СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня одним из наиболее интересных, развивающих и значимых методов для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. 

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Дюймовочка»






«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»



Леонова Елена Ивановна,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №31 «Дюймовочка»



г. Майкоп, 2025 г.







С самого рождения ребенок является первооткрывателем и исследователем окружающего его мира. Самостоятельно ребенок не может найти ответы на интересующие его вопросы, в этом ему помогают взрослые.

Сегодня одним из наиболее интересных, развивающих и значимых методов для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. 

Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младших группах малыши наблюдают за деятельностью педагога и родителей, в среднем - ребята начинают участвовать в реализации проекта, в старшем возрасте - являются полноправными участниками проекта.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие виды проектов:

  • исследовательско - творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

  • информационно-практико-ориентированные (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов).

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д.

На примере реализованных мною проектов рассмотрим содержание, методические приемы и результативность применения метода проектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Информационно-практико-ориентированный проект

«Лаборатория чайных наук»

Проводя беседу с детьми о полезных продуктах, о том, что они кушают и пьют на завтрак, убедилась, что многие дети, употребляя чай ежедневно, почти ничего не знают о нем. Мы редко задаемся вопросом, что содержит этот напиток и чем один вид чая отличается от другого? Таким образом, возникла идея разработать и реализовать проект «Лаборатория чайных наук». 

Основные формы реализации проекта: просмотр презентаций, беседы, исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, практические занятия.

В рамках проекта ребята узнали много интересного о чае, его свойствах и знаменитых чайных традициях.

Не всегда реализация проекта может идти по разработанному плану! Иногда вопрос или идея, появившаяся в ходе реализации проекта, может привести к непредвиденному итогу!

В ходе реализации проекта, воспитанники задавали вопрос взрослым: «Какой напиток они пьют за завтраком?». Большинство взрослых отвечали, что они пьют кофе. Ребята решили, что видимо взрослые не пробовали самый вкусный и полезный чай, и решили разработать свой, неповторимый сорт чая, в который они добавили «секретный ингредиент» - ЛЮБОВЬ и ДОБРОТУ. Работая над рецептурой своего чая, ребята записывали количество всех ингредиентов. Так же с ребятами разработали дизайн упаковки, оформили ее и придумали название. Так в МБДОУ «Детский сад №31 «Дюймовочка» появился «Эко чай «ДЮЙМОВОЧКА» с неповторимой рецептурой, т.к. только он создан юными исследователями с любовью! По итогам работы возникла идея снять небольшой фильм-рекламу. Ребята выступили и в роли актеров и в роли режиссера и сценариста.

Практические занятия по созданию «нового сорта чая» стали ярким событием, общим делом, которое предоставило юным исследователям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения. Как автор проекта, я и не предполагала, что простой вопрос «Что такое чай?», может привести к созданию «нового сорта чая».

В результате реализации проекта расширился кругозор дошкольников, а также сформировались представления о чае как напитке, обладающем свойствами, положительно влияющими на здоровье человека. Полученные из разных источников сведения, помогли детям узнать о выращивании, заготовке чая и традициях чаепития. В процессе экспериментальной деятельности воспитанники совместно с педагогом выделили свойства чая, узнали о правилах заваривания напитка и научились добавлять лекарственные травы и ягоды. Родители положительно высказались о мероприятиях и выразили желание участвовать в подобных проектах. В семьях чаще стали собираться на чаепитие и заваривать «новый сорт чая», а не пить чай из пакетиков.

Проект «Лаборатория чайных наук» стал победителем в конкурсе методических материалов в системе дополнительного образования Республики Адыгея «Банк педагогического мастерства-2021».

Исследовательско-творческий проект

«Полезное насекомое божья коровка»

Данная работа посвящена изучению насекомых – чрезвычайно многообразной и наиболее интересной группы животных, играющих важную роль в жизни человека и растений. Актуальность выбранной темы проекта (исследования) заключается, в возможности познакомить старших дошкольников с взаимовыгодными отношениями насекомых, на примере божьих коровок, с одной стороны, и растений с другой стороны.

