Организация работы с одаренными детьми при подготовке
к олимпиаде по физической культуре
Олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» представляет собой одну из форм организации целостного образовательного процесса в школе и характеризуется как комплексное соревнование по выявлению качества освоения учащимися знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным содержанием программы по физической культуре.
Основными задачами олимпиады являются:
определение уровня теоретической, технической и физической подготовленности учащихся по предмету «Физическая культура»;
выявление учащихся основной и средней школы с высокими показателями психофизического развития и двигательной дееспособности;
повышение качества преподавания физической культуры в общеобразовательных школах;
создание условий, способствующих активизации работы в сфере физической культуры и спорта;
формирование интереса к занятиям физическими упражнениями.
Основной целью для меня при подготовке к олимпиаде по физической культуре является выявление талантливых ребят, развитие интереса к изучению предмета, повышение интеллектуального уровня и создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.
Многолетний опыт участия учеников в олимпиаде разного уровня и ранга показывает, что школьникам для успешного выступления требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка, т.к участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие задания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета.
Подготовка к успешному участию ученика в олимпиаде по физкультуре – это индивидуальная работа учителя и ученика. Я начинаю с того, что определяюсь, кто из учащихся проявляет интерес именно к предмету ФК. Подготовку начинаю с начальной школы, решая на уроках и задавая на дом задачи повышенного и высокого уровня по физической культуре, к примеру: на уроках гимнастики выполняем более сложные элементы, такие как: «мост» из положения стоя, «колесо», усложненные кувырки и т.д. Постепенно выделяется группа ребят, которые заинтересованы в этой работе. И если в классе есть несколько одаренных детей, то с ними начинаю работать на развитие их одаренности, продолжаю работать с ними уже индивидуально.
Некоторые направления работы по подготовке учащихся к олимпиаде включают работу на уроке - решение олимпиадных задач, связанных с темой урока. Проговариваю определения, составление комплексов упражнений, изображая в виде пиктограмм, составление кроссвордов, в конце каждой темы провожу тематический контроль в виде контрольных работ. Все это экономит время для подготовки.
Проведению олимпиад должна предшествовать длительная подготовка
обучающихся к ним. Как показывает опыт, процесс подготовки к олимпиадам должен начинаться с начала учебного года. Ребенок должен идти на олимпиаду подготовленным, он должен знать, что его ждет, какие типы заданий будут включены в олимпиадные материалы. Он должен быть знаком с правилами проведения олимпиады, например с таким требованием, что нельзя пользоваться сотовым телефоном. Это позволит ученикам избежать ненужных стрессов, равномерно распределить время для подготовки.
Для подготовки учащихся к участию олимпиаде провожу кружки ( гимнастика, волейбол, баскетбол), исходя из возможностей школы, а также факультативы, т.е провожу подготовительную работу, подбираю для выполнения различные задания олимпиадного типа, как теоретического, так и практического тура, использую различные источники информации для подготовки к успешному выполнению практикоориентированных заданий , на опережающее обучение. Составляю базу данных олимпиадных заданий, разрабатываю дидактические материалы, чтобы ученик мог использовать их для самостоятельной работы.
Архив таких заданий, включает задания всероссийской, региональной, муниципальной олимпиады, ключи к заданиям; рекомендации для выполнения отдельных видов олимпиадных заданий, схемы, таблицы; электронные образовательные ресурсы, для подготовки к олимпиадам. Мотивирую детей на самостоятельную работу для творческого поиска (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете.
При подготовке провожу беседы с учеником, чтобы прояснить такие вопросы как: готов ли он начать подготовку к участию в олимпиадах, имеет ли он свободное время для дополнительных занятий? Это должен быть выбор ребенка! Нельзя настаивать на участие в олимпиаде, если учащийся не проявляет к этому интереса. Провожу разъяснительные беседы с родителями, ведь их поддержка, а где-то и помощь очень необходима (потребуется распечатывать материалы, приобрести литературу, необходим доступ к сети Интернет и пр.).
Совместно с учеником определяемся с последовательностью изучения тем, выполнение заданий, так как ребенок при подготовке к успешному участию в олимпиаде должен изучить школьную программу раньше своих одноклассников, плюс изучить ряд тем, не входящих в программу общеобразовательных школ.
Рекомендую участие в различных дистанционных олимпиадах по физической культуре, что позволяет ученикам проверить свои силы, увидеть слабые и сильные стороны, расширять их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах учащиеся пользуются дополнительными источниками информации.
После выступления вместе с ребенком делаю анализ выполненной олимпиадной работы (через анализ заданий), разбираем допущенные ошибки. Даже если они не стали призерами, хвалю своих учащихся. Любой результат ребенка достоин уважения. Убеждаю ученика, что его труд по подготовке к олимпиаде не пропадет зря.
Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» всецело реализует цель и направленность физической культуры детей школьного возраста – способствовать всестороннему развитию личности школьника.