Введение
«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной
речи надо долго и внимательно - прислушиваясь,
читая и изучая…»
Д.С. Лихачев
Не секрет, что в современной отечественной интеллигенции резко снизился уровень речевой культуры. Одним из проявлений общей сложной ситуации в сфере речевой культуры российского общества является и языковая безграмотность выпускников школ. Стало очевидным, что подготовка высококвалифицированного специалиста без обучения культуре речи стала малопродуктивна. Поэтому эпиграфом к своей работе хочется произнести высказывание Д.С. Лихачева.
Понаблюдайте за учащимися во время их ответа какого-либо урока! Что вы слышите? Что происходит? Бедность словарного запаса, безэмоциональность, косноязычие, бессвязность речи. Я считаю, что данная проблема образования(и не только школьного)заключается в противоречии все возрастающего объема необходимой человеку информации и весьма ограниченных возможностях освоения этой информации.
В связи с введением информационных технологий, введением новой формы итоговой аттестации наблюдается низкий уровень развития связной речи. Учащиеся образовательных учреждений затрудняются в выражении своих мнений, изложению мыслей.
- Где молодое поколение чаще всего проводит свое свободное время?
- За чтением книг? Нет! В глобальной сети Интернет, которая атрофирует их языковой ресурс!
Извлекая готовый материал без лишних усилий, перестают мыслить за ненадобностью; становятся обладателями свободного времени, которое тратят на компьютерные игры, что приводит к плачевным результатам. Об этом говорят К. Корделлан и Г. Грезион:
-происходит торможение процессов развития воображения, образного мышления.
-препятствуют полету фантазии, исследовательской деятельности;
-учат жестокости, программируют на игру, но не на мечту…
Ж.П. Канторне пишет о «снижении способности живой речи». А ведь как говорит К.Д. Лихачев :
«Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело…».
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Именно этой цели подчиняются основные задачи современного образования.
Предпосылки реализации проекта:
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», (утв. 7 мая 2018 г. №204
Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проекта протокол от 3 сентября 2018 №10);
Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области» на 2014- 2020 гг (утв. Постановлением Администрации Курской области от 15.10.2013 №737-Па)
Госпрограмма «Развитие образования» до 2025 г., утв. Постановлением Правительства РФ № 1642 от 26 декабря 2017 г.
Национальная программа поддержки и развития чтения 2007-2020 г.г.
Цель проекта: «Организация выразительного чтения на уроках литературы»:
-формирование в процессе обучения литературы критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений;
-развитие способности и готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
-воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его устно и письменно, умеющего анализировать прочитанное, проводить самостоятельно поиск решения учебных задач, оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.
Выдвинули следующую гипотезу: обучение выразительному чтению будет эффективным, если пользоваться различными формами и методами.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы и организации практической работы в решении задач была создана программа, направленная на повышение качества выразительного чтения.
Участники проекта: Воробьёва Г.А., учитель русского языка и литературы.Учащиеся среднего звена, старшего, родители учащихся.
Руководитель проекта:Бабкина Марина Валентиновна, заведующая кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования».
Теоретическая значимость. Выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблемы.
Практическая значимость. Проект направлен на развитие творческой, одухотворённой личности, способной жить и трудиться в современных социально - экономических условиях и творчески применять на практике полученные знания.
Применение на практике приемов активной учебной деятельности технологии развития критического мышления через чтение и письмо проблемного обучения, метода проектов дает возможность целенаправленно работать над развитием у учащихся интереса к предмету, реализовывать принципы личностно-ориентированного, развивающего обучения, внедрять в учебный процесс новые конструкции педагогической деятельности.
Поэтому одним из способов решения поставленных перед образованием задач становится использование выразительного чтения в обучении, в том числе в литературы.
В связи с этим особый интерес вызывает технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП), разработанная Международной ассоциацией чтения, авторы программы: Ч.Темпл, К. Мередит, Д. Стилл, С.Уолтер. В отечественной педагогике эта технология представлена в трудах Загашева И.О., Заир – Бека С.И.
