронной школы и ведение электронного журнала.
Педагогическая диагностика готовности учащихся 1 класса к овладению грамотой и математикой (организация проведения диагностики и обработка результатов). Консультации по текущим вопросам организации учебного и воспитательного процесса в классе и школе.
Взаимопосещение уроков. Анализ уроков. Диагностика затруднений молодого специалиста, пути их преодоления. Практические рекомендации.
Затруднения:
- в составлении поурочных планов (соответствие структуры урока его типу);
- в использовании разнообразных форм работы на уроках;
-в распределении времени на этапах урока;
-в оценивании;
Для устранения указанных затруднений были проведены практические занятия:
-«Составление и разработка технологических карт к урокам»;
-«Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся»;
-«Самоанализ урока. Организация парной и индивидуальной работы с учащимися»;
-«Использование современных образовательных технологий в учебном процессе».
3. Организация и планирование дистанционного и электронного обучения
2020 год внес свои коррективы в процесс обучения. Дистанционное и электронное обучение было новым форматом и для наставников. Поэтому мы учились вместе с молодыми коллегами.
Конспекты уроков, подбор видеоуроков, презентаций, тестов
Организация обратной связи с учениками: фото в группе, аудио, видеозаписи
Формы проверки выполненных заданий.
Организация работы классного руководителя (дистанционно)
Организация внеурочной деятельности (дистанционно)
Мастер-классы, семинары, открытые занятия.
Участие в ежегодных школьных методических неделях по предметам.
Неделя по русскому языку в начальной школе Творческий конкурс «Русский язык в ребусах и загадках» 13.11.2019
Неделя по математике в начальной школе Конкурс «Веселые задачи» 09.12.2019
Конкурс поделок «Занимательные числа и фигуры» 12.12.2019
«Использование приёма шесть шляп» Внеурочное занятие по РТС. 12.11.2021
Открытый урок литературного чтения «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 07.12.2021
«Решение текстовых задач арифметическим способом» 5.12.2022
«Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Лес и человек». (Окружающий мир) 15.11.2021
Принимали активное участие в работе творческой группы по организации и проведению ежегодной станционной игры «И край мой мне любых земель дороже».
5.Теоретические выступления.
Молодые коллеги принимали активное участие в работе ШМО учителей начальных классов, где выступали по темам:
«Инновации в выявлении и поддержке одаренных детей». Протокол №3 от 16.12.2021
«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» Протокол №5 от 25.03.2021
«Творческое развитие обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности» Протокол № 4 от 10.02.2022
«Формирование читательской компетенции младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках в условиях реализации ФГОС». Протокол № 6 от 19.05.2022
в городском семинаре «Системный подход к формированию функциональной грамотности в условиях реализации ФГОС»: Эффективные технологии формирования читательской грамотности. мастер-класс «Приём «Письмо по кругу», «Использование приёма шесть шляп» (Приказ от 15.02.22 № 49) 25.02.2022
Лауреат муниципального конкурса «Учитель года - 2021», приказ УО от 21.12.2020 № 814
Основные виды деятельности:
1.Организация помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов МБОУ.
2. Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых уроков.
3. Привлечение молодых специалистов к подготовке и организации педсоветов, семинаров, к работе творческих групп.
4. Посещение уроков молодых специалистов.
5. Отслеживание результатов работы молодого специалиста, педагогическая диагностика.
6. Самообразование.
Коллеги работали над методическими темами:
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС НОО»
«Психологические приёмы работы с текстом на уроках чтения в начальной школе»
По своим темам они выступли на ШМО, давали открытые уроки, публиковали материалы на личных сайтах https://infourok.ru
Курсы
«Повышение результативности обучения с помощью методики развития эмоционального интеллекта детей» ООО «ЦОО Нетология-групп» 2019 г
«Организация воспитательной работы в образовательной организации в условиях реализации ФГОС» ООО ИИТО «Кластер» 2019 г
«Методика преподавания математики в начальной школе: от ФГОС до Монтессори» ООО «ЦОО Нетология-групп». 2021 г
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». ООО «Центр инновационного образования и воспитания» 2021 г
«Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС» ООО "Центр повышения квалификации и переподготовки "Луч знаний" 2021 г
«Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Центр дополнительного профессионального образования «Экстерн», г.Санкт-Петербург 2020 г
«Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ФГОС НОО» ООО «ВНОЦ «СОТех» 2021 г.
Анализируя работу с молодыми специалистами, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способствовала успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающего педагога, помогла преодолеть возникающие трудности, повысить уровень профессионализма.
Это был наш первый опыт наставничества. Мы учились вместе с молодыми коллегами.
Основное затруднение при организации наставничества возникало при взаимопосещении уроков (расписание, загруженность, замены).
Организация наставничества отражена в отчетах по работе с молодыми специалистами.
Из опыта предложение: оформлять отчет в виде технологической карты; подробно фиксируя формы работы, даты и темы, анализ посещенных уроков.