Открытый урок по предмету «Фортепиано» - ПДО 2 год обучения.
Преподаватель: Сафонова Ольга Ивановна
Учащаяся: Чернышева Агата
Дата проведения: 15.02.2022г.
Тема урока: «Организация пианистического аппарата в первый год обучения фортепиано».
Тип урока: закрепления полученных навыков.
Цель урока: Правильная постановка игрового аппарата у учащегося на начальном этапе обучения.
Задачи урока:
Образовательная:
• Закрепление игровых навыков на фортепиано (приемы нон легато, стаккато и легато);
• Ознакомление с основными терминами в сочетании с работой над художественным исполнением.
• Формировать умение ученика работать с нотным материалом
Воспитательная:
• Воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием.
• Воспитывать любовь к ярким, музыкально-выразительным средствам исполнения
Развивающая:
• Развивать самостоятельность в работе над музыкальными произведениями.
• Развивать стремление к свободному и правильному овладению кисти.
• Развить слуховые впечатления через правильное интонирование
Оборудование: фортепиано, ноты, рисунки ученицы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сообщение темы, цели урока.
2. Гимнастика для рук.
Приступая к работе над освоением технических навыков с учениками своего класса, я, в первую очередь, делаю упражнения для пальцев рук на столе или крышке фортепиано: «Здравствуй, тётя» - руки положить на стол и, приподнимая кисть стукнуть всеми пальцами одновременно, далее выстукивать каждым пальцем поочередно, при этом следить, чтобы кончики пальцев смотрели вниз. Затем выстукивать двумя пальцами поочерёдно в паре с первым (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5) следить за положением локтя и свода кисти; «Бинокль» - соприкосновение 2,3,4 и 5пальцев с первым, образуя колечко; «Паучок» - перебираем пальцами правой и левой рук: 1-2,1-3,1-4,1-5 и проговариваем:
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт,
Паутинка та тонка,
Крепко держит паучка.
3. Технические упражнения на клавиатуре.
Переходим на клавиатуру - осваиваем приём исполнения non legato – игра упражнений:
• «Лесенка» - игра 2, 3, 4-м пальцами в первой октаве с пропеванием нот;
• Упражнение «Стрекоза» - перенос руки 3-м пальцем на пюпитр (раскрыть «крылышки») и на чёрные клавиши («спрятались в тенек» – пальчики повисли спокойно вниз);
• «Радуга» - игра одинаковых нот с переносом правой руки вверх по клавиатуре, а левой – вниз, с названием октав (до-до, фа-фа, соль-соль и т. д.);
• Показ рисунков ученицы. Закрепляя приём non legato, играем пьесу «Вальс собачек» - в ансамбле с педагогом.
4. Приём staccato:
• Упражнение «Зайчик». На слова «Скок, скок, по-скок, ска-чет зай-чик во ле-сок», играем 2-м, 3-м и 4-м пальцами в первой октаве (левая рука в малой), следим за толчком пальца в сочетании с резким поднятием запястия ученицы.
• На приём staccato – играем русскую народную песню - «Ах, вы, сени, мои, сени..».
Проведение физкульт-минутки. Выполнение здоровьесберегающих упражнений.
- Ритмическое упражнение: «Два брата». Метроном отбивает четвертные длительности – это старший брат, а ребёнок шагает восьмыми – это младший брат, и наоборот;
- Упражнение на координацию: «Догонялки» (сначала разучиваем двумя руками вместе: руки вперёд, вверх, вперёд, опустить вдоль тела, а затем одна рука начинает, а другая догоняет, также делаем в сторону).
- Упражнение «Комарик» (ребёнок отворачивается, педагог нажимает на любую клавишу, а затем мы ищем по слуху сыгранную ноту)
5. Переходим к приёму legato – по два звука на слог «А-у», «Ма-ма»…
• Упражнения по три звука для удобства восприятия различной интонации мы играем с подтекстовкой: с опорой на первый звук – «яблоко», с опорой на второй звук – «берёзка», с опорой на третий звук – «виноград». Одновременно с интонационной направленностью работы, я контролирую пианистический приём, постановку рук, прилаженность игрового аппарата, его свободу.
• На приём legato играем пьесу «Пастушок» со словами. Обращаем внимание на плавность - «связанность» пения (legato).
Подбор пьесы от другого звука.
6. Объяснение домашнего задания.
Заключение: необходимо с первых же занятий приучать учащихся к осмысленной работе над приёмами исполнения – non legato, staccato и legato, качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это, прежде всего, музыка. И, развивая пианистический аппарат начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова.
7. Литература и методические пособия, использованные в работе.
Б. Милич «Воспитание ученика пианиста»;
О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью» 2010г.;
Т. А. Ткаченко «Мелкая моторика». (Гимнастика для пальчиков) 2005г.