СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной деятельности в условиях сельской школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов совсместно с социальными партнерами

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности в условиях сельской школы»

Стрекалова Светлана Юрьевна


Учитель начальных классов, заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ» с. Объячево Прилузского района Республики Коми



Организация внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования


СЛАЙД 1.

Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в школе, какие знания сумел приобрести. 

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей.

СЛАЙД 2.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. 

При организации внеурочной деятельности в нашей школе использовался накопленный опыт внеклассной работы в начальных классах. В школе уже имелась модель внеурочной деятельности, которая после небольшой доработки была приведена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.
СЛАЙД 3

Внеурочная деятельность в школе осуществляется через:
- учебный план образовательного учреждения
- внутришкольную систему дополнительного образования
- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей
- организацию деятельности групп продленного дня
- классное руководство.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное, духовно-нравственное.

Стандарт предполагает организацию учебной деятельности в образовательном учреждении, как первой, так и второй половины дня. В первой половине дня ученики изучают учебные предметы. Во второй половине дня – работа группы продленного дня, в рамках которой организована внеурочная деятельность по разнообразным направлениям развития личности. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. На внеурочную деятельность для обучающихся 1-ых классов отводится 8 часов в неделю, т.е. в среднем по одному- два часа каждый день, для второклассников-четвероклассников – 2-3 часа в неделю.

Для внеурочной деятельности детей выбраны программы: «Умники и умницы». Школа развития речи, «Умники и умницы». Информатика. Логика. Математика, «Разноцветные задачи», «Юный эколог», «Английский с удовольствием», «Смотрю на мир глазами художника», «Волшебный мир кулис», «Веселые нотки», библиотечные уроки, Гимнастика, «Играя, растем здоровыми», «Шахматы», «Светлячок», «Полезные навыки», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Занятия проводят учителя, работающие в начальных классах, педагоги дополнительного образования Дома детского творчества МБОУ «СОШ» с.Объячево, а также педагоги ОУ «Станция юных натуралистов», «Детская юношеская спортивная школа», «Детский образовательно-оздоровительный спортивный центр», с которыми заключен договор на безвозмездное оказание образовательных услуг по реализации внеурочной деятельности.

СЛАЙД 4.

Некоторые дети по заявлению родителей посещают не все занятия, предложенные обучающимся. Дополнительное образование они получают в Доме детского творчества, Детской Музыкальной школе, Школе мастера (Центре изобразительного искусства и прикладного творчества при главе района ), в образцовом детском коллективе бального танца «Надежда» (МАУК «Дом Кино и досуга»), в образцовом детском коллективе спортивной аэробики «Орион», борцовском клубе «Кречет» (Детский образовательно-оздоровительный спортивный центр), ДЮСШ, которые работают по своим образовательным программам учреждений дополнительного образования детей.


СЛАЙД 5

Для реализации программ воспитательной работы классного руководителя и программ внеурочной деятельности школы активно привлекаются социальные партнеры.

Социальные партнеры по реализации программ внеурочной деятельности:

  • ГУ РК «Отделение социальной помощи семье и детям»

  • МУ ДОД «Станция юных натуралистов»

  • МАУК «Дом Кино и досуга»

  • Детская районная библиотека

  • Районный центр культуры и досуга

  • Районный краеведческий музей им. И. А. Яборова

  • Районный Центр изобразительного искусства и прикладного творчества при главе МР «Прилузский»

  • Инспекция ГИБДД

  • Прилузский районный комитет по охране окружающей среды

Для учащихся 1-4 классов в рамках внеурочной деятельности успешно реализуются 14 программ курсов:

СЛАЙД 6 «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

  Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие “тайны” математики. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Умники и умницы» «Школа развития речи» и «Математика. Логика. Информатика», являющиеся закономерным продолжением уроков русского языка и математики, их дополнением. Программа курсов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

СЛАЙД 7 «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

СЛАЙД 8 «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»

Задания программы «Смотрю на мир глазами художника» направлены на освоение языка художественной выразительности. Цель программы состоит в том, чтобы дать детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

СЛАЙД 9 ГИМНАСТИКА

Для успешного решения задач физического воспитания на протяжении всего периода обучения в школе необходимо применять целый комплекс средств физического воспитания, основное место среди которых занимает гимнастика.

