СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация пространства для детей РАС в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Организация пространства для детей РАС в ДОУ»

Организация пространства для детей с РАС

в группах компенсирующей направленности.

Подготовила: педагог-психолог Федорищева Ю.Д.



Вопрос организации развивающей пространственной среды в дошкольном заведении для детей с РАС на сегодняшний день очень актуален.

Пространство, организованное для работы с детьми РАС, характеризуется привлекательностью, упорядоченностью и функциональностью.

Помещение группы условно делится на центры, которые оборудованы в соответствии с их функциональным назначением: уголок уединения, зона для работы и приема пищи, игровая зона.

Пространство, организованное в ДОУ, должно обязательно учитывать интересы и потребности ребенка с РАС. Оформленное помещение должно быть для него привлекательным.

Среди оборудования и материалов, доступных ребенку с РАС,

должны быть его любимые игрушки, предметы.

При организации пространства в ДОУ используются дополнительные визуальные средства, в том числе карточки, фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения, визуальные сценарии.

Визуальные средства, подсказки условно подразделяются на три вида:

 ориентировочные;

 коммуникативные;

 социально-поведенческие.

Примеры ориентировочных подсказок:

 Использование маленьких фотографий ребенка или привлекательного цвета для обозначения вещей, которыми он пользуется в группе (стула, стола, шкафчика, крючка для полотенца и т. д.).

 Размещение на стене перед входом в группу стенда с фотографиями

воспитателей и детей, посещающих группу.

 Размещение на дверях кабинетов для индивидуальных занятий фотографий педагогов, работающих в этих кабинетах.

 Обозначение определенных помещений при помощи информационных табличек. Например, на двери раздевалки может быть пиктограмма с изображением одевающегося / раздевающегося человека, на двери спальни – пиктограмма со спящим человеком, на двери туалета – ребенок, сидящий на горшке, в игровой зоне – пиктограмма с изображением ребенка, строящего башню из кубиков, и т.д. Такие пиктограммы дают ребенку возможность не только ориентироваться в окружающем мире, но и напоминают, какие социальные действия можно осуществлять в конкретном помещении. Они являются сигналом для выполнения определенных социальных действий.

В качестве социально-поведенческих подсказок могут использоваться:

 Иллюстрированные списки правил поведения. Правила поведения иллюстрируются при помощи наглядных изображений тех действий, которые можно и нельзя делать в детском саду.

 Серии картинок, иллюстрирующие алгоритм социальных действий. Например, на стене напротив унитаза размещена серия рисунков:



В помещении для умывания, размещают такие картинки




Обязательным условием при организации пространства для детей с РАС является наличие в нем средств коммуникации, в т. ч. коммуникативной доски, коммуникативного альбома, которые позволяют ребенку и окружающим его людям общаться.

Коммуникативная доска и коммуникативный альбом включают:

 фотографии близких людей;

 фотографии, пиктограммы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей ребенка (вода, еда, туалет);

 фотографии, пиктограммы с изображением эмоций ребенка;

 фотографии и пиктограммы с изображением любимых видов деятельности ребенка;



пиктограммы, иллюстрирующие базовые коммуникативные функции (в т.ч. просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие и т. д.).























Возможность социального взаимодействия между ребенком с РАС и другими детьми обеспечивается за счет единого, объединяющего детей, пространства. Единое игровое пространство может ограничиваться размером ковра, мата, игрового стола, игровой комнаты, веранды, детской площадки и т. д.

Игровое пространство организуется в зависимости от уровня социального развития ребенка с РАС. Для детей с относительно высоким уровнем социального развития, игровое пространство организовывается традиционным образом, в соответствии с содержанием программы. Игровое пространство может быть оборудовано дополнительными подсказками. Например, на полках с игрушками, играми могут быть наклеены картинки с соответствующими изображениями, чтобы ребенок мог лучше ориентироваться во время игры и уборки игровых материалов.

Необходимо целенаправленное обучение детей с РАС игровым навыкам. Для этого создаются специальные игровые комнаты. Пространство в игровых центрах должно быть привлекательным, упорядоченным и обеспечивать возможность социального взаимодействия. Размер игровой комнаты должен позволять проводить как индивидуальные игровые занятия, так и групповые, в т. ч. игры «в кругу».

Для того чтобы игровое пространство было привлекательным, подбираются интересные для ребенка, красочные (но не пестрые), легко узнаваемые и удобные в использовании игровые материалы. В ходе обучения используются разнообразные игрушки и игры, которые обеспечивают возможность обучения различным игровым действиям

 В игровом центре должны располагаться только те материалы и предметы мебели, которые необходимы для организации игрового занятия.

 Желательно, чтобы игрушки и игры находились в закрытых шкафах, чтобы не отвлекать внимание ребенка от процесса игры.

 Необходимо, чтобы каждый вид игровых материалов располагался на отдельной полке.

Для сокращения дистанции между игроками и создания чувства единства используются общие игровые поверхности: однотонный ковер, мат, игровой стол квадратной формы, игровой бассейн с шариками и т. д. В процессе игры дети располагаются либо рядом, либо напротив друг друга. С целью обозначения собственного игрового пространства используется прием разграничения, т. е. общая игровая поверхность делится на две равные части. Например, поверхность стола разграничивается с помощью клейкой ленты, поверхность ковра – длинной веревкой и т.д. Для предоставления каждому участнику игры собственного пространства могут также использоваться маленькие туристические коврики-пенки, которые кладут на большой ковер рядом. Взрослые помогают детям соблюдать границы, «не вторгаться» на территорию друг друга. В результате, дети чувствуют себя спокойнее, увереннее.

У них не возникает протестных реакций, появляется возможность играть за одним столом. По мере того, как дети привыкают друг к другу и осваивают навыки социальной игры, необходимость в разделении игровой зоны уменьшается.

Игровое пространство должно характеризоваться относительным постоянством, т. е. пространственное расположение различных игровых материалов и предметов мебели должно быть приблизительно одинаковым на каждом занятии. Это позволяет детям не отвлекаться на повторное изучение окружающей обстановки, а концентрироваться на совместных игровых действиях.

Еще одним важным условием является умеренность игрового пространства. Умеренность подразумевает разреженность, не перегруженность игровой комнаты /зоны разнообразными игровыми объектами. Все предметы, находящиеся в помещении, должны быть функциональными и немногочисленными. Наличие в постоянном поле зрения детей большого количества игрового материала может рассеивать их внимание, отвлекать от непосредственного социального взаимодействия с другим ребенком. Учитывая тот факт, что для работы по формированию навыков социальной игры необходимо большое количество разнообразных игрушек и игр, нужно выделить дополнительное помещение, куда убирать их, если они не используются на занятии.

При организации учебного пространства важно обеспечить возможность концентрации внимания ребенка с РАС на учебной деятельности и формировании стереотипа учебного поведения. Для этого сначала используется индивидуальная форма работы. Затем осуществляется постепенный переход на групповую.

При организации индивидуальных занятий необходимы кабинеты со специально организованным пространством.