Раздел 1. Общие положения
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют новые требования и к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Именно этой цели подчиняются основные задачи современного образования. В какой степени сформируются личностные компетенции выпускника, насколько он осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, научится критически мыслить, применять полученные знания на практике, многое зависит от нас, словесников.В связи с развитием информационных технологий, введением новой формы итоговой аттестации наблюдается низкий уровень развития связной речи. Учащиеся общеобразовательных учреждений, затрудняются в выражении своих мнений, изложению мысли. Перед нами встала задача научить детей правильному и грамотному говорению, соблюдая выразительность речи, которая способствует повышению общего культурного уровня творческой личности. Для решения этой проблемы предлагаем проведение работ, формирующих навыки выразительного чтения на уроках литературы. Поэтому полезно проведение упражнений, тренирующих чистоту речи, творческую смелость, веру в свои силы у детей.
В современных условиях учитель должен стать не источником информации, а человеком, который должен указать правильное направление в поиске новых способов получения знаний. В поисках информации нужно создать условия не только для развития самостоятельной, творчески мыслящей личности, но и для расширения познания в других предметных областях. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
В основе нового ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:
- определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
- изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач;
- стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;
- индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Но практика сегодня показывает, что слишком малый процент выпускников школ реально владеет информационной культурой, культурой работы с текстом. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации.
Инновации в образовании направлены на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации и дают возможность реализовать принципы личностно-ориентированного, развивающего обучения, внедрять в учебный процесс новые конструкции педагогической деятельности.
Поэтому одним из способов решения поставленных перед образованием задач становится использование выразительного чтения в обучении, в том числе в литературе.
Моя деятельность как педагога направлена на выполнение социального заказа общества. Использование в практике обучения русскому языку и литературе выразительного чтения определяется следующими целями:
-формирование в процессе обучения русскому языку и литературе критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений;
-развитие способности и готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
-воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его устно и письменно, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.
Задачи проекта:
1. Прививать интерес учащихся к урокам русского языка и литературы.
2. Развивать уважительное отношение к слову.
3. Создать условия для развития творческих способностей учащихся.
4. Сформировать у учащихся необходимые умения и навыки как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве.
5. Подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Раздел 2. Содержание проекта
Каким образом привести к процессу развития личности, формированию духовно-нравственного опыта и социальной компетентности? Как создать условия на уроках русского языка и литературы длясамостоятельного успешного освоения новых знаний и умений, как научить учиться?
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения, но мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.
Во-вторых, полученная информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Уделяется внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Работая в группе, учащиеся выслушивают мнения каждого участника, объективно подходят к выбору верного способа решения поставленной перед ними проблемы.
Из этого следует, что технология критического мышления способствует развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых как в учебе, так и в повседневной жизни: очень важно уметь принимать взвешенное решение в любой жизненной ситуации. А технология РКМЧП развивает смысловое восприятие и понимание информации. Считаю эффективным использование данной технологии на уроках русского языка и литературы, потому что это универсальная, метапредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач. Технология предполагает использование конкретных методических приемов, которые могут быть применены в различных предметных областях (истории, МХК, иностранного языка и т.д.).
В использовании этой технологии интегрируются и систематизируются подходы и приемы технологий проблемного обучения, метода проектов и исследовательской деятельности и др.
Например, мною успешно применяются следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления); дискуссия; чтение с остановками; «толстые» и «тонкие» вопросы; графическая систематизация материала в виде кластеров, таблиц, схем; синквейн, комплексный анализ текста; работа с тестами; творческие формы домашнего задания. Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.
Алгоритм технологии РКМЧП состоит из трех фаз:
вызов;
осмысление;
рефлексия.