Опираясь на труды Сандры Кейплан и А.И. Савенкова, мною разработана технология проведения учебных исследований в дошкольном учреждении на основе обучающих, игровых и практических форм работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данная технология является своеобразным симбиозом метода проектов, методики проведения учебных исследований  предложенных А.И. Савенковым и методики использования «исследовательского фартука» (автор Сандра Кейплан).

В работе над проектом применялись следующие методы исследования:

  1. Для изучения видового и количественного состава божьих коровок использовался маршрутный учет и визуальное наблюдение за ними.

  2. Пищевые предпочтения изучались методом литературного анализа.

  3. Для изучения взаимодействия насекомых и растений, так же использовался метод наблюдения.

Для фиксации наблюдений мы использовали дневники исследователя.

В результате исследования мы выяснили, что божья коровка очень полезное насекомое, она является природным «доктором». Возникает вопрос «как привлечь божьих коровок в сад ДОУ?». Мы с ребятами предложили «Программу действий по сохранению божьих коровок»:

  1. Первоначально необходимо сохранить тех полезных насекомых, которые имеются на территории ДОУ:

- исключить использование ядов (пестицидов).

  1. Для приманки можно посадить зонтичные растения.

  2. Создать хорошие условия для их зимовки:

- сделать для них домики, где им будет комфортно в зимние месяцы;

- оставлять на зиму листья на земле, сгребая в кучи (для зимовки насекомых).

Итогом данного проекта стала «научная конференция», на которой ребята познакомили с результатами исследования воспитанников ДОУ. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного выступления - изложения своих мыслей.

В результате реализации проекта у детей повысился уровень экологических знаний, сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания, они готовы охранять и защищать насекомых.

Опыт работы над проектом «Полезное насекомое божья коровка» был представлен на городском методическом объединении для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Проект стал победителем Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле», победителем Республиканского конкурса презентаций и методических разработок «Открытые ладони».

Информационно-практико-ориентированный проект

«У меня растут года…. Кем работать мне тогда, чем заниматься?»

Выбор профессии – одно из наиболее серьезных и важных жизненных решений. Чем больше ребенок узнает о труде взрослых, тем легче ему будет сделать выбор, который определит его жизнь. В проекте представлен системный подход в работе с педагогами, детьми и родителями воспитанников ДОУ по профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Работа в рамках проекта строилась в несколько этапов: методический (методическая работа с педагогами), подготовительный, практический и заключительный. Основные формы реализации проекта: консультации, семинары-практикумы, экскурсии, виртуальные экскурсии, мастер-классы, беседы, занятия, олимпиада.

На мой взгляд, самым интересным, увлекательным и действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых являются экскурсии (посещение рабочих мест, встречи с профессионалами), которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений. Каждой экскурсии предшествует беседа или рассказ воспитателя. А уже в процессе экскурсии, знания уточняются, дополняются и закрепляются. Была организована серия экскурсий: в почтовое отделение, в аптеку, в библиотеку, в парикмахерскую, Национальный музей и МЦРТДВ.

Достижение желаемого результата, в работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых невозможно без участия родителей, без встреч с людьми разных профессий. Нами была организована серия родительских мастер-классов «Встречи с людьми интересных профессий»: «Кондитер», «Модельер», «Парикмахер», «Мастер маникюра», «Медицинская сестра роддома», «Артист инструменталист эстрадного ансамбля», «Оператор туристического агентства», «Врач-кардиолог», «Хореограф», «Строитель».

Родители воспитанников, в доступной форме, доносили до детей информацию о своей профессии, принесли спецодежду, профессиональный инвентарь. В свою очередь, дети имели возможность задать вопросы и получить от взрослых ответы.

В рамках реализации проекта педагоги и родители воспитанников освоили технологию «Виртуальное гостевание». Виртуальное гостевание – это новая форма работы, в ходе которой дошкольники знакомятся с профессиями родителей. Задача виртуального гостя не просто рассказать на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показать рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют в своей работе.

В результате реализации проекта:

- воспитанники имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;

- повысился уровень профессионального мастерства членов педагогического коллектива.

Опыт работы над проектом был представлен на городском методическом объединении для старших воспитателей, на республиканских педагогических чтениях.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.