Организация совместной деятельности воспитателя и детей младшего дошкольного возраста
Задача взрослого – поддержать стремление детей к самостоятельности, не подорвать их веру в собственные силы.
Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и, непосредственно, в личном опыте. Воспитатель постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление без помощи взрослого добиться лучшего результата. Под его руководством дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания. Дети приучаются бережно относиться к своим вещам, правильно пользоваться предметами личной гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой).
Доверие и привязанность к воспитателю – необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Ощущая любовь воспитателя, младший дошкольник становится более уверенным общительным, с удовольствием подражает действиям взрослого. Учитывая важнейшую роль общения со взрослыми в полноценном развитии младших дошкольников, ежедневно общаюсь с каждым ребенком – индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2 – 3 ребенка). Это обязательное условие организации жизни в нашей группе.
Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями.
У большинства детей нашей группы активно проявляется потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. В связи с этим постоянно поощряю познавательную активность каждого ребенка, развивая стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.
Особое внимание уделяю ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник).
Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему свойству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).
Вместе с детьми переживаю чувство удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждаю к новым открытиям, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (с водой, снегом, песком, краской, бумагой).
У младших дошкольников возрастает целенаправленность действий. В играх, в предметной и художественной деятельности помогаю детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью ( построить домик для медвежонка – медвежонок радуется построенному домику; слепить бублик для куклы – угощаем куклу бубликом). Так повышается осознанность действий и усиливается детская самостоятельность.
Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт передаю ребенку в совместной с ним игре. Дети охотно подражают показываемым им игровым действиям. В этом возрасте в игра дети могут воспроизвести цепочку игровых эпизодов, отражая преимущественно бытовые сюжеты (“дочки матери”, ”врач”, ”шофер” и прочее).
Как можно чаще привлекаю малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и образным имитационным играм, к парным поручениям.
Ежедневно в группе организую разные формы общения детей и разнообразные игры: сюжетные, подвижные, дидактические, театрализованные. Обязательным является время свободных игр по самостоятельному выбору и желанию детей. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бывает подвижным жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
Младшие дошкольники хорошо усваивают нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами (“можно”, ”нужно”, ”нельзя”), могут увидеть несоответствие другого ребенка нормам и правилам поведения. Приучаю детей спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
Побуждаю детей доброжелательно относиться к окружающим, проявлять эмоциональную отзывчивость, без чего невозможно правильное социальное развитие.
Показываю детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать помочь. Своим одобрением и примером поддерживаю стремление к положительным поступкам, способствую становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Младшие дошкольники – это, в первую очередь, “деятели”, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому, пребывание ребенка в детском саду организую так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом обращении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.). Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.