Первая фаза – «вызов». На этом этапе основной задачей для учителя является постановка цели и задач урока. Это первая учебная задача, мотивирующая участников к обсуждению основного вопроса урока. Проблемную ситуацию на уроке создаю двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». «Затруднение» предполагает, что задание невозможно выполнить без новых знаний, это выясняется во время проблемного диалога, и теперь уже можно подвести их к теме и цели урока. «Удивление» через анализ двух фактов или мнений приводит к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
На уроках литературы в 10 классе часто использую задания по анализу эпизода текста. Роман «Отцы и дети» И.С.Тургенева, который поначалу учащимися тяжело читается, уже скоро становится благодатной почвой для рассуждений, наблюдений и исследований. Например, предлагаю задание проблемного характера:
«Исследовательница Г.Б.Курляндская пишет: «Художественная система Тургенева, основанная на прозрачной ясности и четкости изображения, …определяется вниманием и чуткостью к определенным психическим состояниям личности…».
Вопросы: 1. Вы заметили ясность и четкость изображения у Тургенева? Если да, приведите конкретные примеры из романа «Отцы и дети».
2. Прочитайте отрывок из 9 главы романа: «Он (Павел Петрович) бросился на диван, заложил руки за голову и остался неподвижен, почти с отчаянием глядя в потолок. Захотел ли он скрыть от самых стен, что у него происходило на лице, по другой ли какой причине, только он встал, отстегнул тяжелые занавески окон и опять бросился на диван».
Какая сцена предшествует этому эпизоду?
Можете ли вы согласиться с тем, что И.С.Тургенев чутко относится к психическим состояниям Павла Петровича? Обоснуйте свой ответ на примере данного отрывка.
Выполняя это задание, литературно-историческая основа которого представляет собой определенную позицию исследователя, ученик корректирует собственное читательское восприятие изучаемого текста, устанавливает причинно-следственные связи, выдвигает свою гипотезу о связях и закономерностях событий.
Или еще такой прием - «Верите ли вы, что…» (или «Да-нет-ка»), который придает уроку определенную интригу, задает эмоциональный фон. Данный прием в форме блиц - опроса способствует формированию умения критически оценивать результат, после выполнения такого рода заданий проводится самопроверка. Задания для этого элемента урока периодически предлагаю подготовить учащимся. Пример «да-нет-ки» в 10 классе по пьесе А.Н.Островского «Гроза»:
Варвара – главная героиня пьесы. (нет)
Представитель «темного царства» - Дикой. (да)
Муж Катерины – Кулигин. (нет)
Больше всех донимала Катерину Кабаниха. (да)
Катерина мечтала летать, как птица. (да)
Тихон защищал Катерину от матери. (нет)
Дикой любил своих племянников и собирался отдать их наследство. (нет)
Катерина полюбила Бориса. (да)
Варвара в конце пьесы убежала с Кудряшом. (да)
Борис увез Катерину с собой. (нет)
Катерина покончила жизнь самоубийством. (да)
Островский показал в пьесе «Гроза» жизнь провинциальных дворян. (нет)
Уже с 5 класса начинается освоение литературы в движении, в контексте культуры. Пятиклассник – сложный переходный возраст. Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: проявляется стремление быть и казаться взрослым, самостоятельным. Он еще не научился планировать свои действия, контролировать их. Изучение биографии писателя является необходимым элементом постижения текста, позволяет понять авторское отношение к изображаемому в произведении. Применяю прием – составление кластера в 5 классе, чтобы сделать наглядным мыслительный процесс «погружения» в ту или иную тему, вызвать у учащихся эмоциональный отклик.
