Цель учебного занятия.
Закрепить правильную постановку игрового аппарата обучающейся на начальном этапе обучения.
Задачи учебного занятия.
Образовательные:
• Закрепить навыки игры на фортепиано (приемы нон легато, легато и стаккато);
• Ознакомить с основными терминами в сочетании с работой над художественным исполнением;
• Научить грамотно работать с нотным текстом;
Воспитательные:
• Воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием;
• Воспитывать интерес и любовь к предмету и инструменту.
Развивающие:
• Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;
• Развитие двигательно-игровых навыков;
Использование педагогических технологий.
Личностно - ориентированные технологии. Создаю комфортные, бесконфликтные условия развития личности обучаемого.
Технология развивающего обучения. Принцип последовательности в освоении учебного материала является основным подходом к развитию обучающегося. Методы развивающего обучения: осмысление учебного материала, его практическое освоение, творческая работа с данным материалом.
Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов и подборе материала к урокам учитываю характер потребностей обучающихся. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно сложным.
Здоровьесберегающие технологии. Создаю психологически благоприятный климат на занятиях, поддерживаю дружескую, творческую атмосферу. Общение педагога с обучающимися влияет на их состояние здоровья. Если процесс получения знаний интересен, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Применение игровых технологий на уроках укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.
Тип учебного занятия: Комбинированный.
Форма учебного занятия: Индивидуальная.
Вид учебного занятия: Совершенствование новых знаний и умений.
Оснащение учебного занятия: инструмент фортепиано, нотная литература, дидактический материал, компьютер.
План урока:
Организационный момент.
Беседа об инструменте.
Упражнения для правильной организации пианистического аппарата обучающейся.
Закрепление приема исполнения non legato: упражнения, игра песенок по слуху, пьес по нотам и ансамбля с преподавателем.
Исполнение приема legato: упражнения, игра песенок связным штрихом.
Прием staccato: упражнения, игра и прослушивание песенок.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Введение.
1.Организация начала занятия.
2.Сообщение темы, цели урока.
II. Беседа об инструменте.
III. Упражнения для пианистического аппарата. На начальном этапе обучения для приведения двигательного аппарата обучающейся в рабочее состояние, делаем ряд упражнений, которые укрепят мышцы ребенка, его осанку, помогут наладить взаимодействие всех частей игрового аппарата. Упражнение 1. Пальчиковая игра: «Волшебный платок».
Педагог: У меня живет проглот – Весь платок он скушал, вот! Сразу стало у проглота Брюшко, как у бегемота! Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.
Упражнение 2. «Художник-маляр». Девочка под аккомпанемент педагога делает плавные движения кистью вверх и вниз, вначале правой рукой, потом левой, а затем двумя руками параллельно и по очереди, постоянно варьируя движения, меняя их амплитуду.
Педагог: «Нарисуй дома рисунок на это упражнение». Далее делаем упражнения для пальцев рук на крышке фортепиано.
Упражнение 3. «Фокус-покус» - руки положить на стол и, приподнимая кисть стукнуть всеми пальцами одновременно, далее шагать каждым пальцем поочередно, при этом следить, чтобы кончики пальцев смотрели вниз. Далее выстукивать двумя пальцами поочерёдно в паре с первым (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5), следить за положением локтя (на уровне клавиатуры) и свода кисти. Делаем упражнения активными движениями, четко проговаривая стишок «Фокус-покус». Фокус-покус, трали-вали, Едет мышь на самосвале. Ты чего же, это, мышь, Сверху вниз на нас глядишь? Кыш! Кыш! Кыш! 1 1 2 2 1 1 3 3 1 1 4 4 1 1 5 5 1 1 2 2 1 1 3 1 1 4 4 1 1 5
IV. Переходим на клавиатуру - осваиваем приём исполнения non legato – игра упражнений: «Квинты, терции» - квинты играем 1 и 5 пальцами, терции варьируем 1 и 3, 2 и 4, 3 и 5 пальцами, сначала от «до», затем от любых других звуков, начиная с середины клавиатуры. Вверх играем на крещендо вниз на диминуэндо.
