СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация подготовки учащихся ко Всероссийской олимпиаде школьников

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены различные формы подготовки учащихся ко Всероссйиской олимпиаде школьников (разновозрастные группы, беседы и группы в ВК, межшкольная интеграция, летний полевой лагерь для ВСОШ по экологии и др.), полезные ресурсы. 

Просмотр содержимого документа
«Организация подготовки учащихся ко Всероссийской олимпиаде школьников»

Управление образования  Администрации Новоуральского городского округа   Организация подготовки школьников к участию  во Всероссийской олимпиаде школьников Макшакова Наталия Алексеевна, учитель МАОУ «Лицей № 56»

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа

Организация подготовки школьников к участию во Всероссийской олимпиаде школьников

Макшакова Наталия Алексеевна, учитель МАОУ «Лицей № 56»

Всероссийская олимпиада школьников  Олимпиада проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности , пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, в составы сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников

Всероссийская олимпиада школьников

Олимпиада проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности , пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, в составы сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников

 Среди школьников распространено заблуждение, что необязательно готовиться, чтобы участвовать в олимпиадах. Эту точку зрения невольно поддерживают и сами организаторы, когда объявляют, что для участия в их состязании не нужны углубленные знания.  Как показывает опыт, это утверждение справедливо только для начальных этапов соревнований… Но далеко не всегда необходимые на олимпиаде знания совпадают со школьной программой. А иногда задание на известную тему из школьной программы кажется сложным из-за необычной формулировки, за которой скрывается знакомый материал. Михаил Кипнис, трехкратный победитель ВСОШ
  • Среди школьников распространено заблуждение, что необязательно готовиться, чтобы участвовать в олимпиадах. Эту точку зрения невольно поддерживают и сами организаторы, когда объявляют, что для участия в их состязании не нужны углубленные знания.
  • Как показывает опыт, это утверждение справедливо только для начальных этапов соревнований… Но далеко не всегда необходимые на олимпиаде знания совпадают со школьной программой. А иногда задание на известную тему из школьной программы кажется сложным из-за необычной формулировки, за которой скрывается знакомый материал.
  • Михаил Кипнис, трехкратный победитель ВСОШ
Элементы системы подготовки школьников к олимпиадам (по Шабановой И.А.)  базовая школьная подготовка по предмету;  подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);  самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете);  целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.

Элементы системы подготовки школьников к олимпиадам (по Шабановой И.А.)

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.
Изучение специальной литературы, заданий олимпиад прошлых лет (типология, содержание, оценивание) Ключевые моменты Организация занятий в школе, создание сообщества любителей биологии/литературы/истории и др. Подбор специально разработанных материалов для самоподготовки учеников (онлайн лекции, пособия и пр.) Вовлечение учеников в работу образовательных центров (Сириус, Золотое сечение), информирование о различных олимпиадах по предмету.

Изучение специальной литературы, заданий олимпиад прошлых лет (типология, содержание, оценивание)

Ключевые моменты

Организация занятий в школе,

создание сообщества любителей биологии/литературы/истории и др.

Подбор специально разработанных материалов для самоподготовки учеников (онлайн лекции, пособия и пр.)

Вовлечение учеников в работу образовательных центров (Сириус, Золотое сечение), информирование о различных олимпиадах по предмету.

групповая индивидуальная массовая Подготовка к муниципальному этапу ВСОШ, в том числе работа в разновозрастных группах Подготовка к заключительному и региональному этапам ВСОШ, самоподготовка Решение на уроках олимпиадных заданий, разбор заданий школьного этапа ВСОШ Формы организации процесса подготовки к олимпиадам

групповая

индивидуальная

массовая

Подготовка к муниципальному этапу ВСОШ, в том числе работа в разновозрастных группах

Подготовка к заключительному и региональному этапам ВСОШ, самоподготовка

Решение на уроках олимпиадных заданий, разбор заданий школьного этапа ВСОШ

Формы организации процесса подготовки к олимпиадам

Виды занятий Изучение тем, выходящих за рамки школьной программы (просмотр онлайн-лекций, обсуждение первоисточников, пр.) Повторение разделов курса, изученных в предыдущих классах. Тренинги по решению олимпиадных заданий с целью выявления дефицитов и их устранению Проектно-исследовательская, экспериментальная деятельность, подготовка к защите проектов по экологии/технологии Практические и лабораторные работы по подготовке к практическому туру ВСОШ по биологии, химии и др.

Виды занятий

Изучение тем, выходящих за рамки школьной программы (просмотр онлайн-лекций, обсуждение первоисточников, пр.)