Например, на первом уроке по изучению творчестваИ.А.Крылова в 5 классе я демонстрирую детям иллюстрации к известным басням, не указывая при этом ни названия, ни строк из басен. Обучающиеся вспоминают названия басен, цитируют строки. Предлагаю выдвинуть предположение о теме предстоящего урока и попытаться сформулировать проблему. А потом предлагаю рассмотреть галерею портретов баснописцев. После короткой беседы о басенном творчестве находим в этой галерее автора басен и затем прошу учащихся рассказать всё, что они знают об И.А.Крылове. В это время на доске оформляем в виде кластера выданную детьми информацию. В итоге мы получили структуру, определившую информационное поле данной теме. Этот прием стал способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы. Выразительное чтение и обсуждение новых басен позволило нам увеличить количество «спутников». А на последнем уроке мы провели коллективную работу по систематизации информации через совместное обсуждение всех «спутников» в творчестве И.А.Крылова. Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Таким образом, на первом этапе проводится актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов и целей деятельности, пробуждение интереса к теме, формируется мотивация для дальнейшей работы.
Вторая фаза - осмысление. На этом этапе предполагается основная учебная деятельность - работа над осмыслением текста. Приобретаются новые знания через знакомство с новой информацией, ее систематизацией, соотнесением с имеющимися знаниями, производится поиск ответов на поставленные в начале урока вопросы. При подготовке к уроку по теме «Базаров и родители» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») даю индивидуальное домашнее задание исследовательского характера:
Как, по вашему мнению, представлена «злоба дня» в следующем эпизоде романа «Отцы и дети»? «-Поздравь меня, - воскликнул вдруг Базаров, - сегодня 22 июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, - прибавил он, понизив голос…- Ну, подождут, что за важность».гл.15».
Задание предполагает интерпретацию высказывания литературоведа С.Е.Шаталова («Так называемая злоба дня представала в произведениях Тургенева в нравственно-психологическом опосредовании и обусловливала симпатии и антипатии персонажей, их поступки, взаимоотношения и суждения»), с которым учащиеся знакомятся на предыдущем уроке. Ребята выдвигают собственные гипотезы по взаимоотношению отцов и детей, а именно по отношению Базарова к родителям, проводят мини-исследование. Из рассуждения, в котором учащимися выражается версия решения учебной задачи, формулируется вывод, с которого начинается следующий урок.
Учащиеся проводят самоконтроль, самооценку учебной деятельности, выявляются затруднения и противоречия, корректируют цели, поставленные ими в начале урока. Чтобы создать наиболее комфортную обстановку на уроке, задания распределяю таким образом, чтобы они были выполнимы для каждого. Если мы работаем в группах, то в заданиях могут быть «тонкие» и «толстые» вопросы. «Тонкие» требуют краткого однозначного ответа: кто? что? когда? где? согласны ли вы…? Верно ли…? «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Примеры «тонких» вопросов: Кто из героев «Грозы» олицетворяет «темное царство»? Какие пути возможны у Катерины, чтобы изменить свою жизнь? Кого из героев пьесы вы считаете виновными в смерти Катерины? Какова их вина? «Толстые» вопросы: На ваш взгляд, суицид – это выход из сложившейся ситуации? Почему? Дайте объяснение финалу пьесы. Каким образом сложатся судьбы героев пьесы после смерти Катерины? Выскажите свои предположения. Учащиеся самостоятельно распределяют вопросы, контролируют процесс работы, составляют план выступления, предполагают возможные вопросы учащихся других групп и, соответственно, готовят на них ответы.
В работе с текстовым материалом использую прием активного чтения – ИНСЕРТ, позволяющий работать над формированием умения систематизировать и анализировать информацию. Учащиеся делают пометки на полях (обычно на полосках бумаги) и по ходу чтения заполняют таблицу:
v- это я знаю | + - новое | - - думал иначе | ? – не понял |
| | | |
.
На этапе осмысления идет постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому».
Одной из моих задач как учителя-словесника является подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Работу над написанием сочинения я провожу поэтапно.
На 1 этапе учащиеся получают домашнее задание: эссе на заданную тему, например: «Что такое активная жизненная позиция?»
