Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Организация подготовки школьников к участию во Всероссийской олимпиаде школьников
Макшакова Наталия Алексеевна, учитель МАОУ «Лицей № 56»
Всероссийская олимпиада школьников
Олимпиада проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности , пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, в составы сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников
- Среди школьников распространено заблуждение, что необязательно готовиться, чтобы участвовать в олимпиадах. Эту точку зрения невольно поддерживают и сами организаторы, когда объявляют, что для участия в их состязании не нужны углубленные знания.
- Как показывает опыт, это утверждение справедливо только для начальных этапов соревнований… Но далеко не всегда необходимые на олимпиаде знания совпадают со школьной программой. А иногда задание на известную тему из школьной программы кажется сложным из-за необычной формулировки, за которой скрывается знакомый материал.
- Михаил Кипнис, трехкратный победитель ВСОШ
Элементы системы подготовки школьников к олимпиадам (по Шабановой И.А.)
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.
Изучение специальной литературы, заданий олимпиад прошлых лет (типология, содержание, оценивание)
Ключевые моменты
Организация занятий в школе,
создание сообщества любителей биологии/литературы/истории и др.
Подбор специально разработанных материалов для самоподготовки учеников (онлайн лекции, пособия и пр.)
Вовлечение учеников в работу образовательных центров (Сириус, Золотое сечение), информирование о различных олимпиадах по предмету.
групповая
индивидуальная
массовая
Подготовка к муниципальному этапу ВСОШ, в том числе работа в разновозрастных группах
Подготовка к заключительному и региональному этапам ВСОШ, самоподготовка
Решение на уроках олимпиадных заданий, разбор заданий школьного этапа ВСОШ
Формы организации процесса подготовки к олимпиадам
Виды занятий
Изучение тем, выходящих за рамки школьной программы (просмотр онлайн-лекций, обсуждение первоисточников, пр.)
Повторение разделов курса, изученных в предыдущих классах. Тренинги по решению олимпиадных заданий с целью выявления дефицитов и их устранению
Проектно-исследовательская, экспериментальная деятельность, подготовка к защите проектов по экологии/технологии
Практические и лабораторные работы по подготовке к практическому туру ВСОШ по биологии, химии и др.
Школьный и муниципальный этап
Решение на уроках олимпиадных заданий
- Задания школьного и муниципального этапа ВСОШ опираются на содержание образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Поэтому подготовка к олимпиадам начинается на уроках!
- Включение в уроки олимпиадных заданий высокой и повышенной трудности способствует вовлечению обучающихся в олимпиадное движение через развитие у них познавательных мотивов и устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности.
Из методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов ВСОШ по биологии
«В содержание заданий по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие не только блоки содержания по темам, изучаемым в данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов …
Таким образом, учащиеся 11 классов должны обладать определёнными предметными знаниями и умениями за весь школьный курс биологии, начиная с 5-ого класса».
Групповые формы подготовки
Примерное распределение основных блоков содержания по классам
В связи с изложенным выше подходом для повторения учебного материала, изученного в предыдущих классах, целесообразно создавать смешанные группы из участников разных возрастов, обучающихся в различных параллелях.
Создание бесед и сообществ в социальных сетях позволяет не только оперативно информировать группы участников об олимпиадах, делиться полезными ресурсами, но и проводить дистанционные занятия.
Региональный и заключительный этап
Групповые формы подготовки
При подготовке к регионального этапу ВСОШ возможно объединение участников из разных образовательных организаций в одну группу, представляющую Новоуральск (по аналогии со сборной области при подготовке к заключительному этапу).
В таком формате была организована в 2019-2020 году подготовка к практическому туру олимпиады по биологии учителями Гимназии, Гимназии № 41 и Лицея № 56, преподавателями медицинского колледжа.
Индивидуальные формы подготовки
- Данная форма организации используется для подготовки учителем участников заключительного и регионального этапа ВСОШ, в том числе к практическому туру, связанному с разработкой и защитой проектов.
- Для самообразования ученика учитель подбирает соответствующие учебные пособия и электронные ресурсы, информирует о курсовой подготовке образовательных центров «Сириус», «Золотое сечение».
Образовательный центр «БИОэкспериментариУМ»
МАОУ «Лицей № 56»
На базе ОЦ «БИОэкспериментариУм» были проведены мероприятия, направленные на вовлечение в олимпиадное движение обучающихся образовательных организаций НГО.
- Подготовка к практическому туру ВСОШ по биологии «Зоология позвоночных» (январь 2018 г.)
- Практические занятия «Анатомия растений» по подготовке к практическому туру ВСОШ по биологии (ноябрь 2019 г., март 2020 г. );
- Турнир «Гелиантус» для обучающихся 9-11 классов ( ботаника - декабрь 2020 г., анатомия человека – февраль 2021 г.), турнир для учеников 7-8 класса (апрель 2021 г.)
Игры турнира проводились в онлайн формате на платформах Quiziz и Kahoot в связи с ограничительными мерами, связанными с неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
Арапова Полина, ученица 10 класса естественнонаучного профиля в 2022 году стала победителем регионального этапа ВСОШ по экологии и призером олимпиады по биологии.
На практическом туре Полина представила проект по моделированию процесса получения биогербицида на основе микромицетов, выполненный с помощью современного оборудования на базе центра «БИОэкспериментариУМ».
Peronospora - возбудитель ложной мучнистой росы, используемый в качестве биогербицида
6
Летний полевой лагерь как форма подготовки к олимпиаде по экологии
Подготовки к олимпиаде по экологии
- В рамках летнего полевого лагеря участники олимпиады по экологии изучают на практике в полевых условиях вопросы экологии растений и животных, биоценологии.
- Организация учебной экспедиции позволяет собрать материал для исследований (Это важно! Так как практический этап ВСОШ по экологии предполагает оценку рукописи экологического проекта и его защиту).
Полевой летний лагерь лицея № 56
в охранной зоне Висимского заповедника
Занятия со школьниками проводят учёные – сотрудники заповедника
Представление результатов работы
Двукратный призер заключительного этапа ВСОШ Малеева Маргарита
Разбор в лагере собранных проб
Победитель и призер регионального этапа ВСОШ по экологии Альтер Анастасия
6
Полезный ресурс сайт
https://olimpiada.ru/article/658
https://olimpiada.ru/article/773
- https://olimpiada.ru/articles/lifehacks_winners
Полезные ресурсы
https://sochisirius.ru/
https://zsfond.ru/vsosh/
https://biocpm.ru/vserossiyskaya-olimpiada
https://www.youtube.com/c /БИОЦПМ