Целью программы является осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие.






СЛАЙД 10 «СВЕТЛЯЧОК»

В течение 2010- 2015 гг. при школе работала республиканская опорно-методическая площадка духовно-нравственного воспитания «Формирование воспитывающей среды через приобщение ценностям духовно-нравственной культуры». В рамках этой площадки была разработана авторская программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальных классов «Светлячок». Затем после введения ФГОС, этот курс удачно вписался в содержание внеурочной деятельности школы. Программа рассчитана на 33 часа для учащихся 1 классов (1 раз в неделю), 17 часов для второклассников (1 раз в две недели), 9 часов для учащихся 3 классов (2-3 раза в неделю).

Содержание программы духовно-нравственного воспитания и социализации «Светлячок» помогает раскрыть понятия «отзывчивость» и «равнодушие»; способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости; вызвать у детей стремление замечать в окружающих положительные качества; помочь детям сформировать навыки толерантного отношения к людям независимо от их социального положения. Составляющие занятий: игры, упражнения, анализ ситуаций, чтение и анализ художественных произведений, просмотр художественных фильмов и мультфильмов и их обсуждение. Итогом работы по каждому разделу может быть групповая или коллективная работа, создание коллажа, конкурс чтецов, рисунков, написание сочинения, изготовление поделки или открытки и др.

СЛАЙД 11 «ПОЛЕЗНЫЕ НАВЫКИ»

Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны в младшем школьном возрасте. В начальной школе на уроках дети получают определенные этические знания и представления, однако, этого недостаточно. В связи с этим возникает необходимость проведения во внеурочное время кружковых занятий, которые бы позволили познакомить учащихся с правилами этикета и нормами поведения в школе, в общественных местах, правилами общения со сверстниками и взрослыми, научить практическим методам самостоятельного принятия решения, ориентированных на собственное здоровье.

Приоритетной целью занятий курса «Полезные навыки» является знакомство учащихся с нормами поведения в обществе; формирование умений, предоставляющих возможность выглядеть достойно и позволяющих проявлять себя уверенно в различных жизненных ситуациях; развитие коммуникативных способностей учащихся.

СЛАЙД 12 РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

Решение занимательных задач  для отработки и закрепления у школьников знаний, умений и навыков решения разных видов задач.  Дети встречаются с привлекательными сказочными героями, что вызывает у них эмоциональный отклик и превращает обучение в радостное событие.

Цель – развитие у младших школьников самостоятельности мышления, умственной инициативы и сообразительности при решении нестандартных задач.

Задачи:

  • совершенствование умения определять основные слова из условия и вопросы, которые помогают правильно избрать действия решения задачи;

  • совершенствование навыка самостоятельной работы над задачами;

  • развитие умения понимать связи и отношения между данными и искомыми в задаче;

  • развитие умения составлять устный план решения задач;

развитие умения решать задачи разными способами.

СЛАЙД 13 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель – формирование у младшего школьника культуры безопасности жизнедеятельности

Задачи:

  • формирование понятий об опасных и безопасных факторах окружающей действительности;

  • формирование ценностного отношения к своему здоровью и своей безопасности;

  • развитие готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий (индивидуальных и групповых)

  • формирование привычки следовать правилам безопасного поведения и здорового образа жизни, заботливо относиться к жизни и здоровью окружающих людей

СЛАЙД 14 «ИГРАЯ, РАСТЕМ ЗДОРОВЫМИ»

В системе начального обучения игровая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребёнка: нравственного, умственного, эстетического. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Цель программы: Осознание учащимися 1-2 классов ценности и чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Понимание учащимися 3-4 классов значение ведения здорового образа жизни в жизни человека и общества.

СЛАЙД 15 ШАХМАТЫ

Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

СЛАЙД 16 АНГЛИЙСКИЙ С УДОВОЛЬСТВИЕМ

Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, так как именно дети дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей.

Цель программы предполагает формирование элементарных навыков общения на английском языке у обучающихся 3-го класса, главной задачей является создание условий для коммуникативно-психологической адаптации учащихся 9-10 лет к изучению иностранного языка;

Этот курс является дополнением к изучению английского языка на уроках.