Педагог: «Юля, что обозначает крещендо и диминуэндо? К чему они относятся?» Для закрепления правильного исполнения штриха non legato играем песенку: «Василёк» - левая рука от «фа» первой октавы, правая от «до» второй октавы – различаем на слух звучание одной и той же мелодии; при игре следим за правильной посадкой и верной постановкой руки, свободой запястья. Игра по нотам. Играя, песенки на non legato обучающийся должен слышать музыкальную фразу, а не отдельные звуки. Песенка «Зайка» - играем верной аппликатурой, двумя руками. Закрепляя приём non legato, читаем с листа пьесу «Про Петю» - в ансамбле с педагогом. Перед игрой педагог сначала повторяет с обучающейся ноты скрипичного ключа, обучающаяся анализирует текст: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. При исполнении обучающаяся должна следить за совпадением сильных долей. Правильная аппликатура – это один из важнейших моментов в пианизме, поэтому воспитывать в ребенке сознательное отношение к аппликатуре, привычку видеть ее в нотах, тоже является очень важным навыком, который нужно прививать с самого начала обучения.
Педагог: «Юля, давай прохлопаем ритм этой песенки по очереди: ты первую фразу, а я вторую и так далее, при этом ритм хлопаем руками, а метр стучим ногой». V. Переходим к приёму legato (связное исполнение). Упражнение на legato: по два звука на слог «Ю-ля», «Ма-ма» играем разными пальцами правой и левой руками, варьируя их. Упражнение «Птички». Для удобства восприятия различной интонации мы играем с подтекстовкой: с опорой на первый звук – «ласточка», с опорой на второй звук – «синичка», с опорой на третий звук – «воробей». Одновременно с интонационной направленностью работы, контролируется пианистический приём, постановка рук, слаженность игрового аппарата, его свобода. На приём legato играем пьесу «Пастушок» со словами, при игре следим за правильным исполнением штриха, аппликатурой и динамикой. Прием игры legato это не механическое «перешагивание» пальцев с одной клавиши на другую, а плавный переход «переливание» из одного звука в другой. Поем песенку «Осень», рассказываем, какая бывает осень, какой характер песенки, какой штрих больше всего подходит для передачи образа этого произведения.
Игра «Угадайка». Педагог играет обучающейся звук в определенной тональности сначала доигрывая до тоники, обучающаяся должна сказать что это за звук. VI. Приём staccato (отрывистое исполнение). Педагог объясняет обучающейся, что staccato тоже самое движение non legato, но с более коротким, легким снятием пальцев.
Упражнение «Кузнечик». На слова «Прыг, скок, на лис-ток, а по-том на цве-ток, прыг, скок », играем 2-м, 3-м и 4-м пальцами в первой октаве (левая рука в малой), следим за толчком пальца в сочетании с резким поднятием запястья обучающейся.
• На приём staccato – звучит русская народная песня - «Ах, вы, сени, мои, сени…»
Педагог: «Прохлопай ритм этой песни, таким же острым штрихом, постарайся его запомнить и записать дома»
Заключение.
Итоги занятия.
– Отметить положительные моменты урока.
– Оценить урок. Высказать пожелания. Перечислить все основные моменты урока (над чем, конкретно, работали).
- Объяснение домашнего задания.
Перед занятиями на инструменте делать упражнения на укрепление правильной организации игрового аппарата как на уроке. Следить за свободой и правильностью выполнения движений. Нарисовать рисунок. Игра non legato: при игре упражнений следить за постановкой руки, пальцы ставить на подушечки, локоть на уровне клавиатуры. «Зайка» - выучить наизусть, ансамбль «Про Петю» - слушать музыкальную фразу, вести мелодическую линию, написать ритм песенки «Про Петю». Игра legato: в упражнениях плавные движения рук, певучее звучание. Песенку «Пастушок» - выучить наизусть, при игре вести мелодическую линию, слушать ее опорные точки. Пьесу «Осень» попробовать разобрать самостоятельно, учитывая полученные знания. Игра на staccato: упражнения играть отрывисто, четким движением запястья, активным снятием руки. Написать ритм русской народной песни «Ах, вы, сени…»