СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной деятельности по иностранным языкам как средство повышения познавательного интереса учащихся к изучению иностранных языков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театральная и игровая деятельность дает большие возможности для дополнительного развития учащихся, изучающих иностранный язык , развивает их способности , стимулирует  познавательный интерес.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности по иностранным языкам как средство повышения познавательного интереса учащихся к изучению иностранных языков.»

Организация внеурочной деятельности учащихся по иностранному языку в рамках ФГОС второго поколения как средство повышения познавательного интереса к изучению иностранного языка.

Внеурочную деятельность по иностранному языку можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ. В соответствии с образовательным стандартом второго поколения внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует развитию творческой активности обучаемых, их эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Важным моментом внеурочной деятельности, повышающим мотивацию и интерес к изучению иностранного языка, является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя. Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность

Внеурочная деятельность по иностранному языку способствует достижению личностных (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме [4,7]) и метапредметных (умение самостоятельно определять цели, развивать мотивы и интересы своей учебной и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование и развитие компетентности в области ИКТ результатов, требования к которым прописаны в образовательном стандарте второго поколения.

Значение внеурочной деятельности при обучении иностранному языку в начальной школе трудно переоценить, так как внеклассные мероприятия помогают обучающимся усвоить учебный материал и овладеть дополнительными знаниями по иностранному языку с помощью доступных и интересных методов. Осуществление внеурочной деятельности по иностранному языку в начальной школе направлено на решение следующих задач и развитие универсальных учебных действий:

- усовершенствование навыков и умений, приобретенных на уроках иностранного языка (ведет к достижению предметных результатов);

- развитие коммуникативных УУД ведет к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов;

- развитие памяти, мышления, воображения, внимания (метапредметные результаты);

- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических

вкусов (метапредметные результаты);

- повышение интереса к истории и культуре страны изучаемого языка, приобретение страноведческих знаний (предметные и личностные результаты);

- воспитание любви к своему краю, родине, культуре и уважения к другим людям, представителям других культур (личностные результаты).

Важным фактором успешного выполнения этих задач и достижения указанных результатов является учет психолого-педагогических особенностей обучающихся в начальной школе. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по иностранному языку.

В 6-летнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль до 10-11 лет. Дети младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия учащихся друг с другом создаются условия непроизвольного усвоения материала.

Следует отметить, что хотя цели и задачи урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку совпадают, в их содержании, организации и формах наблюдаются существенные различия.

1. Добровольный характер участия учащихся во внеурочной деятельности в отличие от обязательности урочной. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы исходя, прежде всего из своих интересов, желания узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями. Этот ведущий принцип организации внеурочной деятельности по иностранному языку обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в

отсутствии строго урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам учащихся начальной школы, их склонностям.

Основными организационными принципами внеурочной деятельности являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе

обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.

В методической литературе и в практике школы традиционно различают три

формы внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая и массовая. В основу такого деления возложен признак количественного охвата участников.

Индивидуальная внеурочная работа проводится с отдельными учениками,

которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о

значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.

Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную

структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п.

Массовые формы внеурочной деятельности не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия, как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

Целесообразно выделить такую форму внеурочной деятельности, как Неделя иностранного языка, которая проводится и в нашей школе. Эта форма является массовой, так как предусматривает участие в ней большого количества учащихся разных возрастных категорий, в том числе и младших школьников, включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.



Личный опыт.

Формирование познавательного интереса и коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи.

Поэтому, на мой взгляд необходимым является создание таких условий, в которых у учащихся было как можно больше возможностей применять английский язык в интересной для них деятельности.

Бесспорно, для детей младшего школьного возраста эффективной является игра, позволяющая моделировать реальные ситуации общения или сказочные, выдуманные истории, где будут применяться знания, полученные детьми на уроках.

Хотелось бы отметить, что, работа по УМК М.З. Биболетовой предполагает в каждом уроке присутствие тематических ситуаций общения: это разговор учеников в столовой, кафе, на спортивной площадке, в театре, а так же и героев сказок в гостях друг у друга, на дне рождения, празднике , на уроке в лесной школе, составленные как самими авторами, так и взятые из сказок известных детских писателей, как Р.Киплинг, А. Милн и т.д.

Поэтому большую помощь в создании условий для моделирования этих ситуаций мне оказывает ролевая игра, в частности, инсценировка как один из ее видов. Игра имеет свои правила, и по закону игры ребенок должен быть внимательным, корректным, подчинять свою волю игровым задачам. На уроках и во внеурочной работе я использую разные игры и игровые упражнения, которые собраны в моей методической копилке.


Однако, рамки урока ограничены временем и многообразием решаемых задач. Поэтому в рамках внеурочной работы я выбрала театральную и игровую деятельность, которая дает большие возможности для дополнительного развития учащихся, изучающих иностранный язык , развивает их способности , стимулирует познавательный интерес.

Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове "вечного тро­ечника" в смелого Алладина, вступающего в диалог с красавицей Жасмин; талантливый ребенок, имеющий языковую базу, превышающую рамки учебной программы проявляет себя в роли

автора –ведущего или в ролях с большей языковой нагрузкой, развивая свои способности. Театр помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя.

Например, работая над постановкой сказки «Три поросенка»:

    1. Дети находят сходство и различие сюжетов мультфильма и предлагаемого варианта на английском языке.

    2. Происходит общение по поводу характеристики героев. Учащиеся размышляют, какие могут быть взаимоотношения между героями, каковы их эмоции.

    3. Осуществляется работа над постановкой звуков, их отработкой. Осуществляется многократное повторение слов, словосочетаний, вызывающих затруднения у детей.

    4. Учащиеся самостоятельно выбирают понравившиеся им роли, фрагменты сказки. Иногда приходится самой разыгрывать некоторые роли для привлечения интереса детей или разыгрывать сценку несколько раз, где в одних и тех же ролях участвуют разные дети.

    5. На заключительном этапе происходит рефлексия, где учащиеся рассказывают о том, что им понравилось в постановке, какой герой, чье поведение, кому и с помощью чего удалось лучше передать сказочный образ.

Данная работа невозможна без участия родителей, сотрудничество с родителями в рамках внеклассной работы начинается с совместного изготовления костюмов и декораций и с их присутствия на презентации театра. Важно, что они по - новому начинают воспринимать своих детей, возникает уважение со стороны семьи, гордость за своего ребёнка.

Использование элементов театральной деятельности во внеурочной работе организую таким образом:

На занятии детям предлагаю работу в группах на заданную тему.

  1. Учащиеся получают задания – ситуации, привлекаются к составлению диалогов.

  2. В процессе составления реплик происходит знакомство ребят с новыми словами и выражениями;

Далее следует:

3. Самостоятельное прочтение его учащими­ся;

4. Проверка понимания содержания;

5. Выразительное чтение сказки и ее перевод;

6. Подбор пословиц, выражающих основную тему сказки;

7. Кроме этого учащиеся могут получать творческое задание на дом: нарисовать рисунок к сказке и рассказать, о чем говорят персонажи на своем рисунке (можно составить диалог).

Мной была составлена памятка для постановки спектакля на английском языке.

Результаты анкетирования проведенной внеурочной работы показали динамику в развитии иноязычной коммуникативной компетенции и повышении познавательного интереса к предмету у учащихся.



Анкета «Мотивации учащихся к изучению английского языка»

Цель: выявить уровень мотивации к изучению английского языка на начало и конец учебного года

Анкетирование проводилось среди учащихся 2 – 4 классов, в нем принимали участие 12 человек.

Начало учебного года

Конец учебного года

  1. Как ты охарактеризуешь предметное содержание урока?

Легко – 45%

Легко -39%

Достаточно – 37%

Достаточно - 43%

Трудно – 18%

Трудно – 18%

  1. Твоё мнение об объеме материала

Хороший объем - 86%

Хороший объем – 92%

Недостаточно – 10%

Недостаточно – 6%

Мало – 4%

Мало – 2%

  1. Как часто ты говоришь на английском языке на занятии?

Часто – 37%

Часто – 63 %

Достаточно – 47%

Достаточно – 31%

Редко – 16%

Редко – 6%

  1. Много ли приходится писать по-английски?

Много – 5%

Много – 16%

Достаточно – 73%

Достаточно – 73%

Мало – 22%

Мало – 11%

  1. Как часто ты не понимаешь учителя?

Всегда понимаю – 41%

Всегда понимаю – 71%

Иногда не понимаю – 57%

Иногда не понимаю – 24%

Часто не понимаю – 2%

Часто не понимаю - 4%

  1. Учитель объясняет новый материал

Всегда понятно – 59%

Всегда понятно – 88%

Не всегда понятно – 41%

Не всегда понятно – 12%

Не доступно – 0%

Не доступно – 0%

  1. Применяет ли учитель современные технологии и наглядный материал?

Регулярно – 41%

Регулярно – 55%

Иногда – 39%

Иногда -39%

Редко – 20%

Редко – 6%

  1. Атмосфера на уроке

Доброжелательная – 92%

Доброжелательная – 96%

Строгая – 4%

Строгая – 4%

Некомфортная – 4%

Некомфортная – 0%




Подводя итоги, можно сказать, что при изучении иностранного языка в начальной школе внеурочная деятельность обучаемых играет важную роль и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции, повышению познавательного интереса, углублению знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, помогает организовать свободное время учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания.


















Литература


1. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М: Высшая школа,1982. – 373с.

2. Колкер Л.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264с.

3. Рогова Г.В., Сахарова Т.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. –287с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

5. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. //Иностранные языки в школе. – 1975, №5.

6. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 1975, №5.




7