СЛАЙД 17 «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»

 Нет человека, который не любит музыку. Сердце каждого ребенка открыто для музыки. Надо только верить, что все дети талантливы.  Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма. Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.


СЛАЙД 18 БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ

В расписание занятий внеурочной деятельности 1 класса 1 раз в неделю включено посещение библиотеки. Целью библиотечных уроков является знакомство с библиотекой, вызвать у первоклассников интерес к книге, чтению. Занятия проходят в игровой форме, ребята с удовольствием отвечают на вопросы викторин, учатся ориентироваться в библиотечном пространстве, обучаются правилам пользования библиотекой, бережного отношения к книге.

СЛАЙД 19 ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.

В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях в «Школе будущего первоклассника». Занятия проходят по субботам для детей 6 – 7 летнего возраста воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей по различным причинам, не посещающих их. В этом учебном году занятия школы посещают 80 будущих первоклассников.

Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. Занятия в «Школе будущего первоклассника» включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей».

Раздел «Речевое развитие» состоит из программы «От слова к букве», который решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

      Раздел «Развитие математических способностей» представлен программой курса «Математические ступеньки», в основу отбора содержания положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.

СЛАЙД 20 (фотографии)
    Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой детей. Продолжительность занятий 30 минут с 10 - 15 минутными перерывами (3 занятия в день посещения).


СЛАЙД 21

Одним из социальных партнеров по организации внеурочной деятельности является Центр изобразительного искусства и прикладного творчества при главе Муниципального района «Прилузский». В «Школе мастера» дети занимаются бисероплетением, берестоплетением, ткачеством, рисованием, лепкой и другими видами прикладного творчества. Мастера-педагоги Центра регулярно проводят мастер-классы по изготовлению различных поделок. Такие как, «Кукла-скрутка», открытка-поздравление в различных техниках, плетение из бересты ободка на голову, мыловарение, изготовление поделок из бисера, из соленого теста и др.


Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Для выявления оценки результативности в школе используются разные технологии: игровая, проектная технология, в том числе и технология «Портфолио».

СЛАЙД 22.

Итогом работы по курсам внеурочной деятельности является организация выставок поделок, рисунков, сочинений, выступление перед родителями и одноклассниками.

СЛАЙДЫ 23 – 27.

Более 50 лет в нашей школе 12 апреля проводится традиционный школьный праздник «За честь школы», на котором подводятся итоги учебной и внеурочной деятельности. В заключительном концерте принимают участие все коллективы, в том числе учреждений дополнительного образования, с кем заключены договоры на безвозмездное оказание образовательных услуг по реализации внеурочной деятельности.


Для педагогов школы итогами и опытом своей работы можно поделиться во время заседаний методического объединения, во время аттестации и проведения различных мероприятий. Стало традицией приглашать на уроки во время адаптационного периода в первые классы воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В ноябре ежегодно в нашей школе проводится заседание методического объединения по итогам адаптации первоклассников к школьному обучению. На данном мероприятии учителя первых классов дают «открытые» уроки для учителей школы, воспитателей, педагогов и психологов дошкольных учреждений и школы. Затем обсуждение итогов адаптационного периода и проведенных уроков проходит в форме «круглого стола». Таким образом, осуществляется преемственность дошкольного и школьного образования.

СЛАЙД 28.

Еще одной из форм итоговой работы педагогов школы можно назвать проведение межрайонных практических семинаров. С целью обмена опытом по внедрению нового стандарта методическое объединение учителей начальных классов на базе школы провело межрайонный практический семинар «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы образования». В семинаре приняли участие около 70 человек, это учителя Койгородского района, МОУ «Визингская СОШ» Сысольского района, творческая группа учителей начальных классов Прилузского района «Intel», учителя МБОУ «СОШ» с. Объячево. При подведении итогов  участники отметили актуальность и практическую направленность данного семинара.


СЛАЙД 31

С 25 по 28 февраля, учителя – члены недавно созданного клуба «Учитель года – Прилузье», побывали в МБОУ «Ижемская средняя общеобразовательная школа», где прошел межрайонный семинар по обмену опытом. Нашими учителями было проведено5 уроков, 3 мастер-класса, поделились своим опытом работы по внеурочной деятельности 4 учителя.


Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.




6