Повторение разделов курса, изученных в предыдущих классах. Тренинги по решению олимпиадных заданий с целью выявления дефицитов и их устранению

Проектно-исследовательская, экспериментальная деятельность, подготовка к защите проектов по экологии/технологии

Практические и лабораторные работы по подготовке к практическому туру ВСОШ по биологии, химии и др.

Школьный и муниципальный этап

Школьный и муниципальный этап

Решение на уроках олимпиадных заданий  Задания школьного и муниципального этапа ВСОШ опираются на содержание образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Поэтому подготовка к олимпиадам начинается на уроках!  Включение в уроки олимпиадных заданий высокой и повышенной трудности способствует вовлечению обучающихся в олимпиадное движение  через  развитие у них познавательных мотивов и устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности.

Решение на уроках олимпиадных заданий

  • Задания школьного и муниципального этапа ВСОШ опираются на содержание образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Поэтому подготовка к олимпиадам начинается на уроках!
  • Включение в уроки олимпиадных заданий высокой и повышенной трудности способствует вовлечению обучающихся в олимпиадное движение через развитие у них познавательных мотивов и устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности.
 Из методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов ВСОШ по биологии  «В содержание заданий по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие не только блоки содержания по темам, изучаемым в данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов …  Таким образом, учащиеся 11 классов должны обладать определёнными предметными знаниями и умениями за весь школьный курс биологии, начиная с 5-ого класса».

Из методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов ВСОШ по биологии

«В содержание заданий по каждой параллели необходимо включать задания, охватывающие не только блоки содержания по темам, изучаемым в данном классе, но и блоки содержания из предыдущих классов

Таким образом, учащиеся 11 классов должны обладать определёнными предметными знаниями и умениями за весь школьный курс биологии, начиная с 5-ого класса».

Групповые формы подготовки Примерное распределение основных блоков содержания по классам  В связи с изложенным выше подходом для повторения учебного материала, изученного в предыдущих классах, целесообразно создавать смешанные группы из участников разных возрастов, обучающихся в различных параллелях.

Групповые формы подготовки

Примерное распределение основных блоков содержания по классам

В связи с изложенным выше подходом для повторения учебного материала, изученного в предыдущих классах, целесообразно создавать смешанные группы из участников разных возрастов, обучающихся в различных параллелях.

Создание бесед и сообществ в социальных сетях позволяет не только оперативно информировать группы участников об олимпиадах, делиться полезными ресурсами, но и проводить дистанционные занятия.

Создание бесед и сообществ в социальных сетях позволяет не только оперативно информировать группы участников об олимпиадах, делиться полезными ресурсами, но и проводить дистанционные занятия.

Региональный и заключительный этап

Региональный и заключительный этап

Групповые формы подготовки  При подготовке к регионального этапу ВСОШ возможно объединение участников из разных образовательных организаций в одну группу, представляющую Новоуральск (по аналогии со сборной области при подготовке к заключительному этапу).  В таком формате была организована в 2019-2020 году подготовка к практическому туру олимпиады по биологии учителями Гимназии, Гимназии № 41 и Лицея № 56, преподавателями медицинского колледжа.

Групповые формы подготовки

При подготовке к регионального этапу ВСОШ возможно объединение участников из разных образовательных организаций в одну группу, представляющую Новоуральск (по аналогии со сборной области при подготовке к заключительному этапу).

В таком формате была организована в 2019-2020 году подготовка к практическому туру олимпиады по биологии учителями Гимназии, Гимназии № 41 и Лицея № 56, преподавателями медицинского колледжа.

Индивидуальные формы подготовки  Данная форма организации используется для подготовки учителем участников заключительного и регионального этапа ВСОШ, в том числе к практическому туру, связанному с разработкой и защитой проектов.  Для самообразования ученика учитель подбирает соответствующие учебные пособия и электронные ресурсы, информирует о курсовой подготовке образовательных центров «Сириус», «Золотое сечение».

Индивидуальные формы подготовки

  • Данная форма организации используется для подготовки учителем участников заключительного и регионального этапа ВСОШ, в том числе к практическому туру, связанному с разработкой и защитой проектов.
  • Для самообразования ученика учитель подбирает соответствующие учебные пособия и электронные ресурсы, информирует о курсовой подготовке образовательных центров «Сириус», «Золотое сечение».
Образовательный центр «БИОэкспериментариУМ»  МАОУ «Лицей № 56»

Образовательный центр «БИОэкспериментариУМ»

МАОУ «Лицей № 56»

 На базе ОЦ «БИОэкспериментариУм» были проведены мероприятия, направленные на вовлечение в олимпиадное движение  обучающихся образовательных организаций НГО. Подготовка к практическому туру ВСОШ по биологии «Зоология позвоночных» (январь 2018 г.) Практические занятия «Анатомия растений» по подготовке к практическому туру ВСОШ по биологии (ноябрь 2019 г., март 2020 г. );

На базе ОЦ «БИОэкспериментариУм» были проведены мероприятия, направленные на вовлечение в олимпиадное движение обучающихся образовательных организаций НГО.