На 2 этапе мы заслушиваем и обсуждаем информацию, записываем необходимую информацию;
На 3 этапе работаем с текстом, заполняем таблицу. Все критерии содержательной части сочинения заносятся в таблицу и по ходу осмысления предлагаемого для анализа текста вносятся идеи и мысли в графы таблицы.
По завершении работы с таблицей вырисовывается структура сочинения. На 4 этапе рефлексии учащиеся обмениваются мнениями. Получив всю необходимую информацию, выбрав одну из выявленных проблем текста, приступают к написанию сочинения.
Третья фаза – рефлексия. На этом этапе проводится анализ, творческая переработка новой информации, полученной на уроке, выслушиваются все выступления, задаются вопросы выступающим, и, как следствие, рождается новое знание. Далее проводится собственно рефлексия: учащиеся проводят анализ и оценку собственной деятельности в процессе занятия, заполняют последнюю колонку таблицы «Знаю – Хочу узнать - Узнал», отвечают на рефлексивные вопросы: Что показалось вам сегодня трудным? Каким способом была решена задача? Какие затруднения испытывали в ходе работы? Возможны ли иные способы решения учебной задачи? Какой вопрос сегодня для вас самый главный? Получили ли вы ответ на него? Остались ли непонятыми какие-либо вопросы? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих ответов?
Учащиеся делятся мнениями, соотносят полученную информацию со «старой», устанавливают причинно-следственные связи между полученными блоками информации, заполняют «Листы контроля», подводя итоги общей работы на уроке. Лист контроля заполняется каждой творческой группой учащихся в процессе работы.
Таким образом, я вижу плюсы этой технологии в развивающем, деятельностном способе обучения. Цель урока возникает у учащихся в процессе проблематизации, возникает внутренний интерес, средства деятельности разнообразные, результат виден в личностных изменениях обучающегося, который имеет возможность высказать свое мнение, оценить свою деятельность на уроке.
Эффективность процесса обучения зависит от самостоятельности и активности учащихся: ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.
Проектная деятельность, являющаяся составной частью технологии РКМ, позволяет развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление, исследовательские способности обучающихся.
Основные требования к использованию проектной деятельности:
1. Наличие значимой в исследовательском плане проблемы.
2. Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов.
6. Проект должен иметь конкретный выраженный результат: письменная работа, стендовый доклад, компьютерная презентация, творческая работа в области изобразительного искусства, эссе и др.
Не каждый ученик способен на творческом уровне решить поставленные перед ним проблемы, поэтому использую на уроках проблемное обучение на основе 4 уровней этого метода:
уровень несамостоятельной (обычной) активности: создается проблемная ситуация учителем, формулируется проблема или проблемный вопрос, сам предлагает гипотезы и способы решения, в слабом классе учитель сам проводит анализ и сам делает вывод -ученики усваивают образец умственной деятельности в условиях проблемной ситуации, воспроизводят деятельность по образцу;
уровень полусамостоятельной активности: учитель и ученики участвуют в совместном поиске способа решения проблемы, применяя прежние знания и умения в новой ситуации;
уровень самостоятельной активности: учитель создает проблемную ситуацию, формулирует проблему; ученики самостоятельно работают с источниками в поисках решения, применяют имеющиеся знания в новых ситуациях, предлагают гипотезу, ход решения, сами делают анализ и выводы.
уровень творческой активности: учитель только создает проблемную ситуацию; ученики сами обнаруживают и формулируют проблему, предлагают гипотезы и способы ее решения, проводят сопоставительный анализ разных гипотез, отвергают неверные - выбирают верную, делают самостоятельные выводы.
Использование на уроках литературы выразительного чтения создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала, позволит выпускнику школы научиться самостоятельно планировать и выполнять как учебную, так и социально значимую деятельность, целенаправленно и осознанно оценивать и развивать в дальнейшем свои способности.
Основными принципами использования выразительного чтения на уроках являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- умение критически мыслить;
- формирование универсальных учебных действий.
