Организация проектной деятельности учащихся начальных классов
ГБОУ «Республиканский центр образования»
Требования к проектной деятельности
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
- Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации , которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4.Результатом работы над проектом является продукт .
5.Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
6.Папка, в которой собраны все материалы проекта – портфолио .
Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация - Портфолио
Этапы работы над проектом Поисковый
- Моделирование идеальной (желаемой) ситуации;
- анализ имеющейся информации;
- определение и анализ проблемы;
- определение потребности в информации;
- сбор и изучение информации.
Аналитический
- Постановка цели и задач проекта;
- определение способа разрешения проблемы;
- сбор и изучение информации, анализ ресурсов;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;
- планирование продукта;
- анализ рисков.
Практический
- Выполнение плана работ;
- текущий контроль.
Презентационный
- Предварительная оценка продукта;
- планирование презентации;
- презентация продукта.
Контрольный
- Анализ результатов выполнения проекта;
- оценка продукта
Классификация проектов
а) Практико-ориентированный проект.
Цель: проект направлен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика.
б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.
г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
2. По предметно-содержательной области
а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области.
б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
3. По характеру контактов между участниками.
а) Внутриклассные; г) Межрегиональные;
б) Внутришкольные; д) Международные.
в) Региональные;
4. По продолжительности.
а) Мини-проекты; б) Краткосрочные проекты;
в) Недельные проекты; г) Годичные проекты.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
1-й этап: учитель – ученик;
2-4-й этапы: учитель – ученик ;
Последний этап: учитель – ученик
На всех этапах работы педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность ученика, то есть:
- консультирует; - помогает;
- мотивирует; - наблюдает.
Роль ученика при выполнении проекта.
На всех этапах он:
- выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности на позиции сотрудничества;
- оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Требования к презентации
- Защита – презентация проводится самим автором (индивидуальный проект), группой авторов (групповой проект), творческим коллективом (коллективный проект);
- перед началом публичной защиты – презентации проекта в жюри представляются паспорт проекта, оформленный в соответствии с установленными в школе нормами;
- содержание и композиция зашиты – презентации определяются авторами самостоятельно, однако в выступлении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность и обоснование выбранной темы; цели и задачи проекта, степень их выполнения; краткое содержание, ключевые положения и выводы; этапы выполнения проекта; рекомендации по возможной сфере практического использования проекта;
- после завершения выступления участники проектной группы должны ответить на вопросы жюри и других участников презентации.