  • Подготовка к практическому туру ВСОШ по биологии «Зоология позвоночных» (январь 2018 г.)
  • Практические занятия «Анатомия растений» по подготовке к практическому туру ВСОШ по биологии (ноябрь 2019 г., март 2020 г. );
Турнир «Гелиантус» для обучающихся 9-11 классов ( ботаника - декабрь 2020 г., анатомия человека – февраль 2021 г.), турнир для учеников 7-8 класса (апрель 2021 г.) Игры турнира проводились в онлайн формате на платформах Quiziz и Kahoot в связи с ограничительными мерами, связанными с неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
  • Турнир «Гелиантус» для обучающихся 9-11 классов ( ботаника - декабрь 2020 г., анатомия человека – февраль 2021 г.), турнир для учеников 7-8 класса (апрель 2021 г.)

Игры турнира проводились в онлайн формате на платформах Quiziz и Kahoot в связи с ограничительными мерами, связанными с неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

 Арапова Полина, ученица 10 класса естественнонаучного профиля в 2022 году стала победителем регионального этапа ВСОШ по экологии и призером олимпиады по биологии.  На практическом туре Полина представила проект по моделированию процесса получения биогербицида на основе микромицетов, выполненный с помощью современного оборудования на базе центра «БИОэкспериментариУМ». Peronospora  - возбудитель ложной мучнистой росы, используемый в качестве биогербицида 6

Арапова Полина, ученица 10 класса естественнонаучного профиля в 2022 году стала победителем регионального этапа ВСОШ по экологии и призером олимпиады по биологии.

На практическом туре Полина представила проект по моделированию процесса получения биогербицида на основе микромицетов, выполненный с помощью современного оборудования на базе центра «БИОэкспериментариУМ».

Peronospora - возбудитель ложной мучнистой росы, используемый в качестве биогербицида

6

Летний полевой лагерь как форма подготовки к олимпиаде по экологии

Летний полевой лагерь как форма подготовки к олимпиаде по экологии

Подготовки к олимпиаде по экологии  В рамках летнего полевого лагеря участники олимпиады по экологии изучают на практике в полевых условиях вопросы экологии растений и животных, биоценологии.  Организация учебной экспедиции позволяет собрать материал для исследований (Это важно! Так как практический этап ВСОШ по экологии предполагает оценку рукописи экологического проекта и его защиту).

Подготовки к олимпиаде по экологии

  • В рамках летнего полевого лагеря участники олимпиады по экологии изучают на практике в полевых условиях вопросы экологии растений и животных, биоценологии.
  • Организация учебной экспедиции позволяет собрать материал для исследований (Это важно! Так как практический этап ВСОШ по экологии предполагает оценку рукописи экологического проекта и его защиту).
Полевой летний лагерь лицея № 56 в охранной зоне Висимского заповедника Занятия со школьниками проводят учёные – сотрудники заповедника

Полевой летний лагерь лицея № 56

в охранной зоне Висимского заповедника

Занятия со школьниками проводят учёные – сотрудники заповедника

Представление результатов работы Двукратный призер заключительного этапа ВСОШ Малеева Маргарита Разбор в лагере собранных проб Победитель и призер регионального этапа ВСОШ по экологии Альтер Анастасия 6

Представление результатов работы

Двукратный призер заключительного этапа ВСОШ Малеева Маргарита

Разбор в лагере собранных проб

Победитель и призер регионального этапа ВСОШ по экологии Альтер Анастасия

6

 Полезный ресурс   сайт   https://olimpiada.ru/article/658  https://olimpiada.ru/article/773  https://olimpiada.ru/articles/lifehacks_winners

Полезный ресурс сайт

https://olimpiada.ru/article/658

https://olimpiada.ru/article/773

  • https://olimpiada.ru/articles/lifehacks_winners
Полезные ресурсы https://sochisirius.ru/  https://zsfond.ru/vsosh/  https://biocpm.ru/vserossiyskaya-olimpiada  https://www.youtube.com/c /БИОЦПМ

Полезные ресурсы

https://sochisirius.ru/

https://zsfond.ru/vsosh/

https://biocpm.ru/vserossiyskaya-olimpiada

https://www.youtube.com/c /БИОЦПМ