Ресурсы.
Над проектом я работаю первый год. В кабинете имеются информационные ресурсы для создания условий по развитию творческих способностей обучающихся: справочники по литературе и русскому языку, энциклопедии, словари, дополнительная литература из серии «Школьная программа» издательства «Дрофа», тексты изучаемых художественных произведений, создана видеотека и электронная папка презентаций, используемых на уроках.
В настоящее время все кабинеты русского языка и литературы в школе оборудованы средствами ИКТ, что открывает возможности работы в различных сетях Интернета, используется при необходимости режим работы Он-лайн; систематизирован учебный материал для индивидуальных заданий по литературе и русскому языку в соответствии с программами, разработаны диагностические материалы для промежуточной аттестации с учетом отслеживания уровня сформированности УУД.
Партнеры.
Партнерами по реализации проекта в первую очередь являются учащиеся школы. Администрация школы создает условия для системного использования мультимедийной аппаратуры, укрепляется материально-техническое оснащение учебных кабинетов. Также учащиеся сдавали экзамен «Учись учиться», организованный администрацией нашего образовательного учреждения с целью диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД). Экзамен проводился по Международной системе оценки «PIRLS» в 5 классах и «PISA» в 10 классах.
Целевая аудитория.
Проект рассчитан на реализацию в 5-11 классах. Сегодня в этом проекте задействованы учащиеся 5,6, 10 классов – 17 учащихся. В дальнейшем предполагается разработать систему вопросов и заданий для всех классов. В этом учебном году в реализации проекта участвуют учителя русского языка и литературы. В процессе реализации проекта проводится обмен опытом с педагогами предметных методических объединений, обучающимися, родителями. К реализации проекта вовлечены родители. Родители помогают детям осваивать компьютер, готовят вместе с детьми тематические презентации, мини-проекты. Совместно с родителями учащиеся составили мини-проект на классный час «О пользе витаминов» с театральным представлением и компьютерной презентацией.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Тема проекта «Организация выразительного чтения на уроках литературы» создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы урочной и внеклассной работы по предметам.
Сущность опыта. Сущность опыта заключается не в использовании информации, а умения управлять этой информацией, не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Результативность. Заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что создает условия для развития творческих способностей, критического мышления, для лучшего усвоения знаний, формирования умений и навыков. Работа по развитию выразительного чтения учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, формирует личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Об этом говорят результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе.
| 2017-2018г. | 2018-2019г. |
Результаты государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ | Русский язык. Сдавали 4 выпускника. Качество - 60,35% | Русский язык. Сдавали 5 выпускников. Качество- 63,6% |
Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ показывает динамику успешности выпускников на экзаменах как при выполнении заданий базового уровня, так и заданий повышенного и высокого уровней.
Социальный эффект. Создаются условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Использование инновационных технологий, различных приемов и методов активизации познавательной деятельности школьников, внедрение различных видов контроля приведет к формированию универсальной творческой личности, способной отбирать и анализировать нужную информацию, адекватно оценивать обстановку в стране и в мире. Творческая, одухотворённая, умеющая критически мыслить личность способна жить и трудиться в современных социально - экономических условиях и творчески применять на практике полученные знания.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В перспективе развития проекта предполагается расширение контингента участников проекта. В течение 2019-2020 учебного года увеличится количество субъектов в реализации проекта за счет пятиклассников. Для успешной реализации проекта необходимо провести диагностику творческих способностей пятиклассников, уровень мотивации, тревожности. С целью дальнейшего развития проекта внутри школы предусмотрены методические семинары и практикумы по использованию выразительного чтения в условиях перехода школы на новые образовательные стандарты. Предполагается в 2019 году разработать программу элективного курса для 11-классников «Единый государственный экзамен: сочинение без проблем». Курс будет ориентирован на развитие критического мышления в работе над написанием сочинения.
9